"Пятый сезон": ретроспектива Рене Магритта в Сан-Франциско
Дата: Автор: Татьяна Филиппова
В Музее современного искусства Сан-Франциско открылась выставка, рассказывающая о позднем периоде творчества Рене Магритта.
"Мои картины — не сны усыпляющие, а сны пробуждающие", — говорил Рене Магритт, художник, которого кураторы выставки в сан-францисском МОМА назвали "чемпионом тайны в жизни и в искусстве".
René Magritte, Son of Man, 1964.
В отличие от другого прославленного сюрреалиста Сальвадора Дали, превратившего свою жизнь в непрерывный перформанс, Магритт никогда не стремился быть не таким, как все. Он женился на девушке, с которой был знаком с детства, и прожил с ней до конца своих дней, не любил путешествовать и работал так, как работают клерки в офисах: ежедневно, по часам, обязательно делая перерыв на обед.
René Magritte, The Listening Room, 1952.
Похоже, что он и чувствовал себя самым обычным человеком, одним из толпы. Безликим человеком в котелке со знаменитой картины "Сын человеческий". "Человек в котелке — это господин Посредственность при все своей анонимности. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы".
René Magritte, The Dominion of Light, 1954.
Исследователи пытались найти корни его творчества в событиях детства — мать Рене Магритта покончила с собой, когда ему было тринадцать, — но он сам отрицал связь своих картин с подростковыми впечатлениями, заметив как-то, что искусство не подвластно психоанализу, это всегда тайна.
René Magritte, Seasickness, 1948.
Выставка "Пятый сезон" в Музее современного искусства Сан-Франциско — очередная попытка разгадать эту тайну, рассмотрев позднее творчество художника с 1943 по 1967 год, — более 70 живописных работ и гуашей. "Пятый сезон" — это название одной из картин Магритта, созданных в годы немецкой оккупации Бельгии. В это время он создает "солнечные", теплые образы, удивляющие даже самых близких его друзей.
René Magritte, The Happy Donor, 1966.
Пятидесятые годы отмечены работами, в которых вещи приобретают гипертрофированный масштаб, как в "Персональных ценностях", где в спальню с облачными стенами заключены огромная гребенка, бритвенная кисть, бокал и пудреница. Шестидесятые – многочисленными примерами мужчины в котелке, включая "Сына человеческого" (1964) и "Счастливого дарителя" (1966). В этой картине мужской силуэт — это уже не безликая фигура, а окно в параллельный мир.
René Magritte, The Kiss, 1951.
Кураторы надеются, что знатокам выставка позволит открыть в творчестве Рене Магритта новые стороны, а тем, кто встретится с ним впервые, — увидеть мир глазами художника, для которого сюрреализм был реальностью, освобожденной от банального смысла.
René Magritte, The Invisible World, 1954.
René Magritte, Personal Values, 1952.
Рекомендовано к прочтению