"Пятый сезон": ретроспектива Рене Магритта в Сан-Франциско

Дата: Автор: Татьяна Филиппова

В Музее современного искусства Сан-Франциско открылась выставка, рассказывающая о позднем периоде творчества Рене Магритта.

"Мои картины — не сны усыпляющие, а сны пробуждающие", — говорил Рене Магритт, художник, которого кураторы выставки в сан-францисском МОМА назвали "чемпионом тайны в жизни и в искусстве".

René Magritte, Son of Man, 1964.

В отличие от другого прославленного сюрреалиста Сальвадора Дали, превратившего свою жизнь в непрерывный перформанс, Магритт никогда не стремился быть не таким, как все. Он женился на девушке, с которой был знаком с детства, и прожил с ней до конца своих дней, не любил путешествовать и работал так, как работают клерки в офисах: ежедневно, по часам, обязательно делая перерыв на обед.

René Magritte, The Listening Room, 1952.

Похоже, что он и чувствовал себя самым обычным человеком, одним из толпы. Безликим человеком в котелке со знаменитой картины "Сын человеческий". "Человек в котелке — это господин Посредственность при все своей анонимности. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы".

René Magritte, The Dominion of Light, 1954.

Исследователи пытались найти корни его творчества в событиях детства — мать Рене Магритта покончила с собой, когда ему было тринадцать, — но он сам отрицал связь своих картин с подростковыми впечатлениями, заметив как-то, что искусство не подвластно психоанализу, это всегда тайна.

René Magritte, Seasickness, 1948.

Выставка "Пятый сезон" в Музее современного искусства Сан-Франциско — очередная попытка разгадать эту тайну, рассмотрев позднее творчество художника с 1943 по 1967 год, — более 70 живописных работ и гуашей. "Пятый сезон" — это название одной из картин Магритта, созданных в годы немецкой оккупации Бельгии. В это время он создает "солнечные", теплые образы, удивляющие даже самых близких его друзей.

René Magritte, The Happy Donor, 1966.

Пятидесятые годы отмечены работами, в которых вещи приобретают гипертрофированный масштаб, как в "Персональных ценностях", где в спальню с облачными стенами заключены огромная гребенка, бритвенная кисть, бокал и пудреница. Шестидесятые – многочисленными примерами мужчины в котелке, включая "Сына человеческого" (1964) и "Счастливого дарителя" (1966). В этой картине мужской силуэт — это уже не безликая фигура, а окно в параллельный мир.

René Magritte, The Kiss, 1951.

Кураторы надеются, что знатокам выставка позволит открыть в творчестве Рене Магритта новые стороны, а тем, кто встретится с ним впервые, — увидеть мир глазами художника, для которого сюрреализм был реальностью, освобожденной от банального смысла.

René Magritte, The Invisible World, 1954.

René Magritte, Personal Values, 1952.

Источник

В Уфе в музее Боевой Славы открылась выставка Р. Магалимова «Время собирать» В Старом Осколе обновят Центр культурного развития «Молодёжный» Врач из Уфы объяснил назначение препаратов от коронавируса В Белгороде запустили линию по выпуску гормональных препаратов Белгородка отсудила у ветклиники 68 тысяч рублей за смерть шарпея

Последние публикации