От тарелки до баранки. Когда инструктор по вождению начинает применять «розги»
Научил отец
«Я за рулём с 14 лет. Учил отец, он умел ездить на всех категориях машин, а права я получил в учебно-производственном комбинате. Жили мы в небольшом посёлке, отец не последний человек в ГИБДД, и его коллеги сквозь пальцы смотрели на то, что я сидел рядом с ним и вёл машину. В этом возрасте учиться вождению за удовольствие, машину сразу полюбил, на себе понял, как важно, чтобы учитель был спокойным и доброжелательным.
К работе инструктора по вождению пришёл не сразу. Было время, руководил автошколой и при собеседовании мог определить, задержится ли человек на нашей работе. Каким бы ты ни был суперводителем, но, если заводишься с пол-оборота – с людьми тебе не работать.
Мой личный критерий отбора сотрудников – наличие высшего образования, и он меня не подводил. В нашей автошколе немало ребят со средним специальным, но жизнь показала, что люди с «вышкой» более воспитанные и стрессоустойчивые. К ним нареканий меньше.
Возраст инструктора значения не имеет. Есть у нас в школе замечательный парнишка. Ему чуть за 20, а у него за плечами нужный водительский стаж, армия, среднее специальное образование, с курсантами отлично ладит. Так что ещё фору опытным коллегам даст».
Пришёл за «корочкой»
«По нормативу у меня каждый день должны быть занятия с четырьмя курсантами, но жизнь рассчитывает по‑своему. В основном работаем в две смены, машина занята с 8 утра до 10 вечера, но, бывает, приходится уходить в отпуск без содержания, если курсантов недобор.
Легче всего учить того, кто пришёл не просто за «корочкой», а действительно хочет научиться водить. И тогда ни возраст, ни пол курсанта роли не играет, желание определяет многое.
В нашей школе обучалась бабуля, которая в 78 лет решилась сесть за руль. Представьте, насколько с ней было сложно, потребовалось 60 двухчасовых занятий по вождению, которые надолго останутся в моей памяти. Но она, пусть и с четвёртого раза, сдала экзамен. Сейчас катается довольная, счастливая, мы с ней до сих пор созваниваемся. И это не единичный случай.
Совсем другое отношение к занятиям, когда человека жизненные обстоятельства принуждают получить права. Люди не думали не гадали, что будут водить, но умирают близкие, машина простаивает в гараже, а на дачу на автобусе не наездишься. Идут к нам.
Фото Вадима Заблоцкого
Очень распространена ситуация, когда на обучении в автошколе вопреки желанию жены настаивает её муж. «Лето впереди, начнутся вылазки на природу, мне захочется выпить, а за руль кого я посажу? Жену, конечно», – рассуждают мужчины. Объясняешь им, что с таким подходом их вторые половинки толком ничему не научатся. «Машина тихонечко научит», – парируют они».
100 раз без раздражения
«У меня и у учителей в обычной школе одинаковый отпуск – 42 дня, нужно время, чтобы восстановить свою подорванную за учебный год нервную систему. Формально инструктору необходим водительский стаж не менее трёх лет, но это мало что решает. Нравится сидеть за рулём – идите работать водителем, таксистом, дальнобойщиком, без педагогической жилки, безграничного терпения и умения 100 раз без раздражения объяснять одно и то же будет трудно.
Курсант в первые дни напоминает мне только что вылупившегося птенчика. Испуганного, робкого, толком ничего не понимающего. И мне очень нравится наблюдать, как он благодаря мне оперяется и становится самостоятельным. У каждого это происходит по‑своему: кто‑то уже на первых занятиях готов к выезду в город, кому‑то долго мешает психологический барьер. Справляемся со всеми, есть определённые методики, позволяющие привыкнуть к дороге постепенно.
Надо учитывать, что у каждого свой период адаптации за рулём. Пришла учиться 65-летняя женщина, и я прикидываю, что каждый день ей заниматься будет трудно. Предлагаю встречаться два раза в неделю, курс обучения растягивается на несколько месяцев, но всё благополучно заканчивается: экзамен она сдаёт с первого раза.
На некоторых курсантов влияют жизненные стереотипы. Мужчина лет на 15 меня старше, видимо, занимающий руководящую должность, прямо заявил: «Ты что, ещё чему‑то меня учить будешь?» Признаюсь, я опешил: «Подождите, вы же учиться пришли». «Ладно, буду вас слушать», –не очень охотно согласился он.
Я должен уметь понять, какой будет реакция человека в критической ситуации. Ведь для кого‑то спокойное замечание не вариант, если надо на чём‑то заострить внимание. Бывает и прикрикнешь, и по тормозам резко ударишь, чтобы курсант на всю жизнь запомнил, что наезжать на пешеходный переход, что он только что сделал, нельзя. Грубо? Зато запомнится надолго. Мы должны учить в первую очередь безопасному движению.
К концу обучения возникает другая проблема: человек набирается уверенности и считает себя практически водителем, а тут сидит инструктор, который пытается подсказывать. Возникает конфликт авторитетов, приходится применять «розги».
Фото shutterstock.com
Берём тарелку
«Главная задача автоинструктора – объединить умение водить машину со знаниями правил дорожного движения. И тут часто даже уверенные в себе курсанты испытывают шок. На площадке у них всё замечательно, а в городе провал. Ведь правила учат, задачи решают в спокойной обстановке, а в городе ситуация на дороге меняется постоянно, и тут важно уметь быстро ориентироваться и принимать решение, а это для новичка сложно.
Как это ни странно звучит, для меня лучше те курсанты, которые ни разу не садились за руль. Конечно, первые уроки для них настоящий кошмар: они мало что помнят, мои указания не запоминают. Самая типичная ошибка – путаница с поворотами. Советую эффективное упражнение: разъезжайте по квартире с большой тарелкой в руках и говорите, вправо или влево вы поворачиваете. Годы практики показали: помогает отменно.
Ещё я предлагаю в выходной день выехать часов в пять утра на улицы города и тихонько наблюдать, как они постепенно заполняются машинами. Это очень помогает привыкнуть к оживлённому городскому движению.
Нет ничего хуже, чем переучивать человека. Я занимался с девушкой, которая десять лет ездила по одному и тому же пути: катала мужа в военную часть и обратно. Понадобились права, и тут для неё наступил кошмар. Она ездила с правым рулём, а я учу на левом. Она, бедная, пыталась найти слева переключение передач и открывала вместо этого окно, сколько времени на занятиях было потеряно впустую».
Экзамены
«На экзаменах своих курсантов я волнуюсь как в первый раз. Обидно, что их зачастую подводит не подготовка, а нервы. Чаще всего во время сдачи на права ошибки связаны не с самой техникой вождения, а с умением применить теорию на практике. То курсант забывает, что находится на односторонней дороге, то знак не заметит.
Из моих подопечных экзамен с первого раза сдают 50 %, я считаю это хорошим показателем. 10 % валятся на теории, у многих мозг не работает в состоянии аффекта. 8 % не могут сдать площадку, хотя, получив права, они сразу же забывают, что когда‑то учились на ней. Те, кто благополучно прошёл теорию и площадку, не сдают город. Перенервничали, нога затряслась, сцепление заглохло – бывает и такое.
Как ни удивительно, часто не сдают город очень уверенные в себе люди. Курсант эффектно разворачивается и задним левым колесом наезжает на сплошную линию. Экзамен фиксирует камера, это не инспектор ГИБДД придирается, а оборудование всё видит.
А вообще, несмотря на переживания, я в отпуске скучаю по работе, прямо ломка начинается, так не хватает ежедневного адреналина. Каждый выезд с курсантом – это ещё то напряжение, но оно того стоит. Новые и часто полезные знакомства, эмоции, от этого не устаёшь и к этому привыкаешь. Потому, наверное, среди инструкторов по вождению практически нет текучести кадров».
Рекомендовано к прочтению