Дом-легенда: вилла Борсани в Милане
Дата: Автор: Вадим Костырин
Вилла Борсани — дом, который предвосхитил свое время и встал особняком среди проектов 1940-х. Тем интереснее, что это была одна из первых работ будущего классика мебельного дизайна.
Когда Освальдо Борсани занялся проектом своего будущего дома, который изначально предназначался для семьи его брата-близнеца Фульгенцио, ему еще не было тридцати. Окончив Миланский политех, братья продолжили традиции семейной мебельной мастерской в конце неспокойных 1930‑х, практически перед войной. Тем удивительнее этот проект, предвосхитивший свое время, – и сегодня многие решения выглядят довольно свежо.
Вилла Борсани в Милане, построенная в 1940-х годах, сохранила неповторимый дух времени.
Братья Борсани не так широко известны, как другие их соотечественники, – возможно потому, что апогей их творчества пришелся на 1950-е годы, когда феномен итальянского дизайна еще экспрессивно и хаотично формировался – во многом именно благодаря таким людям. Технологичная ветвь итальянского формотворчества обязана братьям Борсани большим количеством изделий-трансформеров: они создали много образцов нарождавшегося тренда функциональной мебели, которая могла раскладываться, откидываться, менять положения спинок. Использовались новые материалы (резина, пластмасса, сплавы), формировались “антибуржуазные черты”, предлагавшие нарочитую лаконичность форм, функциональность и при этом доступность. Благодаря превосходному дизайну и деловой хватке Освальдо Борсани его мебель стала востребована – ее приобретали для своих проектов Alitalia, Eni и другие известные компании. Во многом эта мебель определяла лицо общественных помещений Италии тех лет.
Освальдо Борсани на одном из созданных им диванов.
Возможно, именно благодаря ориентированности всего дизайн-процесса на технологические аспекты с фирмой охотно сотрудничал один из основателей стиля хай-тек лорд Норман Фостер. И сегодня компания Tecno, основанная в 1953 году синьором Борсани, является едва ли не единственной итальянской маркой, выпускающей помимо прочего технологичную офисную мебель.
Братья Борсани за работой.
Однако мебель, выполненная по лекалам, всегда деперсонализирована и создается достаточно быстро. Другое дело – архитектурные проекты, которые тщательно обдумываются и могут потребовать десятков заказных изделий. Именно в них максимально раскрываются дизайнеры, тем более если проект создается фактически под себя. Для синьора Борсани таким проектом стала собственная вилла, утопающая в зелени просторного сада.
Историческое фото виллы Борсани — за восемьдесят лет интерьер практически не изменился.
Дом возведен в середине прошлого столетия в небольшом ломбардском местечке Варедо, предместье Милана, недалеко от будущей фабрики Tecno. Кирпичный оштукатуренный особняк состоит из строгих объемов и имеет четкий рациональный план. Каждая деталь была тщательно проработана, будь то удлиненные окна или невероятный изразцовый камин, над которым вместе с Освальдо поработали его институтские друзья – Лучо Фонтана и Адженоре Фаббри.
Пергола. Через открытую дверь на заднем плане видна лестница в гостиной. Фото сделано в 1945 году.
Несколько поколений семейства Борсани наследовали этот дом, но интерьер претерпел минимальные изменения и сегодня представляет музейную ценность не только из-за имени своего создателя, но и в качестве образца уникального эклектичного стиля, в котором выполнена вилла. Ремесленные традиции Ломбардии в этом удивительном интерьере сочетаются с инновациями, которые были близки владельцу, – неоклассическими приметами муссолиниевских 1940-х, проявившимися в монументальности отделки и модернистски смелых абрисах мебели.
Гостиная наполнена множеством деталей. Пол из резного мрамора. Лестница, которая выглядит весьма современно, выполнена из мрамора, стекла и массива ореха (из него изготовлены перила).
При всем при этом вилла Борсани – это полноценный жилой дом, просто созданный стараниями талантов своего времени. Она стала воплощением, как сказали бы сейчас, “нового, современного стиля жизни”, который вызывал в 1940-х восхищение и выглядел остромодным. И сегодня, когда любой винтаж середины XX века неизменно вызывает восторг, этот интерьер тем более актуален.
Каминный уголок в гостиной. Сложный камин с изразцами синьор Борсани придумал вместе с Лучо Фонтана. Два кресла перед камином — модель P110, разработанная Освальдо Борсани. Настенные светильники придумал друг архитектора Гульельмо Ульрих.
Синьора Борсани не стало еще в 1985 году, но благодаря его семье у нас есть возможность познакомиться не только с его мебельными иконами, выставленными в музеях дизайна. На вилле собраны обширные архивы – кропотливо каталогизированные, они содержат тысячи документов, в том числе рисунков, акварелей, фотографий и писем, охватывающих пятьдесят лет карьеры братьев Борсани.
Малая гостиная с мебелью фабрики Освальдо Борсани.
Их идеи, тяга к новым материалам и энергия били неисчерпаемым фонтаном: в архиве скопились чертежи множества самых разнообразных изделий, включая ворота, ковры, витражи, кровати, телефонные аппараты и даже пчелиные ульи. Многие из этих изделий были воплощены и нашли применение при проектировании и в обстановке виллы, которая будет периодически открывать уникальные интерьеры для ценителей дизайна и истории. Сходите посмотрите: у Борсани и в ХХI веке есть чему поучиться. И заодно загляните на ретроспективную выставку в Миланской музее дизайна.
Библиотека. Старинная мебель соседствует с образцами, разработанными братьями Борсани.
Фрагмент библиотеки. Картина Адриано Спилимберго. В начале 1950-х художник вместе с Освальдо Борсани создал несколько предметов мебели.
Каминный уголок в одной из спален.
Столовая с бразильским столом из оникса и набором стульев, спроектированных Освальдо Борсани.
Вид на парк, раскинувшийся вокруг виллы.
Территория виллы. Здесь можно увидеть ту же перголу.
Рекомендовано к прочтению