04.06.2018 12:27

Женский Белгород. Кто из женщин вписал свои имена в историю нашего края

Женский Белгород. Кто из женщин вписал свои имена в историю нашего края

В честь Богородицы

«Гендерная тема в регионе практически не разрабатывалась, – отмечает Павел Альбощий. – К 8 Марта я задался целью выявить все женские памятники Белгорода. Из женских образов у нас представлены несколько языческих богинь, святая праведная княгиня Феврония, дворянка Наталья Гончарова, скорбящая мать, беременная женщина, многодетная мать, учительница, бабушка, три девочки, две студентки и одна известная гимнастка. Но в историю Белгорода вплелись судьбы ещё нескольких женщин, имена которых стоило бы увековечить если не мемориальными табличками, то хотя бы памятным маршрутом», – убеждён краевед.

Кто же эти женщины? Если говорить о женском образе в рамках мировой истории, то, конечно, первая, о ком надо упомянуть, – это Пресвятая Богородица. По мнению Павла, древнейшая святыня, связанная с Белгородом, – это Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение». Она прославилась многими чудесами, и в 1597 году царь Фёдор Иоаннович повелел принести её в Москву.

В XVII веке житель Нового Оскола услышал от иконы Богородицы глас, повелевший ему идти к воеводе и сказать, чтобы он привёз чудотворный образ из Курска в Белгород и написал его на знамени Белгородского полка. Кроме этого, к воеводе Григорию Ромодановскому явился полковой поручик, который сообщил о приходе неизвестного старца, повелевшего передать воеводе, что на знамени нужно изобразить образ Пресвятой Богородицы «Знамение». Ромодановский, впечатлённый этими рассказами, посоветовался с духовенством и воинами, после чего чудотворный образ доставили в Белгород. Вскоре этот образ был изображён на полковом знамени.

Тогда же была написана копия иконы «Знамение», особо почитаемая в Белгороде как «Царская походная», поскольку по указам государей её в брали в походы, где было одержано немало побед.
Кроме списка Курской Коренной иконы, в Белгороде хранились Смоленская икона, за помощью к которой белгородцы обращаются и сейчас. Список Владимирской иконы Божией Матери – семейная святыня святителя Иоасафа – до революции находился в его пещерке. После канонизации святителя Иоасафа в Белгород была принесена подлинная Песчанская икона Божией Матери из Изюма. Потом её вернули назад. Но в Белгороде оставили дореволюционный список. Он находился в покоях святителя Иоасафа.

Если бы мы посмотрели на Белгород с Харьковской горы 100 лет назад, то увидели бы несколько храмов, престолы которых были посвящены Божьей Матери. А древний женский монастырь был освящён в честь Рождества Богородицы.

Женский Белгород. Кто из женщин вписал свои имена в историю нашего краяПриезд Екатерины II в Белгород.
Картина художника Евгения Савотченко

Царские особы

От памятника князю Владимиру видна дорога, по которой в XVIII веке в Белгород приехала Екатерина II. В 1787 году она совершила путешествие с целью посетить присоединённые территории и посмотреть, как живут люди в Российской империи. Обратный путь императрицы лежал через Белгород, в котором предусматривался обед и ночлег государыни. Сохранилось описание подробностей этого визита:

«За версту от Белгорода встретил Её величество магистрат, который, поклонясь ей на дороге и пропустя, поехал вслед немедленно, только кареты Её величества не объезжая. У триумфальных городских ворот встретил её городской голова с лучшими тамошними купцами и комендант с гарнизонною командою, где купечество только обязано было поклониться Её величеству, но не останавливать. По обеим сторонам дороги народ расставлен был так, чтобы мещане, а потом и купцы ближе были к покоям, а к крыльцу чтобы поставить школьников и пред ними их учителя. В почётный список встречающих императрицу при въезде в Белгород было включено 120 дворян из всех уездов Курской губернии».

Ночевала императрица в доме помещика Николая Озерова. В городе не умолкал звон колоколов и гром пушек, улицы были заполнены народом.

Екатерина посетила Свято-Троицкий собор и побеседовала с епископом Феоктистом.

«В сей самой комнате, где мы теперь находимся, сидела и сия великая монархиня; здесь хвалилась она мне прогнанием татар за границу, и на ответ мой, что чрез это сделала она великое благодеяние Малороссии, от них много пострадавшей, возразила следующими словами: «Что вы мне говорите о Малороссии? Производя сие в действо, я не помышляла даже о ней, но думала о благоденствии целой России», – рассказывал владыка Феоктист Дмитрию Бантыш-Каменскому.

В XIX веке в Белгороде побывала императрица Елизавета Алексеевна Романова – супруга Александра I. Она прибыла сюда 18 сентября 1825 года – через неделю, после того как в городе побывал император. Елизавета Алексеевна посетила кафедральный собор, переночевала в доме Тамбовцева и на следующий день отправилась к мужу в Таганрог.

В начале XX века в Белгород приезжали шесть святых мучениц: на торжества по случаю канонизации святителя Иоасафа прибыла Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова, а позже, с государем Николаем II, сюда приехали императрица Александра Фёдоровна и четыре великие княжны: Ольга, Татиана, Мария и Анастасия.

Женский Белгород. Кто из женщин вписал свои имена в историю нашего краяАрест последней королевы грузии.
Гравюра французского художника Шарля Мишеля Жоффруа

Писательница и герои

В экспозиции Пушкинской библиотеки-музея находится портрет писательницы Надежды Степановны Соханской (Кохановской). Она родилась в Корочанском уезде, в дворянской семье. Её отец рано умер, и семья осталась в достаточно стеснённых обстоятельствах. Начав писать, Надежда Соханская не встретила поддержки в своём окружении. Тем не менее в 1846 году она отправляет в журнал «Современник» свою повесть. Издатель журнала Пётр Плетнёв эту повесть публиковать не стал, но вступил в переписку с Соханской. Чуть позже она присылает ему свою автобиографию, которая приводит Плетнёва в восторг.

В последующие годы литературные произведения Соханской не раз появлялись в журналах того времени. Она снискала себе славу писательницы-славянофилки и колоритно передавала в своих произведениях народную жизнь.

Следующая точка экскурсии – музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление». Здесь вспоминаем двух женщин Героев Советского Союза: уроженку Ракитного, лётчицу Надежду Федутенко и радистку Елену Стемпковскую.

Царица в монастыре

В Белгороде на месте нынешнего драматического театра когда‑то находился Рождество-Богородицкий женский монастырь. В XIX веке здесь восемь лет находилась в заключении последняя грузинская царица Мариам Цицишвили. Это случилось во время вхождения Грузии в состав России.

После смерти царя Георгия Александр I приказал переместить Мариам и всех представителей династии в Петербург, чтобы предотвратить народные волнения. Но царица задумала бежать. Узнав об этом, её дальний родственник генерал Цицианов велел генералу Лазареву немедленно взять Мариам под стражу и увезти её. Выполняя приказ, Лазарев явился во дворец, но царица не пожелала идти с ним. Тогда он попытался за ноги стащить её с тахты. Мариам, возмущённая таким неуважительным поступком, достала кинжал и убила генерала. Позже эту сцену воспроизвёл в своей гравюре французский художник Шарль Мишель Жоффруа.

Александр I отправил царицу вместе с семьёй в белгородский Рождество-Богородицкий монастырь. По пути местные жители попытались отбить Мариам, но у них ничего не вышло.

Первые годы грузинской царице запрещено было покидать монастырь. Но обходились с ней гуманно, разместив её в келье настоятельницы. А в последние два года своего пребывания в Белгороде Мариам даже разрешили гулять по городу. Правда, во время таких прогулок конвойные бдительно следили за ней и каждый раз докладывали о её возвращении городничему.

  • Писательница Надежда Соханская

  • Герой Советского Союза, лётчица Надежда Федутенко

  • Царица Мариам

Подвиг матушки Марии

В Белгороде уцелело здание мужской гимназии (ныне здесь располагается социально-теологический факультет БелГУ), где в первой четверти XX века был законоучителем священник Василий Кияновский. Он также служил в домовой Евгеньевской церкви, которая размещалась в гимназии.

Если пройти ещё немного по улице Преображенской в сторону железнодорожного вокзала, то увидим здание бывшей второй женской гимназии, где начальницей и преподавателем была жена Василия Кияновского – матушка Мария. Современники характеризовали её как авторитетного в городе, смелого и искренне верующего человека. Когда в 1919 году арестовали белгородского епископа Никодима (Кононова), она возглавила делегацию, просящую об освобождении владыки. Но во время переговоров её арестовали, бросили в тюрьму и в тот же день расстреляли.

Вот как о её мученическом подвиге свидетельствовал житель Белгорода Андрей Маховский:

«Один из красноармейцев рассказал мне, что вечером 26 декабря (по старому стилю – прим. авт.) он стоял на посту на пожарном дворе, что на его глазах комендант Саенко вывел во двор какую‑то учительницу, в которой по подробно описанным им приметам я узнал Кияновскую, и, поставив её перед собой, сказал ей: «Я тебе сейчас преподнесу гостинец». – «Герой была женщина, до слёз довела она меня своим поведением, – добавил красноармеец и продолжил: – Не испугалась она, сняла с себя очки и со словами «пожалуйста» выставила вперёд грудь, тогда Саенко выстрелил сначала два раза в грудь из револьвера, а один раз в лоб. Учительница упала мёртвой, а Саенко ушёл».

Говоря о выдающихся белгородских женщинах, вспомним и Анну Чумичову, участвовавшую во всех делах своего мужа – известного белгородского купца и мецената. На старом кладбище сохранилось величественное надгробие в виде саркофага над её могилой.

Было в истории Белгорода немало и других достойных представительниц прекрасного пола, чьи судьбы ещё ждут своих исследователей.

Источник

Россия выиграла право на проведение чемпионата мира по волейболу 2022 года Чтоб ноги танцам не мешали. Как выбрать профессию по душе и силам В Белгороде открыли стадион для мини-футбола Осторожно! Названы продукты, которые повышают давление Ночь на Крещение в Башкирии будет морозной

Последние публикации