Зелёные кабинеты и спортивные зоны. Как в Белгороде оберегают здоровье школьников
Два в одном
Центр образования объединяет школу и детский сад. За последние годы их количество в Белгороде увеличилось.
«Это требование сегодняшнего дня, – уверена руководитель городского управления образования Ирина Гричаникова. – При переходе из детсада в школу выпускники резко меняют режим. Их двигательная активность сильно сокращается, больше времени они проводят в статичном положении. С помощью центров образования мы стремимся создать больше условий для компенсации их физической активности, чтобы этого перепада не было».
Эффект достигается за счёт зонирования территорий образовательных учреждений (внутренних и дворовых), а также изменения учебного графика. В новых школах зональные требования закладывают ещё на стадии проектирования.
«В тех школах, что работают уже давно, оформляются дополнительные спортивные и развивающие рекреации, чтобы ученики чувствовали себя более энергично и непринуждённо», – отмечает Гричаникова.
Центр образования № 15
В микрорайоне Луч центр образования открыли в январе 2018-го. В детском саду две группы, которые посещают 48 детей. Ещё две группы планируют добавить к сентябрю. Школа работает в одну смену. В ней 27 классов, в которых обучается свыше 700 человек, а к новому учебному году добавятся ещё 300.
Нововведения заметны ещё при входе: здесь расположилась просторная велосипедная стоянка.
«Мы поощряем езду на велосипедах, – поясняет директор Анна Козловцева. – Чтобы не возникало толкотни, в здании отдельный вход с пандусом для детей-инвалидов. Пока таких учеников у нас нет, но мы готовы их принять. Школа обустроена так, чтобы в ней было комфортно детям с любой группой здоровья».
Туалеты, столовая, лифты и даже гардероб – всё адаптировано для детей, передвигающихся на колясках. По всему зданию встроены кнопки вызова и тактильные полоски для слабовидящих. Отдельно расположился медицинский блок. В нём пять кабинетов: стоматологический, прививочный, процедурный, санобработки и кабинет врача.
«Здесь созданы все условия для того, чтобы школьники могли проходить профосмотры», – продолжает Козловцева.
Для ребят, которые тяжело адаптируются к школьной жизни, предусмотрена сенсорная комната.
«Мы замечаем таких детей и устанавливаем для них график посещения комнаты, – говорит психолог Центра образования № 15 Марина Больбот. – Здесь мы рисуем песком, занимаемся в сухом бассейне, бегаем по тактильной дорожке и массажным коврикам и делаем многое, чтобы ребёнок мог расслабиться и не чувствовать себя зажатым».
В центре 20 рекреационных зон с пуфиками, большими кубиками для подвижных игр и книгами.
«Больше всего детям нравится интерактивный пол – это когда с помощью проектора на нём отображается подвижная игра, например «собери яйца в корзинку». Есть и программы для релаксации, где можно просто ходить, разгребая ножками опавшие листья», – рассказывает Козловцева.
Обучение в классах проводится по методике Владимира Базарного. Парты индивидуальные, регулируются по высоте и углу наклона. При желании ребёнок сам может настроить под себя рабочее место. Для неусидчивых учеников предусмотрены конторки, позволяющие вставать во время урока.
«Мы не даём засиживаться малышам в начальных классах, используя нелинейное расписание, основные предметы комбинируем с внеурочной деятельностью. К примеру, между математикой и литературой вполне может возникнуть занятие по плаванию», – поясняет директор.
Ещё одна фишка учебного заведения – перемены по 20 минут. А в середине учебного дня – прогулка во дворе, где оборудованы три игровые площадки и десять спортивных комплексов.
«К сентябрю мы планируем дооборудовать школу так, чтобы дети могли проводить в ней целый день. В тёплое время года будем выводить их на прогулку каждую перемену, кроме той, когда они кушают».
Центр образования № 1
Прогулки в течение учебного дня практикуют и в Центре образования № 1. Эта школа прославилась во многом благодаря женской футбольной команде «Белогорье», которая стала вице-чемпионом России.
«У нас огромное количество секций: от тхэквондо до циркового искусства, – говорит замдиректора школы Максим Амельченко. – Формировать спортивный азарт начинаем ещё с детсада в шахматном клубе. На его базе хотим создать городскую шахматную федерацию».
В школе обучаются 1 380 детей. Старшеклассники могут сами выбирать профильные предметы, которые они изучают более углублённо.
«Исходя из этих интересов, мы объединяем их по межклассовым группам, – рассказала замдиректора школы Алина Прохорова. – Кабинеты для небольших групп найти сложно, поэтому рекреационные зоны в здании переоборудованы так, чтобы в них можно было заняться спортом или вести уроки в формате круглого стола».
В центре больше 20 рекреационных зон. Во многих есть диваны, книжные шкафы, спортивные уголки, доступ к Интернету и зарядные устройства. А в апреле-мае начинаются занятия на свежем воздухе в зелёных классах: в беседках есть электричество, столы, стулья, доска, проекторы и компьютер. Такие уроки старшеклассники не прогуливают.
«Центр образования № 1 стал пилотным для Белгорода, – резюмирует Ирина Гричаникова. – В ближайшее время откроют несколько подобных центров по городу, в том числе в микрорайонах Восточный и Западный. Так, в микрорайоне Новый-2 Центр образования № 6 «Перспектива» начнёт работать в августе, а в сентябре примет первых учеников».
Рекомендовано к прочтению