За ДТП ответит. Кто гарантирует безопасность пассажиров такси
Нет гаража, но есть машины
Раньше таксовали все подряд. С 2011 года нужно разрешение на пассажирские перевозки от областного управления автодорог. Получить его могут только юрлица или ИП. Они же оформляют к себе водителей, обеспечивают медицинский и техосмотр, после чего дают путевой лист и доступ к базе заказов. Так работают таксопарки.
Агрегаторы такси вывели на дороги самостоятельных таксистов, которые выполняют их заказы иногда даже без разрешения на перевозки. Без офиса, диспетчерской, гаража – только водители, подключённые к базе заказов через компании-партнёры. Клиенту достаточно скачать в телефон мобильное приложение и ввести данные: откуда забрать и куда ехать. Программа сама выставит цену.
«В Белгород зашла компания из другого города – медика, механика, СТО нет, разрешения на перевозки нет. Спрашивается: что здесь делают машины из 18-го региона? Заходят компании из Москвы, Краснодара. Пассажиры видят наклейки «Яндекс», а в случае чего — куда им жаловаться? Кто контролирует: трезвый водитель или нет?» – эмоционально говорит представитель одного из местных таксопарков.
На работу в «Яндекс»
Мы попробовали «трудоустроиться» в одну из компаний-партнёров, которая набирает водителей для работы в «Яндекс.Такси» в Белгороде.
Фото Вадима Заблоцкого
— Я по поводу работы. Есть требования к автомобилю? Нужно его показать?
— Важно, чтобы автомобиль внешне был в хорошем состоянии, технически исправен. Иномарки практически все подходят, отечественные нужно смотреть на месте. Необходимо разрешение на такси. Если оно есть – местное, белгородское, за 15 минут делаем доступ, и можете выходить на заказы.
— У меня нет. Можете помочь с оформлением?
— Мы временно не занимаемся этой опцией. Есть два варианта: открыть ИП и оформить на себя — это займёт до месяца, а можно без открытия ИП – через агентства. Они по договору субаренды на ваш автомобиль оформят разрешение. Это занимает до шести дней, в основном водители пользуются их услугами. Таксисты говорят, что платят 1–1,5 тыс. в месяц, а агентство за них платит налог.
— График работы свободный. Это значит, я в любое время могу выйти на линию. А перед выходом медика нужно проходить?
— По закону да. Мы это никак не контролируем, но и вас никто не освобождает от этой обязанности. Мы направляем в компании, которые занимаются. Собственно там вы и будете это проходить. Мы же оказываем вам информационные услуги.
— Поездки от 49 рублей, у вас указано, что есть доплаты водителям?
— Да, сейчас водителям идёт доплата от сервиса плюс 100 рублей за каждый выполненный заказ. На одного водителя до 35 заявок в день, работы очень много.
— А такие условия надолго?
— Это не бесконечная опция, а на момент раскрутки, но с июня пока доплачивается.
— Как насчёт отчисления диспетчеру? (То, на чём и зарабатывают агрегаторы. – прим. ред.)
— Процент сервиса снимается сразу, с первого выполненного заказа. Комиссию никто не отменяет, просто сейчас у вас свободные условия.
— После получения лицензии каким образом мы с вами оформляем отношения?
— Мы оказываем вам информационные услуги и заключаем договор только на обработку персональных данных. Вы работаете как частное лицо по нашим заказам.
— Получается, при ДТП вся ответственность ляжет на меня?
— Она в любом случае ляжет на водителя. Неважно, по какому договору вы с нами работаете, ведь вы владелец автомобиля.
Главное, чтоб не красный
«За безопасность пассажиров отвечает владелец машины, на которую выдано разрешение», – говорит начальник отдела организации перевозок легковыми такси областного управления автодорог общего пользования и транспорта Виктор Винников.
Разрешение выдают в областном управлении автодорог только тому, кто не меньше трёх лет за рулём. Саму машину никто не смотрит, с 2012 года этого не требуется.
Зато смотрят на цвет. С 2015-го у белгородских такси есть официальные оформленные законом цвета: белый, жёлтый, серый и синий.
«Разрешение выдаётся на пять лет. Если оно получено до 2015 года, можно спокойно работать до истечения срока, а после либо перекрасить машину, либо поменять, – продолжает он. – За пять лет работы в такси автомобиль изнашивается, его в любом случае необходимо менять или капитально ремонтировать».
В Москве и Петербурге давно отработана практика, когда ИП или ООО оформляет договор аренды с автовладельцем, получает на машину разрешение, а после расторгает договор аренды. Как результат – на дорогах полно частников с разрешениями. При этом состояние машин и водителей целиком на совести последних.
«У нас такого нет. Если мы узнаем, что договор расторгнут, то будут неприятности, – уверен Виктор Винников. – Да и невыгодно оставлять разрешение: ведь они платят налоги за эти машины».
Экономика или безопасность?
Перевозчик без разрешения – это частное лицо. А если ещё машина не его, при ДТП вся ответственность ляжет на владельца машины. Пассажир будет разбираться с ним через суд в частном порядке.
«Мы берём на работу машины только с разрешениями, агрегаторы их и не спрашивают зачастую, – рассказал директор «Городского такси» Александр Максимчук. – У нас доступ к базе заказов только после того, как водитель прошёл медика, выделен целый отдел по работе с жалобами. У агрегаторов пассажиру куда жаловаться в случае чего?»
У агрегаторов свободный график работы, хоть на два часа выходи. А как в этом случае быть с медосмотром?
«Есть несколько пунктов, которые проводят медосмотр и техосмотр водителей. Все предприниматели должны заключить с этими пунктами договоры, требование о проверке перед выходом на линию относится ко всем: легковому такси, грузовому транспорту, автобусам», – рассказывает Винников.
На дорогах всех контролирует ГИБДД. Управление автодорог может выезжать на проверки таксистов только по жалобам пассажиров.
В борьбе за клиентов службы такси выбирают разную тактику.
Фото Анастасии Писаревской
«Жалобы были, но в основном на тех, кто работает в такси без разрешений. Таких перевозчиков полиция привлекает за незаконную предпринимательскую деятельность», – поясняет он.
Чтобы навести порядок на дорогах, управление автодорог Белгородской области и «Яндекс.Такси» подписали соглашение о взаимодействии.
«Яндекс.Такси» обязуется проверять достоверность информации, которая поступает от перевозчиков, в том числе о наличии разрешений. Тех, у кого разрешений нет, отключать от системы и не передавать им заказы», – поясняет Виктор Винников. – Соглашение подписали ещё 7 сентября, «Яндекс» попросил время для проверки и переходного периода. Мы прорабатываем этот вопрос и с другими агрегаторами и перевозчиками».
Меморандумы с «Яндекс.Такси» ранее подписали власти Москвы, Томской, Самарской и Новосибирской областей.
Комментарий пресс-службы «Яндекс.Такси»:
«Ответственность за перевозку и водителя несёт перевозчик, то есть таксопарк. У нас есть рекомендации к автомобилям такси: обязательно чистый, без повреждений кузова и салона, без посторонних запахов в салоне.
Есть технологии контроля водителей, хотя мы и не сотрудничаем с ними напрямую. Перед первым выходом на линию каждый водитель проходит обязательный дистанционный фотоконтроль автомобиля и водительского удостоверения. Раз в несколько дней с определённых ракурсов он фотографирует автомобиль и отправляет снимки через приложение «Яндекс.Таксометр». Программа определит состояние автомобиля и после откроет доступ к заказам.
Система устроена так, что плохой водитель блокирует сам себя. Если он получает плохие оценки от пользователя, его рейтинг падает. И чем он ниже, тем меньше у него заказов. Если же он дойдёт до пороговых значений, водитель блокируется системой и перестаёт получать заказы».
Рекомендовано к прочтению