Я – Эйнштейн, штаны на лямках
Есть у меня родственник семи лет. Год назад его воспитательнице приснилось, будто он побеждает в конкурсе детских исследовательских проектов. Надо ли говорить, что, когда конкурс объявили на самом деле, она немедленно отправила заявку на участие и поставила меня перед фактом? Тема лежала на поверхности: ребёнок интересовался динозаврами. «Ну что вы, – улыбнулись в садике, – в проекте нужно отразить региональный компонент, и темы уже утвердили». Так мы сели лепить конфеты из свёклы.
Тут стоит пояснить, что исследовательский проект, кроме практической части, предполагал теоретическую. А именно – доклад на пару страниц, в котором требовалось обосновать актуальность темы, сформулировать цели и задачи проекта, выдвинуть какую‑нибудь гипотезу и доказать её. Всё это нужно было проиллюстрировать плакатом и электронной презентацией (чтоб наверняка). Что из этого понял шестилетний? Что нужно натереть свёклу.
В день икс состоялся спектакль, достойный лучших мировых подмостков: маленькие последователи Эйнштейна у доски виртуозно декламировали перед тётями из конкурсной комиссии сочинённые родителями монологи. «У меня возникла гипотеза», «Изучив литературу, я задался вопросом…», «Я провела эксперимент и пришла к выводу…». Тёти из комиссии умилялись, мамы и папы промокали платочками блестевшие от слёз и гордости глаза, воспитатели с облегченьем выдыхали. Занавес.
В 1-м классе родственнику предложили участвовать в дистанционной олимпиаде. «Пришлют задание в школу, – думала я, – раздадут детям, и каждый ответит, что знает». Но нет: задание выдали на руки и предложили сделать его дома («Разумеется, вы должны ему помогать!»). Родственник – человек вполне читающий, но суть заданий от него ускользала. На пятом вопросе он взмолился: «Я не понимаю, мы такого ещё не проходили!» «Нет так нет, просто оставь это», – посоветовала я, и мы оба забыли об олимпиаде. Но тут позвонили из школы.
— Вы сделали задание?
— Нет, мой сын не справился.
— В смысле? Просто продиктуйте ваши ответы.
Спустя пару месяцев на имя родственника пришёл диплом. Он поставил его на полочку рядом с предыдущим из садика и спросил: «Мам, тут написано, что я в олимпиаде победил. А что, я разве в ней участвовал?»
Вопрос на миллион, детка. Я не знаю, как на него ответить, но у меня есть гипотеза. Кажется, что здравый смысл испаряется из системы образования, как вода из чайника при закипании. Изучив факты и проанализировав сложившуюся ситуацию, я пришла к выводу, что некоторым взрослым по‑прежнему важно просто отчитаться за проделанную работу, обеспечив явку/участие в тех или иных мероприятиях. Даже если они насквозь фальшивые и показные. Потому что за это им тоже дают грамоты, дипломы и медальки. Как в детстве. А тебе придётся играть по этим правилам ещё много-много лет, чтобы не чувствовать себя динозавром в мире победивших млекопитающих.
P. S. Подруга пишет, что её дочь-первоклассница победила в конкурсе рисунков на тему Холокоста, и благодарит знакомого татуировщика, который смог максимально реалистично изобразить торчащую из печи руку еврея. Приятной учёбы, дети!
Елена Байтингер
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Рекомендовано к прочтению