Хрупкая и воздушная. Как белгородка создаёт свою куклу
Как всё началось
«Я узнала про шарнирные полиуретановые куклы, когда помогала знакомой заказать подобную на одном из сайтов. Прибыла кукла – с белоснежной кожей, в белых одеждах. Она была воздушная и прекрасная, как из сказки. Тогда цены на них мне показались завышенными (300–400 $), но красивые модели запали в душу.
В BJD меня сразу привлекло то, что куклу можно полностью собрать самому. Сделать непохожую на всех остальных из одного тиража: изменить глаза, волосы, части тела.
«Что с ними делать?» – один из самых часто задаваемых вопросов. Их фотографируют, наряжают, придумывают что‑то новое для их образа. Это не игрушки для детей, и в привычном понимании с ними никто не играет.
Шарнирные куклы, с одной стороны, возвращают в детство взрослых, с другой – раскрывают творческий потенциал хозяина. Слышала мнение, что это игрушки для тех, у кого нет детей. Это не так: у меня есть дети, и они поддерживают моё хобби. Более того, мои сыновья – самые главные критики».
Между первой и второй
«Сначала я заказала голову девочки: любую часть куклы можно отдельно купить, а потом продать на специальных форумах и в соцсетях. Тело, которое было у неё, мне не понравилось: чересчур фигуристое. Да и сама модель оказалась для меня большой – около 60 см. Я хотела более хрупкую и нежную. Заказывала без мейкапа в надежде, что мне его сделают в Белгороде, как я вижу. Но девушка, которая этим занималась, переехала в Москву. Поэтому я отважилась сама: купила пастель и стала пробовать.
Первую куклу назвала Каталеей. Сейчас от неё осталась только голова. Я несколько раз хотела продать и её, но не решалась опубликовать объявление: всё‑таки жалко расстаться с первой куклой.
После Каталеи заказывала только маленьких: 45 и 25 см. Внешне они выглядят как подростки и малыши, у которых ещё не сформировалась фигура.
Практически все следующие куклы у меня были корейские. Они привлекают красивыми образами: у каждой своя легенда, необычные костюмы, фантазийные части тела, например рога или копыта.
В то время несколько раз себе говорила, что это моя последняя кукла. Но так говорит себе каждый бэжэдэшник (от BJD), пока в продаже не появится что‑то новое.
Через время на другой корейской фирме появились девочки-кентавры. Лицо одной из них мне сразу понравилось, но кентавра домой не хотелось. Поэтому взяла себе человеческую версию. После неё я внезапно поняла, что всё, больше мне не надо. Это была последняя, десятая кукла».
Нарисовать лицо и причесать
«В основном для макияжа используют пастель и акрил. Нельзя брать фломастеры и косметику – это не смоется и испортит саму куклу.
Полиуретан – пористый материал, он вбирает в себя всё, что с ним соприкасается. Поэтому нельзя трогать куклу жирными руками и использовать жирные краски в мейкапе. Чтобы защитить полиуретан и качественно положить макияж, используют клир – специальный матовый лак-закрепитель.
Первый мой мейкап был неудачным, но процесс понравился. Поэтому, когда заказывала вторую куклу, поняла, что и её буду разукрашивать сама.
Если себе не доверяете, но не хотите фирменный макияж, можно обратиться к мейкап-мастеру. Но сначала изучите его работы. Уважающий себя художник не нарисует в стиле другого мастера. Плагиат осуждается и в BJD-сообществе, а индивидуальная работа высоко ценится.
Кстати, куклам противопоказано солнце: оно вредит не только мейкапу, но и цвету полиуретана.
Парики тоже делала сама. Есть клеевые и сшитые парики. Можно сделать из трессов (склеенных в полоску волосы): они бывают искусственные и натуральные, например из козьей шерсти. Я всегда старалась делать парик на резинке, чтобы он сразу подошёл на несколько похожих по размеру голов. Мои девочки постоянно изменяются для фотосессий, поэтому универсальные парики помогают создавать новые образы».
Стать кукольным кутюрье
«Шить любила с детства, вот и подумала: почему бы не попробовать смастерить что‑то для кукол? Сделав несколько вещей, поняла, что мне нравится создавать оригинальные наряды. Плюс – то, что качественно пошито, на фирменных сайтах стоит очень дорого, а за дешёвое, но плохо сделанное вовсе не хотелось платить.
Перед тем как шить, делаю эскиз. Чтобы облегчить работу, я сделала два макета кукол, на которые больше всего шью. После того как эскиз и выкройки готовы, модель шью из ткани, которую не жалко, чтобы всё идеально подогнать.
Ткань ищу в Интернете, что‑то покупаю в Белгороде. Доставка из‑за границы дорогая, но иногда приходится что‑то заказывать, так как в России найти всё невозможно.
В 2013 году друзья посоветовали выложить свои работы на международной торговой площадке для тех, кто делает что‑то своими руками. Так у меня появился свой интернет-магазин. Как же было страшно выставить свои работы на всеобщее обозрение! Первое платье уехало в США. Невозможно описать, сколько радости было, когда на почту пришло оповещение: «Поздравляем, у вас первая продажа!»
Тогда я ещё слабо себе представляла, как правильно рекламировать магазин и что делать дальше. Поэтому решила перейти на российский рынок: стала выкладывать свои работы на крупном форуме, но не всегда успевала делать новые модели.
В ноябре 2014-го я обновила свой интернет-магазин. Первая продажа – комплект из сарафана, панталон, чулок и блузки. Оповещение пришло на почту в два часа ночи. Я не помню, какая точно цена была в долларах, но в переводе это 4,5 тыс. рублей. Да, это всего лишь за кукольную одежду, но ручной работы с кучей мелких нюансов!
В основном всё продаётся за границу. Европейцы и американцы – шопоголики: как только запустишь какую‑нибудь акцию, они сразу всё забирают. В России, и тем более в Белгороде, покупают редко. Хотя в нашем городе есть BJD-сообщество: около 30 человек. Хорошие продажи бывают на выставках: с магазином была пока в Москве и Воронеже.
В 2017 году был у меня большой перерыв. Было страшно возвращаться к магазину, но, как оказалось, меня ждали. Так, постоянная клиентка из Великобритании сразу же сделала заказ».
Чулки для Франции
«Мне захотелось делать одежду с рисунками, и я сразу решила, что не буду брать картинки с Интернета. Я не очень хорошо рисую, поэтому с принтами помогали друзья.
Тяжело было найти ткань, на которую хорошо переводится рисунок. Я раздобыла хлопковый трикотаж. Рисунки на него переводили с бумаги утюгом – изображение тонкой плёнкой ложилось на ткань.
Скоро я узнала про сублимацию: при таком способе краски с бумаги окрашивали саму ткань. Повезло отыскать в городе подходящую синтетическую ткань. Тогда и родилась идея делать чулочки с собственными рисунками. Если что‑то создаёшь и хочешь продать, нужен свой контент. Чулочки стали моим особенным продуктом.
Было сложно найти, где качественно перенести рисунок на ткань. Плюс я не знала, насколько это будет интересно клиентам, но это определённо была хорошая идея: на чулочки посыпались заказы. Конкуренцию мне составляли только два польских магазина.
А в июне 2016-го девушка из Франции попросила сделать чулочки на куклу с необычными пропорциями: ноги у них очень широкие вверху и узенькие внизу. Сначала я немного растерялась, но согласилась.
Через время француженка рассказала, что сама лепит кукол и на один из крупнейших в Европе кукольных фестивалей LDoll Festival в Леоне готовила стенд со своими куклами. Она захотела чулки под образ каждой куклы от моего магазина. Конечно, тяжело было шить на кукол, которых в руках никогда не держала, но я попала в размер. А потом попросила девушку выставить мои чулки на её стенде. Она сразу же согласилась и даже помогла с печатью листовок магазина. В итоге серия наших чулочков, сделанная специально для фестиваля, была распродана во Франции».
Слепить свою мечту
«Однажды сын спросил, когда у меня будет своя кукла. Я ему ответила, что у меня уже есть десять. Но ребёнок настаивал, что я должна слепить куклу сама. Так ко мне в руки попала глина.
Важно, чтобы материал был свежий. Первая глина досталась мне в подарок. Она уже была открыта, поэтому свои эластичные свойства немного потеряла.
Материал оказался очень хрупким, поэтому тонкие линии было очень трудно выводить. Однажды, когда я выравнивала кукле лицо, оно упало и раскололось на две части. Сначала был шок, но я решила всё исправить: намочила две половинки, подождала, пока глина размокнет, и тоненькой полоской глины склеила. Через два месяца ситуация повторилась, но паники было меньше – уже знала, что делать.
Самое сложное для меня – выверить симметрию всего тела, а самым простым и приятным оказалось вылепливать нос и ступни. Сейчас у моей куклы нет только ушей и ладошек.
Я задумала проект из пяти кукол: одна 52 см и четыре по 36 см. У них есть история, имена, но пока я их раскрывать не буду. Уже нарисовала эскизы всех пяти, но работаю пока над одной куклой. Фигуры получились нестандартные – грушевидные. Видимо, повлияло общение с француженкой.
То, что лепит человек, – всего лишь модель, с которой делают силиконовую форму для отливки полиуретановых кукол. Я планирую сделать малый тираж своей куклы – 20 штук. Так как моя модель хрупкая, первую хочу отлить сама в домашних условиях. Её уже отправить в фирму, которая отольёт остальных. Такие компании есть и в России. Полученный тираж шкурят, после этого натягивают резинку через шарниры. Дальше дело за малым – макияж и одежда.
Тем, кто действительно загорится идеей слепить свою куклу, могу посоветовать книгу Отаке Кё. В ней всё показано в фотографиях. В Сети также много видео. А инструменты для работы можно купить в магазинах для рукоделия. В целом процесс состоит из того, что постоянно лепишь, шкуришь, ровняешь, потом грунтуешь и снова ровняешь. Грунтовка заполняет поры, и за счёт этого исчезают швы, которые появляются при лепке».
Рекомендовано к прочтению