Виталий Бгавин: Не хочу, чтобы зритель бездумно хохотал
От русской классики – к зарубежной
— Виталий Валерьевич, в этом сезоне репертуар театра пополнился названиями русской классики: «Зыковы», «Идиот», «Волки и овцы». А закрывается сезон современной французской комедией. Зритель соскучился по лёгкому жанру?
— Один режиссёр, который будет ставить спектакль в нашем театре, когда посмотрел афишу, сказал: «По репертуару, который вы предлагаете своему зрителю, складывается ощущение, что у вас филиал Малого театра. Так всё серьёзно, такие классические произведения!»
Это хорошо, что в основе у нас классика, но ведь зритель хочет от театра не только поучения, но и развлечения. Вот об этом мы в последнее время, как мне кажется, немного забыли.
Взяв для постановки комедию, я отнюдь не облегчал себе дело. Её называют лёгким жанром, но лёгкий он для зрителя, для восприятия, а по реализации это очень нелегко. Юмор – вещь весьма индивидуальная: кто‑то смотрит «Кривое зеркало», кто‑то КВН, кто‑то Comedy Club… У каждого понимание смешного своё, и в него трудно попасть. А попасть надо, поэтому артистам на репетициях приходилось сильно попотеть.
— Эту пьесу часто ставят в театрах. А чем она показалась интересной вам?
— Можно было взять очень острую комедию, комедию положений, где практически нет второго плана. Но поскольку и наша труппа, и наша публика воспитаны на более серьёзном материале, не хотелось ставить комедию, где смех возникает оттого, что кто‑то сел мимо стула. Всё‑таки старое театральное правило гласит: «Развлекая – поучай». И пьеса «Ужин дураков» как раз даёт такую возможность.
Спектакль «Ужин дураков».
Фото Дарьи Тонконоженко
Франсис Вебер – классик французской комедиографии. Его имя неразрывно связано с расцветом французской кинокомедии 1970–80-х годов. «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Игрушка», «Великолепный», «Невезучие», «Папаши», «Беглецы», в которых снимались Пьер Ришар, Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардье, Жан Рено и другие звёзды. И во всех его комедиях звучит тема нелепого человека, который, сталкиваясь с нашим рациональным миром, вдруг проявляет такие качества, которые обществом уже утеряны. При этом Вебер – мастер острых комедийных ситуаций. Это сочетание сделало классиком самого драматурга и привлекает зрителей к его произведениям. Мне близок его тонкий, умный, человечный юмор, поэтому в качестве первой своей постановки в должности главного режиссёра я выбрал именно «Ужин дураков».
— Кстати, в русском переводе пьеса идёт под названиями и «Ужин дураков», и «Ужин с дураком», и «Ужин с придурком», как назывался в российском прокате фильм Франсиса Вебера. Между тем по‑французски пьеса называется Le dîner de cons, что переводится «Ужин дураков» и никак иначе. И мне кажется, в этом кроется большой смысл. А вам?
— Конечно! Неслучайно в финале Пьер Брошан, пригласивший на ужин с друзьями «дурака» по имени Франсуа Пиньон, говорит: «Я не знаю, кто из нас дурак». И в этом весь смысл: прежде чем назвать кого‑то дураком, подумайте дважды.
Актёрская пьеса
— Постоянные зрители Белгородской драмы, узнав, что театр будет ставить эту пьесу, сразу догадались об исполнителе роли Франсуа Пиньона. Для вас выбор на эту роль Дмитрия Евграфова был столь же очевиден?
— Я именно от этого и отталкивался! Пьеса ведь очень актёрская. Она и написана автором, хорошо знающим театр изнутри, таким образом, чтобы опытные артисты, точно подавая сюжетные коллизии, смогли её разыграть. Режиссёру только остаётся сценически её разнообразить, насытить интересными приспособлениями, что я и попытался сделать.
А выбор артиста Дмитрия Евграфова на главную роль, конечно, был очевиден. Я вообще считаю, что, если в труппе нет исполнителя роли Франсуа Пиньона, пьесу «Ужин дураков» ставить нельзя. А Дима в последних своих ролях как раз и показал, что он очень органичен в комедийном амплуа, более того – в нём есть трагикомическое начало. Франсуа Пиньон – не просто клоун. Ближе к финалу он раскрывается как тонко чувствующий человек, который старается понять, что происходит вокруг него, но не может. Он искренне хочет помочь людям, но из этого ничего не получается. Как сыграть одиночество? Именно как желание быть нужным, когда тебя не выгоняют, когда тебя просят подать хотя бы записную книжку. Здесь нужно быть нелепым и трогательным одновременно. И у Дмитрия Евграфова это получается замечательно.
Спектакль «Ужин дураков».
Фото Дарьи Тонконоженко
— В пьесах Вебера уморительные комедийные положения всегда сочетаются с лёгкой грустинкой, пронзительной интонацией…
— Она будет и в спектакле, ближе к финалу. Иначе спектакль потеряет объём, превратится в комедийное шоу. Зачем? Я не хочу, чтобы зритель бездумно хохотал.
— Последний вопрос к вам как к главному режиссёру театра. Над чем щепкинцы будут работать в летний репетиционный период?
— В июне к репетициям спектакля «Три супруги-совершенства» по комедии А. Касоны приступает заслуженный артист РФ Валентин Варецкий. Этот режиссёр хорошо знаком белгородской публике по таким спектаклям, как «За двумя зайцами», «Ханума», «Мещанин во дворянстве». Я буду работать над постановкой спектакля для детей «Все мыши любят сыр». Пьеса венгерского драматурга Дюлы Урбана по сути является интерпретацией сюжета о Ромео и Джульетте. Только история происходит в мире серых и белых мышей и заканчивается, разумеется, счастливо.
P. S. Соавтором постановки стала художник Марина Шепорнёва. В спектакле заняты народный артист РФ Виталий Стариков, заслуженные артисты РФ Оксана Бгавина, Иван Кириллов, артисты Илья Васильев, Дмитрий Евграфов, Андрей Зотов, Нина Кранцевич, Надежда Пахоменко.
Рекомендовано к прочтению