Учить, а не проверять. Как педагоги должны воспитывать в школьниках самостоятельность
Учитель – регулировщик
— Вряд ли кто‑то будет спорить, что самостоятельность – важное качество не только для взрослых, но и для детей. И ведь не всем школьникам оно даётся одинаково?
— Когда говорят о ребёнке, что он самостоятельный, то это воспринимается как высшая похвала. Почему? Да потому что самостоятельный человек умеет действовать по собственной инициативе, выполнять дела без обращения к взрослому и без его контроля. Применительно к школьнику высшей мерой самостоятельности можно считать прежде всего умение работать с учебником, выполнять домашние задания. Когда их подготовка превращается в изматывающий процесс, куда втянуты вместе с родителями бабушки и дедушки, тёти и дяди, и так повторяется изо дня в день, ребёнок привыкает к этому, а папа и мама считают это второй сменой, то такая система рано или поздно даёт сбой. Вся беда в том, что ребёнок не умеет управлять собой.
— Часто так и бывает. Про школьные домашние задания уже сочиняют анекдоты и интернет-мемы. Ведь каждый учитель старается задать побольше, и ребёнок, даже если выполнит этот огромный объём заданий, мало что запомнит от перегрузки. А учителя говорят: у нас новые стандарты, мы теперь должны не учить, а проверять…
— Федеральные государственные образовательные стандарты, которые вводятся в школах, однозначно ориентируют педагогов на развитие самостоятельности учащихся. При этом необходимо, чтобы каждый ребёнок принял и освоил социальную роль ученика, чтобы он видел личностный смысл в учении. И здесь очень важно равномерное распределение учебной нагрузки.
В облдепартамент образования поступает немало вопросов о позиции школ и учителей, которые якобы поняли буквально установки стандартов и всю нагрузку по освоению материала переложили на самих детей. Со слов родителей, педагоги заявляют, что их роль изменилась, что их задача теперь не объяснять, не воспроизводить материал учебника, а контролировать, спрашивать, как ученики усвоили программу.
Позиция таких школ и учителей более чем странная. Самостоятельность подобным образом не развивается. Нельзя не признать, что человек владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом, но овладение изучаемым материалом происходит под руководством учителя. Полный цикл этого включает восприятие нового материала, его осмысление, запоминание, упражнение и т. п. А регулировщиком всего этого является учитель. Кто как не он придаст добыванию знаний увлекательность и живость?
Николай Рухленко.
Фото Владимира Юрченко
Работа с учебником
— Так какова в этом плане позиция новых образовательных стандартов?
— Школьники не должны механически читать учебник. Очень важно научить ребёнка работать с книгой. По каждому предмету есть темы достаточно сложные, которые с определённой трудностью усваиваются детьми. Учитель в ходе самостоятельной работы должен наблюдать за классом, подходить к ученикам, помогать, обращать на что‑то внимание. Сильным ученикам можно предложить несколько усложнённые и дополнительные задания. Если это настоящий учитель, то он по одному взгляду ученика заметит, что ему что‑то непонятно. Бывает и так, что слабый ученик из‑за лени не хочет работать сам, недостаточно усидчив, в таком случае учитель обязан тактично усилить контроль за его работой и сориентировать родителей.
— Есть ли какие‑то правила эффективной работы с учеником?
— Да, но нужно соблюдать ряд установок. По учебнику на уроке самостоятельно можно изучать доступный материал. Многие темы содержат совершенно новые сведения, их должен излагать и объяснять сам учитель. Перед тем как дать детям самостоятельную работу с учебником, учитель должен провести вступительную беседу, дать подробные советы, обратить внимание на вопросы, которые дети должны усвоить.
Хороший учитель всегда продумывает приёмы, помогающие понять учебник: выделить главное, подобрать примеры, делать выписки, составить план, проиллюстрировать. Самостоятельная работа будет лучше, если её предварит опыт или яркий пример. Работа с учебником не должна занимать весь урок, её необходимо совмещать с другими формами и методами. Всё это подтверждает, что самостоятельная работа подвластна только учителю-мастеру.
— И всё же кто отвечает за качество образования: учитель или ученик?
— Педагогически обоснованное право учителя – выбирать средства обучения. В конечном счёте именно он обязан обеспечивать высокое качество образования. При этом ориентировка новых стандартов на формирование самостоятельности совсем не означает, что учитель не будет руководить умственной деятельностью школьников.
Родителям также нужно больше общаться с ребёнком, обсуждать его действия, когда он будет делать уроки или отдыхать, чем будет заполнено свободное время после школы. Во многом проблема в том, что в последние годы в семье меньше внимания стали уделять трудовому воспитанию. Приоритеты отдали познавательной, игровой, учебной, исследовательской деятельности. А именно в труде ребёнок определяет для себя цель, её достижение, выбирает средства реализации плана, проявляет волевые усилия.
Ни в коем случае нельзя решать за ребёнка его домашние задания. Нужно терпение. Если не получается домашнее задание, то нужно обсудить варианты решения: посмотреть в справочнике, позвонить одноклассникам, получить консультацию учителя. Не стоит ждать быстрых результатов, но постепенно ребёнку нужно дать понять, что его собственные усилия – основа успеха.
Рекомендовано к прочтению