15.10.2018 19:52

У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

300 лет назад эти земли раздавались хотмыжским служилым людям. К 1780 году тут жили 715 человек, сегодня – 479: большинство из них работает на крупных птичниках и свинокомплексах. В документах конца XVII века здешние места называли то Смородино, то Задняя. Нынешнее название – Смородино – окончательно закрепилось в начале ХХ века.

Синяк от Солохи

Смородинская школа – наследница истории села. Лет 15 назад учителя, задумавшие устроить этнографический музей, попросили земляков поискать по чердакам, сундукам и сараям, что осталось от праотцев и подарить вещи школе. Домотканая одежда и обувь, которые были в ходу 100–150 лет назад: бархатники, синяки, чинарки, понёвы, монисты, платки и шали, черевики и сапоги – составили уникальную коллекцию.

«Люди нам поставили условие: наряды никуда не отдавать, пусть достанется нашим детям. Поэтому в других белгородских музеях такого не увидишь. Вещи хорошо сохранились – умели наши бабушки делать качественно, красиво. Мы пользуемся одеждой: дети надевают их на сельские праздники», – рассказывает директор школы Валентина Смородинова.

  • У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

  • У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

  • У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

Любуюсь рукодельным синяком – шерстяным приталенным демисезонным пальто чернильного цвета (отсюда необычное название), от пояса сзади в мелкую плиссировку. Франтихой, наверное, была его хозяйка. Отделка красного бархата стёрлась от века, а перламутровые пуговицы по подолу даже не пожелтели.

«От моей прабабушки Солохи – она занималась укладкой сарафанов – осталась коробка с тесьмой, мелкими украшениями для вышивки. За ними мастерицы специально ездили в Киев. Этот синяк – её работа», – говорит замдиректора школы Ольга Трофимова.

Просим старшеклассниц примерить экспонаты – те с радостью. В скучной школьной форме девчонки казались одинаковыми, как солдаты, в бабушкиных нарядах стали моделями Вячеслава Зайцева, который любит народный стиль.

  • У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

  • У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

  • У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

По следу кабана

Погода портится, торопимся до дождя в урочище Барчуково, чтобы увидеть бархат амурский (или пробковое дерево) и маньчжурский орех, непонятно как здесь появившиеся. У нашего проводника Валентины Куковицкой, учителя биологии, есть своя версия.

Родом с другого края страны очень редкие для нашего региона деревья растут ещё в одном месте – в борисовском заповеднике «Лес на Ворскле». По словам старожилов, бархат и орех появились в Смородино в 1930-х годах. Возможно, кто‑то взял из заповедника саженцы и посадил здесь.

  • У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

  • У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

  • У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

Спускаемся к лесу, к каскаду прудов, Смородино остаётся за спиной. Оборачиваюсь и понимаю, что стоит оно на холме.

«На семи холмах, – подсказывает Валентина Ивановна, – и почти со всех сторон окружено водой. Чтобы переезжать с одного холма на другой, сооружались плотины, и образовалось десять прудов. В последнее время расплодилось много бобров, а рыбы всегда было полно».

А ещё диких свиней, добавляю про себя. Шагаем кабаньими тропами, пятачки с подрыхлённой землёй тут везде. От крапивы чешутся руки, ноги наступают на что‑то твёрдое, так что больно идти – всё ерунда, только бы не вылетел кабан.

«Ну, пришли, – проводник поднимает с земли что‑то чёрное продолговатое, похожее на небольшой камень. – Вот маньчжурский орех».

У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синякахМаньчжурский орех.
Фото Юрия Коренько

Диковинка здорово похожа на грецкий орех и плодами тоже. От скорлупы руки как после йода. Куковицкая нахваливает полезные лечебные качества скорлупы и ядер, но не впечатляет. Другое дело амурский бархат. Благородного серого цвета кора с рисунком горных хребтов. Из‑за этого ствол кажется жёстким, грубым, а под пальцами – нежность и лёгкость пробки из‑под шампанского.

С шапкой по селу

Возвращаемся. С правой стороны от дороги в форме корабля – храм Покрова Пресвятой Богородицы постройки 1910–1912 годов. Кирпич для него делали на собственной цигли – производное от слова «цигельня» – кирпичный завод, – сырьё брали в местных глиняных карьерах. Завода давно нет, а корабль ещё плывёт в житейском море.

На перекрёстке дорог цепляется за жизнь полуразрушенное старое здание. Всегда неприятны чёрные глазницы заброшенных домов, а тут такое…

  • У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

  • У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

«Это бывший магазин. В подвале в войну немцы устроили тюрьму, держали партизан, активистов, красноармейцев, детей. Школьники и ребятишки помладше из села Пороз случайно здесь оказались, – рассказывает председатель сельского совета ветеранов Вера Черкашина. – В поле кто‑то повредил телефонный провод, детей схватили, потому что они рядом играли. Пять мальчишек 12–14 лет расстреляли, остальных отпустили домой».

Вера Иосифовна с шапкой обошла всё село, чтобы собрать деньги на памятный знак всем узникам подвала. Стоит он на месте казни – в лесу у села Послово.

Голос Би-би-си

Во дворе бывшей колхозницы Лидии Дёминовой залюбовалась старым белёным погребом в наполеоновской треуголке (мало где такое видела: настоящее бомбоубежище). На батарею закруток – банок с красными помидорами, вареньем – посмотрела с восхищением: сколько труда!

У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синякахЛидия Дёмина.
Фото Юрия Коренько

«Ко мне приехали кариспанденты, будут снимать и в области покажут. Хочешь – приходи, тебе сымем», – в телефонную трубку кричит хозяйка.

Хохотушка и заряд позитива, Лидия Семёновна – это сельские новости. Сама призналась. А один человек, обидевшись, обругал её Би-би-си.

«Меня любят послушать: что попросят, то и рассказываю. Я сроду не пью, а болтаю языком, как будто выпивши», – смеётся она.

Каждое слово Лидии Семёновны отражает неповторимый местный колорит:

«Ой, милая моя, такое горе: я 29 лет проработала, а ферму разогнали, теперь пенсии не добавят, потому что сказали, что надо прорабить 30. Могли бы добавить 30 процентов, 13 тыс. полущаю. Мне бы хоть 20 – я не жадная. И главное – детские мои года не включили. Я в 15 пошла работать. Я б ущилась, вум такой – всё запоминаю, но ума ш ни была ни черта. А я если б ущилась, я б артиской была. Отец – всю жизнь трактористом, казал: «Труд человека облагораживает». У нас нема начальников, мы все работали.

По словам бабушки, в Белгороде она проработала три месяца, на стройке:

«Непригодна я для города. Там одеваться надо, все глядятся, как я вышла. А тут шо колхозанка, она и есть колхозанка. Побыла там на танцах, ну кто нас там будет приглашать, если мы стоить таки во та. Приехали домой, председатель Федченко говорит: вы там болтаетесь, идите коров дойте».

Вообще, о прошлом вспоминает с удовольствием, кое‑где – с озорством:

«Замуж вышла тута, такой красавец был, местный. На Донбассе в горном учился. И в Норильске был, в Игарке. Вернулся домой, а я на подлетах – подросла. Меня любил. Он меня Лидка звал, я его Митька. Умирал, говорил: ты не жалеешь, что со мной прожила? Мы хорошо прожили, казала ему…

А я всю жисть по свадьбам ходила, сейчас покажу, какой у меня был бархатник. Меня приглашали свахою. Я знаю песни кой-какие старинные, свадебные. Песни люблю петь. Отец был песенник, мама – не.

А мы поём и госим вот так вота – ногами танцуем. Свахи ж на лавках танцуют, а молодае сидят. А мы гостей должны обыграть, а гостей тут полна хата поналезе, глядяться. На что там глядеться!»

У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синякахЛидия Семёновна Дёмина.
Фото Юрия Коренько

«Я знаю, кто, когда родился и умёр – и старый, и малый. Приблизительно зимой, летом. Знаю одноклассников, их матерей, отцов. Со мной спорят, я говорю: не надо спорить, – продолжает Лидия Семёновна. – А ещё меня два раза критиковали. Молока банку взяла с фермы, телята там голосят, а меня в стенгазету. Второй раз накритиковали, что я Наташу свою отправила за себя, а она на 2 литра молока меньше надоила».

Никогда и ни за что не променяла б она свои родные места:

«Я на морю три раза была. Колхоз посылал в санаторий – понравилось, но домой дюже хотела. Что там делать, побыли и побыли…

Люди кажут приезжие: как красиво у вас. А мы природу не замечали. Встали в четыре часа, доим скорей, там уже других гонют. Домой бежишь, потом опять на ферму. Но весело было: сидишь доишь и поёшь, домой едем – песни кричим».

Автолавка – праздник

Бывший парторг колхоза, председатель сельского совета, глава поселения (до 2008 года) Виталий Горбатенко в Смородино оказался в 1972-м. Молодого экономиста пригласил колхоз «Красный Октябрь». На новом месте его поразило качество жизни.

В родном Камышеватом (Алексеевский городской округ) в те годы народ ещё жил в мазанках, которые на зиму утеплялись стеблями подсолнуха. В Смородино благодаря лесу и кирпичному заводу практически у всех были добротные дубовые дома, обложенные кирпичом. Убогих хат на село – три.

  • У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

  • У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

  • У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

— Парторга любили в селе?

— Да не дюже. Как праздник, награждать – тогда конечно. Парторг как гончий был. В рейдах участвовал, разбирал конфликты, к дебоширам домой кто идёт – председатель сельсовета, участковый и парторг. Так что не очень. Но люди приветливые у нас, щедрые, как и земля здесь.

Горбатенко обожает свою тульскую гармошку и Заволокиных, собирает все записи передачи «Играй, гармонь», похвастался коллекцией DVD, записями отчётных концертов районных народных коллективов области. Увлекается историей села.

«Фамилий Смородиновых много, но название села пошло не от людей, а от ручья Смородина, по берегам которого стояли заросли дикой смородины. Первыми стали обживать эти места служилые люди: Анпиловы, Беляевы, Бочаровы, Дёмины. Записи о селе появились в 1702 году, – говорит Горбатенко. – По преданиям и легендам известно, что сюда ссылали ведьм, жили они за селом в землянках – до сих пор сохранились названия яров Ближний и Дальний Ведьменок. У нас говорили, что они лечили людей».

  • У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

  • У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

  • У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синяках

А советская летопись села у него поместилась в фотоальбоме, который завёл в 1982-м («Как открою и вспомню всё – как вчера было»). На «Смену 8» Виталий Абрамович снимал участников войны на 9 Мая («Сегодня ни одного не осталось»), передовиков производства, свекловичниц санковской бригады, техосмотр в колхозе, трактористов, заготовку сена, обед механизаторов в поле, Новый год у Дома культуры. «А это автолавка приехала – праздник в селе».

На другой странице крупно: «4 августа 1995 года. Событие эпохи, событие села». В Смородино тогда пришёл природный газ и открыли новую школу. Документальная хроника села продолжилась в новом качестве, когда у Горбатенко появилась своя видеокамера. Часть жизни односельчан теперь хранится у него на полке.

У границы на семи холмах. Почему в Смородино ходили в синякахДом культуры.
Фото Юрия Коренько

Источник

Команда БГТУ выиграла всероссийский фестиваль студенческого спорта Врачи назвали продукты, которые нужно исключить женщинам после 40 Под Уфой построят новый объект придорожного сервиса стоимостью 130 млн рублей Республика Башкортостан вошла в Топ-10 популярных у иностранных туристов направлений Бастрыкин потребовал соблюдать принцип гласности при расследовании убийства педофила в Уфе

Последние публикации