27.10.2017 10:37

Так говорил Казиник. О музыке, литературе и школе будущего

Так говорил Казиник. О музыке, литературе и школе будущего

О школе будущего – взрослым

«Как мы умудряемся преподавать все предметы, если дети через две недели говорят: «Скучно, я не хочу в школу». Я хочу, чтобы школа была продолжением детства, театром, радостью. Познание должно быть радостным. Если удастся выстроить в Белгороде такую школу, вы через несколько лет прочувствуете разницу. Не бойтесь, они сдадут все ЕГЭ. Дело не в этом. Они будут куда выше всех ЕГЭ, потому что они – личности, потому что у них есть чувство юмора, лёгкости. Это самое главное. Потому любой народ, любая страна выживает, если смеётся в том числе над собой.

Из всех детей Белгорода, у которых есть репетиторы по математике, математиками станут только 3 %. Ещё столько же – программистами. А остальные будут, так или иначе, гуманитариями. Нужно вернуть русский язык, невероятно богатый и могучий, чувство юмора и чувство гордости не столько за страну, сколько за свою культуру – великую музыку, великую поэзию через Пушкина, Лермонтова до Пастернака, Ахматовой и Цветаевой. Вот это нужно внушать ребёнку с детства».

О Чехове, Гоголе и «Мёртвых душах» на уроках литературы

«Чехов – родоначальник театра абсурда. От него пошло всё. А Гоголь – родоначальник литературы XX века. Потому что майор Ковалёв просыпается, а у него вместо носа – гладкое место. И начинается эксперимент над психикой. Потом, через поколение, Грегор Замза у Кафки проснётся сороконожкой, а не человеком. Вот так продолжается гоголевская тема.

Школы должны быть другими. Николай Васильевич Гоголь не печатал первый том «Мёртвых душ» сразу. Он ездил лично, читал и смотрел, как все падают под столы от смеха. В наших школах «Мёртвые души» были обязательными на протяжении многих лет. Много ли учеников падали под столы? И более того, никогда потом не читали, потому что в школе прошли».

О русском языке и Татьяне Лариной

Когда все писали в сочинениях «Татьяна, русская душою…», то писали неправильно. Потому что у Пушкина этого нет. У него есть:

«Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С её холодною красою
Любила русскую зиму»

Есть ли разница между лозунгом «Татьяна, русская душою» и Татьяной, которая сама не знает, почему она русская?

Язык – это первый показатель русскости. Вот об этом Пушкин и пишет, он посмеивается над Татьяной. Танечку он очень любит: она верила преданиям старины, гадала, но по‑русски она почти не говорила, только с няней чуть-чуть на простом русском. Остальное – на французском. Даже письмо Онегину – перевод с английского на французский для русских».

О культуре

«В Федеральном Собрании в Москве и на встрече с правительством Белгородской области я сказал очень важные слова: «Культура должна быть под № 1, а не под № 2. Тогда часть людей не станет преступниками, а значит, можно сократить расходы на борьбу с преступностью. Другие будут здоровее, потому что человек, слушающий Моцарта, сражается даже с канцерогенными клетками. Онкология ненавидит Моцарта».

О Бахе, Пугачёвой и Логосе

«Музыка Баха решает проблемы отцов и детей. Представьте себе маму и дочку. Мама плачет, когда слышит Аллу Пугачёву, а дочка ничего не понимает: «Что она там в этой Пугачёвой услышала? Вот Леди Гага – это да». Вот она, проблема отцов и детей. А если мама и дочка слушают Баха? Скажите, какое это время, Пугачёвой или Леди Гаги? Ведь здесь же великие знания, грандиозные тайны.

  • Так говорил Казиник. О музыке, литературе и школе будущего

  • Так говорил Казиник. О музыке, литературе и школе будущего

  • Так говорил Казиник. О музыке, литературе и школе будущего

  • Так говорил Казиник. О музыке, литературе и школе будущего

  • Так говорил Казиник. О музыке, литературе и школе будущего

  • Так говорил Казиник. О музыке, литературе и школе будущего

Бах даёт нам логос, Бога, структуру, золотое сечение, ось симметрии. «В начале был Логос», – стоит в Библии. Мы перевели «Слово» и потеряли в результате смысл. А если всё‑таки так: в начале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос был Богом. Все ответы на все вопросы! Логосу противостоит Хаос. И Бах пишет свой самый знаменитый аккорд, в котором нет терции. Терция – это тепло, скорбь, радость. Нет терции, поэтому это – Хаос, вспышка Сверхновой, грандиозная катастрофа. И вдруг Логос побеждает хаос, а жизнь – смерть. Вот оно! Терция! Что, у этой музыки есть Алла Пугачева или Леди Гага? Да ничего там нет. В этой музыке есть человеческая, планетарная цивилизация

Бах стал символом мировой цивилизации. Хотите у него услышать русскую музыку? Пожалуйста, вы своим ушам не поверите.

А хотите узнать, от чего писал всю жизнь музыку Таривердиев и что его вдохновляло?

И если я задам вопрос, кто главный герой фильма Тарковского «Солярис», одного из оснований гордиться Россией, то это – хоральная прелюдия Баха «Я взываю к тебе, Боже».

О генетической памяти

«Я однажды занимался бетховеновскими квартетами и решил поближе познакомиться с предками всех графов Разумовских (русский посланник в Вене, граф Андрей Разумовский заказал Людвигу ван Бетховену струнные квартеты, которые получили название «русских» – прим. ред.).

Предок всех Разумовских – казак Григорий, получивший дворянство. По его генеалогической ветви я добрался до Козьмы Пруткова, Алексея Константиновича Толстого, братьев Жемчужниковых. И вдруг страшная мысль: а если бы Григорий Разумовский погиб бы в ГУЛАГе? Знаете, скольких фамилий гениев мы бы не досчитались? 300! Понимаете теперь, что такое миллионы? Насколько это не мелочи, не ошибки, а колоссальная катастрофа. Почему я хочу сейчас строить школы там, где это возможно, где поймут? У нас есть генетическая память. Если бы была моя воля, я открыл бы школы по всей России, и за одно поколение мы бы защитились от этой генетической дыры, пропасти, куда попали в результате исторических событий».

О Белгороде

«Ваш город выглядит как удивительное, фантастическое пятно на карте России. Я удивился многим вещам. Был в парке и видел уникальный дуб. Был в художественном музее, где живопись советских и постсоветских времён, и удивился – сколько великолепных картин! Несмотря на идеологию, художники впитали традиции прошлого, владели светом, цветом, колоритом.

Эта филармония уникальна, и я не знаю, много ли в мире таких. Белгород – город, в котором культура потихонечку выходит на первое место. Если так будет продолжаться, то он станет уникальным».

Источник

«Карнавальная ночь 2018»: всё только начинается* Как выбрать живую новогоднюю ёлку Пасха: обряды и традиции Предсказание «казахской Ванги»: в 2019 году наша планета буквально вздрогнет На улицах Уфы продолжают устанавливать антипарковочные столбики

Последние публикации