10.04.2018 18:26

Смыслы «Грешневой каши». Белгородский театр кукол показал спектакль для взрослых

Смыслы «Грешневой каши». Белгородский театр кукол показал спектакль для взрослых

«Так и не узнал, зачем жил…»

В позаброшенной деревне Прудки живут, а вернее доживают свой век, ветеран войны Матвей Стрельцов (Борис Егоров) с женой Таисией (Виктория Швецова) и соседками Настей (Полина Житкова), Аксютой (Кристина Маслова) и Надеждой (Елена Власова).

Деревенька давно стала призраком для внешнего мира, как и её жители, а их самих мучают призраки прошлого. Оно до сих пор отзывается болью потерь, несправедливости, неразрешённости. Да подступают всё чаще видения и знаки, символы неосмысленного, туманного будущего: а и есть ли оно, будущее, когда сегодня «доживать надобно»? Пока же память то и дело возвращает Матвея туда, где он как будто бы стоял перед выбором, а на деле – перед его иллюзией.

Шумит-крутится свидетельница времён – мельница. Она видела и помнит, как убили в коллективизацию отца главного героя, как Стрельцов уходил на войну вместе с другом Фёдором и вернулся один, как оправляли Матвей и жена его Таисия подросших сыновей в Афган и как горюют они по ним: Фёдор погиб, а Михаил ни среди мёртвых, ни среди живых не значится.

Знает мельница, какой почти три десятка лет назад холодно-отстранённой и безжалостной была власть в лице партийца (Павел Роднин). Хранит она и тайну молодого Матвея (Максим Гольянов): чистой и искренней любовью его была не та, что стала после женой, а невеста погибшего друга, Настёна.

«Так и не узнал, зачем жил», – размышляет Матвей.

Наступит точка невозврата, и Матвей Стрельцов принесёт свою жертву.

  • Смыслы «Грешневой каши». Белгородский театр кукол показал спектакль для взрослых

  • Смыслы «Грешневой каши». Белгородский театр кукол показал спектакль для взрослых

  • Смыслы «Грешневой каши». Белгородский театр кукол показал спектакль для взрослых

«Мы надеемся быть услышанными»

Художник-постановщик спектакля, номинант национальной театральной премии «Золотая маска» Ольга Лупанова (Москва) рассказала, что они решили не передавать быт, а делать эпохальное произведение. Декорации минималистичны и символичны. Куклы главных героев – без нитей. Они практически автономны от актёров, а подчас и вовсе, застывая на сцене, превращаются в зрителей.

«Если после спектакля вы обратитесь к своим бабушкам, дедушкам – позвоните или спросите: «Расскажи, как вы жили», – я буду считать свою миссию выполненной», – призналась зрителям Людмила Шевцова.

— Кому адресуете спектакль? – спросила я перед премьерой художественного руководителя театра кукол, заслуженного работника культуры Республики Саха (Якутия) Наталью Репину.

— Мы хотим обратиться к публике нашим языком и надеемся быть услышанными. Это спектакль для молодёжи в первую очередь. Хочется обратить её внимание на судьбы героев, чтобы она задумались над истинными ценностями.

Работу над спектаклем постановочная группа превратила в эксперимент. Чтобы познакомить зрителей с будущей премьерой, всех желающих пригласили на открытую читку «Грешневой каши», а после – на встречу с Людмилой Шевцовой, Виктором Климчуком и Ольгой Лупановой.

  • Смыслы «Грешневой каши». Белгородский театр кукол показал спектакль для взрослых

  • Смыслы «Грешневой каши». Белгородский театр кукол показал спектакль для взрослых

«Всё поменялось, и «Как жить?» стало главным»

Для заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, художественного руководителя Белорусского театра кукол «Лялька» (Витебск) Виктора Климчука это не первая работа с белгородским театром кукол. В 2015-м Климчук поставил сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», в 2016-м – музыкальный спектакль «Три поросёнка». В сентябре 2017-го театральный сезон открыли премьерой его музыкальной сказки «Теремок».

«Ему подвластны и русская сказка, и мировая драматургия. Прекрасные спектакли идут у него на белорусском языке, – отметила Наталья Репина. – Не каждый режиссёр взялся бы за этот рассказ и переложил на язык кукол. Виктору Игнатьевичу эта тема близка».

По словам Климчука, «Грешневая каша» – это современная притча о том, как и зачем мы живём сегодня, зачем пришли в этот мир, чего хотим от себя и от других:

«Воспитали потребителя и уничтожили творца – и «Как жить?» для человека стало самым главным. Не «Зачем я живу?», а «Как я живу?» – всё поменялось.

На открытую репетицию приходили студенты института искусств и культуры. Мы ждали вопросов, однако лишь минут через пять зрители смогли говорить. Ко мне подошла девушка, будущий режиссёр театрализованных представлений и праздников, если не ошибаюсь, и призналась: во время разговора не смогла произнести ни слова. Теперь подошла сказать спасибо. Молодёжь разная. Одному, может быть, и не нужно этого, другой задумается».

Помощь в постановке спектакля театру оказал Фонд содействия театральному искусству и развитию детского театрального творчества. Следующий показ «Грешневой каши» состоится 28 апреля.

Источник

В чемпионате области по ловле спиннингом с лодок победили белгородцы Музыкальные школы Старого Оскола получили 12 пианино по федеральной программе «Мы были выше облаков». Белгородский школьник покорил Эльбрус Выгодные рейсы до Ташкента Снимите это немедленно! Шесть фильмов, которые могли бы снять в Белгородской области

Последние публикации