Шагай, как Месси. Как вырастить звезду футбола
Об инновациях
За 13 лет в России поменялось несколько методик подготовки футболистов. Сначала была голландская, потом испанская, а теперь немецкая. Мы берём ту, которая побеждает на данный момент, пытаясь поймать за хвост уплывающую рыбку. Если Германия вдруг неожиданно провалится на чемпионате мира, а победит, например, Франция, то что, на следующий год надо переходить на французский манер?
О технике игры в шаги
Так эту методику назвали в народе. Её смысл в том, что обычный шаг во время бега заканчивается ударом по мячу. Она предполагает обучение футболиста такой технике ведения мяча, которая естественна для бега. В этом и есть её преимущество. Чтобы было понятно: самый яркий футболист с такой техникой – Лионель Месси. Понятно, что добиться ото всех такого мастерства, как у Месси, невозможно. Но сформировать похожий стиль владения мячом можно. Всё это приходит через упражнения.
О способностях
Обычно в детских командах младшего возраста есть два-три человека, которые играют именно так. Очень важно этих ребят не переучивать, а поощрять за такой стиль. И других надо ему обучать. Определить эту способность можно на первых тренировках – детям дают мяч и предлагают его повести. И эти два-три человека без дополнительных указаний тренера поведут мяч примерно в таком стиле. В 4–5 лет им так удобнее, но обычно их начинают переучивать на традиционные стили ведения.
Есть целая система упражнений, которые позволяют закрепить этот навык. Написаны книги, брошюры, снят учебный фильм. Я был на тренировках белгородского центра подготовки юных футболистов «Стрела». Он работает по этой методике уже полтора года.
Фото Владимира Юрченко (архив)
О необходимых качествах
Как определить, станет ли ребёнок футболистом? На этот вопрос нет чёткого ответа. Есть определённые черты, которые отличают высококлассного футболиста. Некоторые из них наследуются, некоторые можно тренировать. Они позволяют определить предрасположенность к тому, чтобы стать футболистом. В 5–7 лет нельзя точно сказать, будет ребёнок футболистом или нет.
Одно из этих качеств – скорость перемещения. На 70–90 % это генетика, и прокачать этот навык достаточно сложно. Поэтому стоит обратить внимание на тех мальчиков, кто выделяется в быстроте коротких перемещений. Это очень важно для футбола.
Есть люди, которые выполняют действия точно, в том числе и с мячом. Это умение, лежащее в основе техники, тоже передаётся от родителей. Есть ряд тестов, которые позволяют в 5–7 лет выявить эту способность. Но и это только предпосылка к тому, чтобы стать футболистом высокого класса. Если её нет, то это тоже не приговор.
Нет качеств, которые невозможно тренировать. Вопрос в том, до какого уровня можно дойти. Один может за десять повторений выполнить какой‑то элемент, а другому понадобится сто повторов. Он добьётся результата трудом, и это не значит, что ребёнку закрыта дорога в футбол.
О вратарях
Для вратарей важны другие качества. Сегодня на первый план выходит антиципация – предвосхищение. Это когда удар наносится с близкого расстояния и с такой силой, что голкипер не успевает среагировать. Но умелые вратари справляются и с этим. Всё дело в том, что перед самим ударом по мячу игрок совершает ударное движение. Его нога ещё не коснулась мяча, а вратарь уже предпринимает какие‑то ответные действия. Это и есть антиципация – главное качество вратаря, а не прыгучесть и что‑то иное. Все высококлассные вратари обладают этим качеством в той или иной мере.
Фото Юрия Бограда (архив)
О результате
С тем, что в детско-юношеском футболе во главу угла ставят результат, мы боремся уже давно. Пока не устраним эту проблему, у нас мало что изменится – идеология определяет всё. Особых подвижек пока нет. Есть несколько футбольных школ, они в основном частные, в том числе белгородская «Стрела», которые полностью отказались от старых методов работы. Но они работают только 2–3 года, надо подождать результат.
О судьбах чемпионов
Наши юношеские сборные выигрывают крупные турниры, но игроки потом куда‑то пропадают. Они растворяются как раз из‑за того, что во главу угла ставится результат. В сборных ребята совершенствуют командное взаимодействие, а когда они приходят в большой футбол, оказывается, что здесь всё работает по‑другому и ценится индивидуальное мастерство. Поэтому многие просто теряются. А в зарубежных сборных, которые проигрывали нашим ребятам, футболисты выходят на ведущие позиции в клубах. Нацеленность на достижение командного результата – в этом корень проблемы.
О загранице
За рубежом тренеры стараются, чтобы в первую очередь ребёнок хорошо учился. Его не перегружают тренировками, он больше времени проводит в семье. Если юный футболист уезжает в другой город, то обычно живёт не в интернате, а в семье работника клуба. Считается, что ребёнок должен жить в семейной обстановке. Футболистом он может не стать, но человеком по жизни – должен. Учиться, работать, быть здоровым членом общества.
При европейских футбольных клубах нередко существуют две команды. Одна основная, а вторая состоит из ребят, которые не попали в основу, но хотят заниматься. Тренировки во второй команде проходят на коммерческой основе, и заниматься в них можно до 20 лет. Для таких команд даже проводят свои соревнования, и если кто‑то себя покажет в этих матчах, его переводят в основу.
Рекомендовано к прочтению