С песней на пенсию. Как любительские хоры раскачали белгородский ДК «Энергомаш»
Три сестры
«Мы концерт устроили ещё в поезде! – участницы из Самарской области заговорщически улыбаются, переминая в руках деревянные ложки и чугунки. – Нас так просили спеть, узнав, что мы едем на конкурс, и потом не отпускали: утром проснулись – опять пели. Приехали с очень позитивным настроем: для нас это такая честь, такая радость!»
Фаина, Галина и Нина Лубнины – родные сёстры и главные поставщицы уникальных народных песен для ансамбля «Светлопольские зори». Это один из старейших коллективов-участников: в следующем году отметит 40-летие, а в нынешнем составе (шесть вокалисток и балалаечник) существует с 2004-го. В первом туре артистки пели авторскую песню и фольклорную – частушки «под язык».
«А если пройдём во второй – будет застольная, разнохарактерная, – рассказывают дамы. – В нашем репертуаре много народных песен. Многие мы сохранили от наших родителей, а те – от своих предков: некоторым песням уже по 300 лет! У нас очень певческая семья: остались и записи родителей, а какие‑то песни мы ещё вспоминаем».
Собственноручно пошитые наряды – книга символов: красная лента по подолу – оберег, зелёная полоса – трава, лес, ромбовидный узор – напоминание о рыбном промысле на Волге, гуляющая квадратами строчка – размежёванное на участки поле.
«Уголки, смотрящие вниз, означают, что женщина – вдова, – показывает Галина узор на платьях. – А вот у Фаины Васильевны кверху уголочек – значит, замужем. Это праздничные костюмы, и мы считаемся зажиточными барышнями – видите, сколько парчи?»
Сёстры Лубнины уверены: пенсия не приговор. Во всяком случае, если занят делом. Им не лень ездить на репетиции в соседнее село за несколько километров.
— Мы не хотим стареть!
— Мы же ещё не старые, мы просто повзрослевшие!
Люди в чёрном
«Вот ктой‑то с горочки спускается,
Влюблённа парочка идёт,
На ней косынка голубая,
Она с ума его сведёт…»
На сцене – не менее «зажиточные» барышни из Алтайского края: высокие кокошники, красные сарафаны поверх белых рубашек. Подпирающий стену невысокий старичок с хитрым прищуром засмотрелся: явно торопится, но, не в силах оторваться от алтайских жар-птиц, мостится в кресло с краюшку. На него самого смотреть и смотреть: в чёрном с ног до головы, в песцовой шапке, подметает полы «Энергомаша» конским хвостом.
«Мы из далёкой сторонки, так сказать, где морозы рождаются… – неторопливо, по‑сказочному мелодично начнёт он рассказывать уже в коридоре. – Настроены были по‑боевому, но не верили, что сюда попадём – мы же из деревни! Но нам сказали: поедете! Мы обрадовались и собрались».
Это Николай Алексеев – вокалист мужского хора «Слобода» из села Амга Амгинского улуса Якутии. Коллектив местные жители собрали пять лет назад, к 65-летию Великой Отечественной. Женщин в состав не брали принципиально:
«Женских хоров и так много, а мужских – раз-два и обчёлся!»
В «Слободе» всего десять человек: вокалисты и незрячий баянист. Для конкурса в Белгороде приготовили песни и на русском, и на якутском.
Перед самым отъездом к хору присоединился участник 48 лет, который снизил средний возраст коллектива до почётных 73-х.
«Самый взрослый, наш аксакал, – Вячеслав, 79 лет, а мне всего 75, на побегушках у него!» – шутит Николай Николаевич.
И всё‑таки объясняет про костюм: конский хвост не хвост, а дэйбиир – «махалка» от комаров, крестообразные нашивки – харыскалы, обереги, а ножи с берёзовыми рукоятками не настоящие – всего лишь муляжи:
«С настоящими в самолёт не пускают!»
Без лезгинки никуда
А вот дагестанцы не согласились на полумеры и привезли настоящие кинжалы.
«Для ансамбля заказываем у местных мастеров, а если оружие нужно для крупных выступлений государственного масштаба, артисты обращаются в район, где испокон веков занимались изготовлением оружия», – объясняет двухметровый красавец Салих Самедов, сверкая серебряными газырями на груди.
Он – артист хора «Торкали» им. М. Бамматанова (Кумторкалинский район Дагестана), который с 2015-го носит почётное звание «народный». В первом туре дагестанцы пели народные песни, хотя в репертуаре есть и авторские, а артисты театра оперы и балета в составе своим академическим вокалом ещё больше расширяют возможности ансамбля.
«Настрой боевой: приехали, чтобы спеть, станцевать, понравится, – говорит Салих. – Коллектив хоровой, но хотели удивить и танцами, дагестанским колоритом – подготовили разнохарактерный танец с элементами лезгинки. Получилось зажигательно и, по отзывам, всем очень понравилось. Мы и в автобусе пели, играли на барабанах и танцевали лезгинку – было очень весёло».
Самому молодому участнику дагестанского хора – 27 лет. Самым же молодым коллективом на конкурсе оказался хор ветеранов Ростовской АЭС (Волгодонск) – он образовался в январе 2015-го. Среди старейших – народный хор им. С.Г. Чаговца Курской области с более чем полувековой историей и хор «Душа России» из Пензы, который отметит 50-летие в следующем году.
Добрался в Белгород и ансамбль из Донецка – зал рукоплескал ему стоя. А завершили первый конкурсный день хозяева – хор русской песни «Сокол» Центра народного творчества – тоже готовящийся отметить в следующем году 50-летний юбилей.
После выступления болтать артистам особенно некогда, в тот же день у них гастроли по районам: в тот же день у них гастроли по районам – Белгородскому, Борисовскому, Ивнянскому, Корочанскому, Ракитянскому, Шебекинскому и Яковлевскому.
Строгое жюри
Благодаря «Поединкам хоров» белгородцы услышали 22 самых сильных любительских ансамбля России: чтобы попасть в финал, каждый прошёл жёсткий отбор в регионах. В Ульяновске, по словам организаторов – Союза пенсионеров России, лучший еле выбрали: два хора никак не могли перепеть друг друга.
О том, что «Поединки» – не просто праздник, а всё‑таки конкурс, напоминало только сидящее в зале жюри под председательством профессора Российской академии музыки им. Гнесиных Татьяны Малышевой. Она сразу заявила: к любительским хорам подойдут с профессиональными критериями оценки:
«Их два: певческое мастерство, куда входит чистота интонации, дикция, качество вокального звука, и художественное впечатление – это сценическая постановка, движения, артистизм, эмоциональность…Певческие традиции каждого региона, безусловно, имеют свои особенности, они самобытны. Но несмотря на эти отличия самое главное – впечатление, которое это пение оставляет.
Сегодняшний день показал: зачастую любители поют практически как профессионалы. Сегодня были такие яркие выступления! Не буду озвучивать конкретные хоры, но жюри поразил высокий профессионализм исполнения, качество звука, отношение к нему, интонирование. Мы получили истинное удовольствие и зрители, мне кажется, тоже покидали зал с ощущением праздника. А это самое важное в этом конкурсе».
В итоге во второй этап попали ансамбли из Москвы и Московской области, Астраханской, Курской, Омской, Пензенской, Орловской, Белгородской, Кировской, Самарской областей и Якутии. Именно они сегодня выйдут «хор на хор» и споют застольные песни – новшество этого года.
«У нас немного неправильное восприятие этого жанра, – объяснила Малышева. – Застольная песня – это разновидность городского фольклора, и имеет полное право на существование, так же как и частушка. Традиция застольного пения всегда существовала, а сейчас, к сожалению, мы её теряем. Потому что есть караоке, есть магнитофон, мы слушаем, но сами не поём. А возрождать и сохранять традиции этого жанра важно, потому что это объединяет людей душевно и духовно. Вообще нам не хватает этой соборности, присущей русскому народу».
В третий, заключительный тур конкурса, попадут лишь четыре коллектива. Как распределятся 1, 2 и 3 места и кому достанется Гран-При, станет известно сегодня в 18 часов.
Рекомендовано к прочтению