17.12.2018 18:32

Ручкой и правым полушарием. Зачем Ольга Ткачёва создаёт свою «Белгородскую азбуку»

Ручкой и правым полушарием. Зачем Ольга Ткачёва создаёт свою «Белгородскую азбуку»

Изобразить подсознание

Ольга Ткачёва в 1988 году окончила с золотой медалью белгородскую школу № 36. Отучилась пять лет на художественно-графическом факультете Курского пединститута. Стала преподавателем изо, черчения и кружков ДПИ, вернулась в Белгород, где с тех пор работает по специальности. С 1996 года также обучилась и преподаёт в институте культуры.

«Творчеством занималась всегда, выставлялась с 2001 года, в том числе на международных выставках, публиковалась в зарубежных каталогах. В 2012 году меня приняли в Творческий союз художников Петра Лесового, – рассказывает Ольга. – Вдруг как‑то пошли даже стихи. Возможно, их помнят читатели областной газеты «Смена», где я публиковалась».

Увидев свои стихотворения в печатном виде, Ольга Ткачёва захотела сделать к ним иллюстрации. Так родился собственный художественный стиль. Ольга назвала его сюрграфизм.

«Сюр – это игра подсознания, графизм – изображение, – поясняет художница. – При этом я использовала гелевые ручки «глиттер» и «металлик». Это разновидности ручек, в которых есть блёстки и цвет».

Внутренний художник

Ольга Ткачёва работает в разных техниках: пастелью, маслом, акрилом. Тяготеет к графике, графическому дизайну, учит студентов, пишет про это статьи.

«Недавно заинтересовалась работами профессора Калифорнийского университета Бетти Эдвардс. Она занимается правополушарным рисованием. Левое полушарие мозга, как известно, отвечает за аналитику, логику, а правое – за образы, эмоции, – напоминает художница. – Правополушарное рисование, по Бетти Эдвардс, – это раскрытие внутреннего художника. Оно оказалось очень созвучно с тем, чем занимаюсь я».

Книгу калифорнийского профессора «Открыть в себе внутреннего художника» Ольга Ткачёва, по её словам, не читала, а изучала – медленно, вдумчиво. Бетти Эдвардс тоже преподаёт, и её подходы белгородская коллега использует при работе в институте культуры.

«Эти подходы, через сюрграфизм, оправдывают себя в том плане, что мои студенты тоже побеждают в разных конкурсах, – констатирует Ткачёва. – Мы идём своим путём, решаем свои творческие задачи на дополнительных занятиях по рисунку, где на основе академических работ выходим на образные решения».

  • Ручкой и правым полушарием. Зачем Ольга Ткачёва создаёт свою «Белгородскую азбуку»

  • Ручкой и правым полушарием. Зачем Ольга Ткачёва создаёт свою «Белгородскую азбуку»

  • Ручкой и правым полушарием. Зачем Ольга Ткачёва создаёт свою «Белгородскую азбуку»

Победа энергосбережения

Ольга Ткачёва показывает свои работы из серии «Энергосберегающие лампы»:

«Я раскрывала образ, состояние, отношение к лампочкам. Вот на энергосберегающей лампе сидит бабочка – это значит, что лампочка безопасна, бабочка не обожжётся».

Букет растений вокруг лампы на другой работе значит, что вокруг энергосберегающих технологий всё может цвести, они не наносят вред природе. То же самое символизирует божья коровка, сидящая на плоской лампочке из тех, что вставляются в потолки и мебель.

«А серия работ на тему «Русская кухня» изображает состояние, – продолжает показывать и объяснять художница. – Пыталась сделать, чтобы эти блюда пахли, были тёплыми, ароматными, спокойными. Гармония русского быта родилась у меня в серии графических листов».

На картинах из этой серии – пироги, расстегаи, соленья, фрукты, самовары. «Натюрморт с рыбой» стал лауреатом конкурса в Тольятти.

Мыслью над макушкой

«Нужно сосредоточиться, установить тишину в голове, – разъясняет Ткачёва свой творческий метод. – Это можно сделать путём медитации или читать стих, молитву, мантры. Либо сконцентрироваться мыслью где‑то 10–15 см над макушкой и представить себе пушистый шарик, который вы перебираете мысленно руками. Тогда у вас тишина в голове, аналитическая машинка не включается».

Именно в этот момент художница рекомендует сделать беспорядочный сгусток линий вроде детского «каля-маля». И включить левополушарную аналитику, попробовать найти в нём конкретные образы: людей, животных, птиц или рыб. Так и рождается сюрграфизм: сгусток эмоций, облечённых в формы.

Буквы и буквицы

Сделать «Белгородскую азбуку» Ольга Ткачёва решила, узнав, что в таких иллюстрациях нуждается белгородский журнал для детей «Большая переменка».

«Я решила воплотить идею в своём стиле. Буквы русского алфавита изображены в виде крупноформатных буквиц, которые ставятся перед текстом. Я делала это с удовольствием, правополушарным рисованием. Когда рисуешь правым полушарием, то теряешься в пространстве и времени, работаешь именно с удовольствием. Рисуешь то, что чувствуешь», – рассказывает Ольга.

Идея родилась совсем недавно. Пока готовы первые пять букв. А – река Айдар, Б – Бирюченская ярмарка, В – генерал Ватутин. Буква Г в Белгородской области много чего могла бы символизировать. Ольга Ткачёва выбрала для неё горно-обогатительную промышленность, конкретно – Лебединский ГОК. Д – знаменитый дуб в посёлке Дубовое Белгородского района, посаженный якобы Богданом Хмельницким.

  • Буква «А».

  • Буква «Б».

  • Буква «В».

  • Буква «Г».

  • Буква «Д».

На взгляд рядового зрителя буквы очевидны не всегда. Художница утверждает, что это не так:

«В этих силуэтах можно прочитать буквы. Они, конечно, закруглённые. Но я показывала эти работы своим студентам. Они увидели и буквы, и всё то, что в них изображено. Это такое художественное решение, и оно не означает, что во всём должен быть реализм. Мир интересен в своём многообразии».

Если печатать эти буквы – то форматом 10 см в высоту, не меньше. Иначе будут не видны мелкие детали рисунков. Одна большая буквица – и рядом напечатан стих про эту белгородскую букву, так художница видит применение будущего алфавита. Ольга Ткачёва мигом нарисует следующие буквы тогда, когда у кого‑то возникнет в этом нужда, родится конкретный проект.

«Буква Ш будет инженер Шухов и его творения, а Е – наш лингвист-языковед, эсперантист Василий Ерошенко», – раскрывает секреты художница.

В творческих планах Ольги Ткачёвой – пытаться помогать другим. Как педагог – не навредить и раскрывать возможности своих студентов. Более конкретно намечается организация мастер-классов по сюрграфизму, обучение желающих правополушарному рисованию. Это помогает в психологических проблемах, потому что сюрграфизм сродни арт-терапии и позволяет вникнуть в суть проблем подсознания, уверена художница.

Источник

Джулиан Ассанж опубликовал в Twitter рисунок уфимского художника Калькулятор стоимости пластиковых окон уже доступен каждому Корреспондент «Спортивной смены» занял третье место в конкурсе спортивной журналистики Готов ли ты к борьбе за Кубок вызова? Идеи, на старт! Белгород примет стартап-тур «Открытые инновации»

Последние публикации