«Ребёнку нужны родители». Чем занимается детский психолог
Жизнь в капсуле
— Часто приходится слышать, что современные дети очень ранимы. Так ли это?
— Очень многое определяет стиль воспитания. Нынешние родители с раннего детства ограждают ребёнка от неприятностей, он живёт в каком‑то розовом мире, где даже на прогулке нельзя испачкаться. Дети не учатся бороться с трудностями. Начнём с мелочей: вспомните себя, сколько у вас было обязанностей в первом классе и сколько у них?
Часто видишь: вроде бы есть семья, но каждый живёт сам по себе. Даже приём пищи изменился: кто первый прибежал, тот и поел. Ушли совместные застолья, за которыми обсуждались проблемы, распределялись обязанности. А ведь через традиции, которых стало так мало в современной семье, закладывались нравственные основы. И дети не чувствовали себя одинокими и беззащитными.
— Но ведь нынешние родители, кажется, наоборот страдают слишком серьёзным подходом к своим обязанностям. Всё по расписанию, по книжкам, по рекомендациям специалистов. Развивающие занятия, тренировки. Какое тут одиночество?
— Ребёнку в первую очередь нужны родители, которые не только водят его на занятия, но и занимаются с ним, могут услышать ребёнка, выслушать, поговорить. Я понимаю, что они крайне загружены, но ведь для общения, которое бы приносило радость, многого не надо. Часто вижу, как вечером они забирают детей из детского сада. Радостный малыш бежит, чтобы обнять маму, а в ответ слышит окрик: ты чего так вымазался, почему футболку неправильно сложил? А ведь первым делом она должна спросить его: как прошёл твой день?
— Для детей это действительно так важно?
— Когда захожу утром в группу, чтобы поприветствовать малышей, они мчатся навстречу с криками: а меня возьмёте на занятия? И первыми бегут те, у кого ярко выражен дефицит внимания. Ведь каждого на занятиях я внимательно слушаю, хвалю, какой он молодец, что справился с заданием. Вы бы видели, как дети расправляют плечи и даже походка у них становится увереннее, а ведь раньше они и «здравствуйте» боялись сказать. От того, какие взаимоотношения в семье, как выстроен диалог, и зависит психологическое состояние ребёнка, в том числе и его эмоциональное благополучие.
— То есть с родителями не меньше работы, чем с детьми? Как они реагируют на приглашение прийти к психологу?
— Ребёнок, как зеркало, отражает существующие проблемы в семье, и поэтому главное – выявить, признать их и подумать, как изменить ситуацию. Многим родителям трудно это сделать, привычный ответ – у нас всё хорошо. Но потом шаг за шагом мы приходим к единому алгоритму действий.
Галина Кохан.
Фото Вадима Заблоцкого
Свой проект
— Десять лет вы работаете с дошкольниками. Почему именно с ними?
— Когда окончила социально-психологический факультет, пришло время устраивать дочь в детский сад. Там я услышала поистине судьбоносный вопрос: «А не хотите ли поработать у нас?» Я согласилась.
— Замечаете ли вы, что отношение к психологу как специалисту сегодня изменилось?
— Да, ведь объём задач, которыми мы занимаемся, стал намного шире, чем когда я окончила вуз. Скажу честно, десять лет назад мне было трудно. Одно дело практика, другое – теория. Как сделать так, чтобы своей работой не навредить малышу? Меня это крайне тревожило, я обращалась к специалистам с просьбой поделиться опытом, но взаимопонимание и поддержку нашла только у одного. Сегодня мы постоянно проводим семинары и тренинги психологов района, изучаем опыт лучших педагогов, поддерживаем и учим молодых специалистов.
Сегодня психолог в дошкольном учреждении занимается профилактикой, просвещением, диагностикой, коррекционно-развивающей работой, общается с родителями. Работают консультационные центры для детей, не посещающих детсад.
— И сколько таких малышей?
— Сегодня мало. Но мы работаем в тесной связке с педагогами, которые озвучивают проблемы первоклассников. Ученики невнимательны, не умеют слушать, выполнять инструкции педагога. Бывает, что ребёнка в тупик ставит даже чистый лист бумаги: он не может понять, что значит отступить вправо-влево, отсчитать клетки, хотя читать и писать его научили и родители за него спокойны.
У меня есть свой проект по подготовке к школе, он включает в себя работу и с детьми, и с родителями, и с педагогами. Я анализирую психологическую подготовку детей к школе, потом объясняю родителям, на что обратить внимание. В результате первоклассник легко адаптируется в школе. К нашим выпускникам нареканий у учителей нет.
Раздевалка как зеркало отношений
— Вы психолог только на работе или и в обычной жизни приходится решать проблемы?
— Моей младшей дочери четыре года, мы много гуляем на детской площадке. Часто хочется сделать замечание маме, которая не даёт отпрыску и шагу ступить в сторону либо сидит за телефоном, не общаясь с ним. Типичная ситуация, когда родители с криком «драться нехорошо» разнимают дерущихся детей и сразу же шлёпают своего. У ребёнка в голове явный диссонанс: с одной стороны, драться нельзя, но ведь взрослые это делают. Отсюда начинаются проблемы в поведении.
Место, где можно многое понять, – это раздевалка в детском саду. Родители торопятся, дети капризничают, и в этой ситуации видно, насколько уважительно взрослые относятся к ним, как строят диалог.
— Такое впечатление, что у детей психологических проблем не меньше, чем у взрослых…
— Проблем немало, но решить их намного легче: стоит изменить ситуацию, и их не будет. Поэтому психологи много работают с детьми, которых не принимают сверстники, создают моменты, в которых они успешны. Подсказывают родителям, как создать благоприятную для развития ребёнка обстановку дома.
— Так как же всё‑таки правильно воспитывать этих несносных детей?
— Дети – отражение наших поступков, нашего поведения, стиля воспитания. Это чистый лист, на котором родители рисуют их характер, недостатки и достоинства. Помните об этом и никогда не отмахивайтесь от консультации психолога, который поможет вам понять и принять собственного ребёнка.
Фото shutterstock.com
Как воспитать жизнерадостного ребёнка
Оптимисты лучше справляются с жизненными трудностями, ведь они видят хорошее буквально во всём и чувствуют себя намного счастливее. Чтобы вырастить жизнерадостного и позитивного ребёнка, следуйте простым правилам.
- Перестаньте жаловаться. Не говорите при ребёнке «мы не сможем», «у нас не получится», «мне не везёт». Чем больше говорите о проблемах с деньгами, о трудном рабочем дне, тем больше вероятность, что дети поступят точно так же. Чтобы сконцентрироваться на положительных моментах, сыграйте в «Розы и шипы». Смысл в том, чтобы каждый вспомнил, что с ним случилось плохого за день, а потом перекрыл негатив позитивным моментом.
- Поощряйте любопытство. Важно поддерживать в ребёнке желание узнать и попробовать новое. Отвечайте на вопросы почемучки, читайте ему книги, показывайте поучительные мультфильмы и фильмы, посещайте музеи и выставки, проводите дома детские научные эксперименты. Не ограждайте от новых занятий, пусть идёт в футбольную команду, даже если никогда до этого не играл. Позволяйте ребёнку делать самостоятельные шаги и набивать шишки. Так он научится добиваться поставленной цели.
- Отвлеките от негатива. Часто, когда у детей что‑то не получается, говорят: «я тупой», «из меня не выйдет отличный футболист», «музыкант из меня никакой», «у меня кривые пальцы». Переведите мысли ребёнка на позитив, скажите, например: «Поначалу всегда тяжело, но скоро ты станешь лучшим». Расскажите, что у других тоже не всё сразу получается. Обратите внимание на его умения, в которых он преуспел.
- Уйдите в сторону. Чем больше даём детям возможностей для самостоятельных действий и решений, тем увереннее они становятся. Чаще позволяйте ребёнку делать самостоятельный выбор и не бойтесь последствий: задавая наводящие вопросы, помогите малышу прийти к правильному выводу. Дайте ребёнку почувствовать себя полноценным членом семьи, вовлекайте в совместную деятельность, предлагайте посильные задания. Покажите, насколько вам важна и необходима его помощь.
- Будьте честны. Оптимизм – это не приукрашенное восприятие реальности, а умение принимать её и наслаждаться. Поэтому не пытайтесь оградить ребёнка от реальной картины мира. К примеру, малыш сменил школу, у него нет друзей. Не надо говорить, что скоро все в классе узнают, какой он крутой, и захотят дружить. Объясните, что теперь у него новый этап в жизни, который позволит начать заново и завести новых друзей. Для развития оптимизма нужно мыслить не только в положительном ключе – так ребёнок подготовится к тому, что ему предстоит в жизни.
Рекомендовано к прочтению