07.12.2018 13:54

Прелести «тихой жизни». Из Эрмитажа в Белгород привезли радость для всех чувств

Прелести «тихой жизни». Из Эрмитажа в Белгород привезли радость для всех чувств

Основные школы

В шестой раз Белгородский художественный музей принимает у себя экспозиции из главных российских музеев в рамках проекта «Достояние музеев России – белгородцам!» при поддержке благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».

Государственный Эрмитаж привёз 41 картину.

«Большинство из них на постоянной выставке в Эрмитаже не увидеть, – рассказал кандидат искусствоведения, завотделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Сергей Андросов. – Их можно увидеть здесь, в Белгороде. В экспозиции представлены все основные школы натюрморта: фламандская, голландская, немецкая, французская, итальянская».

О концепции выставки рассказала её куратор – младший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Любовь Герасимова:

«Мы пытались так выстроить экспозицию, чтобы у посетителя сложилось представление о разных типах натюрморта: vanitas, цветочный натюрморт, охотничьи трофеи, жанровые и бытовые сцены и превосходные работы итальянских художников XVII–XVIII веков, воспевающих красоту плодов Средиземноморья».

  • Прелести «тихой жизни». Из Эрмитажа в Белгород привезли радость для всех чувств

  • Прелести «тихой жизни». Из Эрмитажа в Белгород привезли радость для всех чувств

Неподвижная натура

Интересно, что в золотой век натюрморта в Западной Европе такого названия ещё не существовало. Nature morte вошло в употребление во Франции в середине XVIII столетия. До этого картины с изображением всевозможных предметов повседневного обихода – будь то цветы, фрукты, сцена в кухне или сервированный стол – называли по главному мотиву композиции. Среди них встречались «кухня», «завтрак», «горшок с цветами», «венок из цветов», «курительные принадлежности».

В середине XVII века в Голландии нашли общее обозначение для таких полотен – stilleven, то есть «неподвижная натура». Чуть позже название поэтизировали, и из‑за двойного значения leven «неподвижная натура» стала «тихой жизнью».

Что такое «тихая жизнь», в полной мере можно проследить по представленным в экспозиции «завтракам», «закускам» и «десертам».

  • Прелести «тихой жизни». Из Эрмитажа в Белгород привезли радость для всех чувств

  • Прелести «тихой жизни». Из Эрмитажа в Белгород привезли радость для всех чувств

  • Прелести «тихой жизни». Из Эрмитажа в Белгород привезли радость для всех чувств

Суета сует

Старейшая картина экспозиции – «Череп в нише» Бартоломеуса Брейна Старшего – датируется первой половиной XVI века. По мнению искусствоведов, её нельзя рассматривать как полноценный натюрморт. «Череп в нише» мог быть фрагментом более крупного полотна или диптиха. Встречались среди работ Брейна Старшего и портреты, на которых художник изображал в руках портретируемого череп как символ бренности.

Картина – предтеча отдельного типа натюрморта, vanitas. Он родился в голландском университетском городе Лейден и расцвёл в странах Западной Европы к середине XVII века, позаимствовав название из латинского vanitas vanitatum – «суета сует», буквально – «пустота». Главным элементом композиции такого аллегорического натюрморта становился человеческий череп – напоминание о быстротечности земной жизни, бренности материальных благ и неизбежности смерти.

Надпись на картине Брейна Старшего вторит мыслям о vanitas: «Нет щита, который заслонил бы от смерти, поэтому живите, пока не умрёте».

Интересно, что «Череп в нише» – это ещё и картина-обманка. Свет и тень на ней распределены так, что зрителю хочется протянуть руку и поправить завернувшийся уголок надписи.

Прелести «тихой жизни». Из Эрмитажа в Белгород привезли радость для всех чувств«Череп в нише».
Фото Владимира Юрченко

Конечность всего земного художники отображали и в других видах натюрморта. Пример тому – картина Кристиана Янса ван Стрипа «Цветы, бабочки и ящерица».

«Здесь мы видим круговорот смерти и жизни. О жизни, спасении души напоминает бабочка, – пояснила Любовь Герасимова. – Её поймала ящерица, гибель неминуема. Но душа спасётся: мы видим и других бабочек».

Близка идея суеты сует оказалась цветочному натюрморту.

  • Прелести «тихой жизни». Из Эрмитажа в Белгород привезли радость для всех чувств

  • Прелести «тихой жизни». Из Эрмитажа в Белгород привезли радость для всех чувств

Цветочный натюрморт

Голландца Юстуса ван Хейсума называют основателем цветочного натюрморта. Тема vanitas прослеживается в его работе «Цветы»: существование цветка скоротечно, ибо «трава засыхает, цвет увядает», сказано в Библии.

Но цветочные натюрморты несли в себе и другое содержание. В композициях под общим названием blompot (буквально – «горшок с цветами») художники воспевали красоту цветов. В такой натюрморт включали цветы, растущие в садах. Заказчики картин – ценители садовых цветов – желали восхищаться их красотой не только в дни цветения. Общую идею таких картин можно выразить так: красота цветка, запечатлённого на картине, способна надолго пережить недолговечную красоту живого растения, служившего художнику в качестве модели. Поэтому каждое растение изображали крайне достоверно и так, чтобы на полотне один цветок не заслонял другой.

Интересно, что в ранних blompot авторства голландских или немецких мастеров нельзя было увидеть увядшие или поломанные растения. Здесь они наделялись почти религиозным смыслом: Творца славили через его создания. Таким же религиозным смыслом наделяли цветы в гирляндах, обрамляющих религиозные сцены. Пример такого натюрморта – «Святое семейство в обрамлении, украшенном цветами» – принадлежит кисти Яна Брейгеля Младшего. Обрамляющие картуш цветы: розы, гвоздики, анемоны, ирисы, апельсиновый цвет – атрибуты Девы Марии. Вместе с этим ирисы, анемоны и гвоздики воплощают будущие страдания Христовы. На младенца Христа указывают жасмин и маргаритка.

Прелести «тихой жизни». Из Эрмитажа в Белгород привезли радость для всех чувств«Святое семейство в обрамлении, украшенном цветами».
Фото Владимира Юрченко

«Один из цветов, привлекающий внимание, – тюльпан. Его завезли в Голландию в начале XVII века, и это был очень дорогой цветок. В пик тюльпаномании дом в Гааге мог стоить от 200 до 500 гульденов, а стоимость луковицы определённых сортов могла доходить до 1 000 гульденов, – пояснила Любовь Герасимова. – Представьте, насколько это был дорогой цветок. Ими хотели любоваться даже тогда, когда они не цвели. И, конечно, это любование перешло в живопись».

Над подобными картинами всегда работало два художника. Цветы писали натюрмортисты, а сцены Священного Писания – художники, специализирующиеся на изображении фигур. Картинами украшали католические храмы, их дарили светским или духовным сановникам.

Выставка «Радость для всех чувств» работает до 24 февраля 2019 года. В это время в Белгородском художественном музее проведут несколько лекций и музыкально-искусствоведческих вечеров «В содружестве муз», на которых можно будет узнать больше о натюрморте.

Источник

В Белгородской области за три года восстановят 43 исторических объекта Спасатели рассказали о наиболее опасных пляжах Уфы Названы продукты, которые помогут избавиться от жира на животе От лирического портрета до житейской драмы. Семь интересных картин выставки «Портрет семьи» Жителей Уфы приглашают на фестиваль интернационального искусства «Навруз»

Последние публикации