По одёжке встречают. Почему униформа нужна даже при спасении людей
Формальный вопрос
Копировать не должна, однако напоминает военную. Посмотрите на форменную одежду железнодорожников, работников гражданской авиации, сотрудников госорганов: кители, фуражки, пилотки, погоны. Понять, кто перед вами, можно по ведомственной нашивке на левом рукаве и цвету формы.
А вот в какие цвета окрасит свою одежду та или иная организация, решает геральдический совет при президенте России. Иногда он ориентируется на традиции ведомства (таможенной службе и лесникам вернули зелёный цвет, который принадлежал им ещё в царское время), а в ряде случаев – создаёт их. Так, бордовый форменный костюм – у служащих Роспотребнадзора. Тёмно-синий носят прокуроры. Серые оттенки – у сотрудников Россельхознадзора и ветеринарной службы. Налоговики ходят в костюмах тёмно-серо-зеленовато-голубого (официальное наименование из приказа) цвета и в рубашках фисташкового оттенка.
В некоторых ведомствах, таких как налоговая служба, для тех, кто работает в кабинетах, постоянно носить официальную одежду необязательно – достаточно делового костюма. В отличие от тех, кто общается с клиентами в операционных залах. Для последних и сроки замены униформы короче – она быстрее изнашивается.
Как правило, ведомства устанавливают разные сроки для каждого элемента гардероба: бушлат и рубашка не прослужат одинаково. Иногда форму централизованно поставляют в Белгородскую область из Москвы. Либо доверяют её покупку учреждениям на местах, выделив специальную статью расходов, как, например, в медицине.
А есть и уникальная форма – чёрная судейская мантия.
«Чёрный цвет выбран, чтобы подчеркнуть независимость и беспристрастность судей. Только они обладают правом её надевать, – пояснила помощник председателя Белгородского областного суда Ирина Сазонова. – Другие работники аппарата суда такого права не имеют, так как они не осуществляют правосудие. В отличие от других представителей госвласти, например сотрудников ОВД и прокуратуры, имеющих установленную форму одежды, судьи облачаются в мантии только в зале судебных заседаний».
В Советском Союзе судьи на заседания приходили в обычном гражданском костюме. Возвращение к старой европейской традиции мантий пришло лишь в 1992 году с принятием закона о статусе судей.
«На мантию требуется не менее 6 м ткани. На воротник пришивают пуговицы, украшенные гербом России. К мужским мантиям положен только белый подворотничок, а женщины-судьи могут дополнить её жабо», – добавила Ирина Александровна.
Фото Вадима Заблоцкого
Не теряя содержания
«Главная роль униформы – выделить специалиста при исполнении служебных обязанностей», – уверен директор Центра медицины катастроф Белгородской области Анатолий Капацына.
Особенно актуально это в экстренных ситуациях, когда отличительная одежда служит сигналом «Я тебе помогу!».
«В философии есть понятие «единство формы и содержания». Так и у медиков: форму вы видите сразу, но её содержание определите позднее, при беседе. В критической ситуации пострадавший не может тратить время на выяснение, он должен сразу понять, что перед ним врач», – пояснил Капацына.
Впервые о белых халатах заговорили во второй половине XIX века. До этого врачи носили фартуки и перчатки, к тому же их часто знали в лицо. В 60-е годы хирург-гигиенист из английского города Глазго Джозеф Листер начал развивать теорию антисептики – отсюда и стартовала история медицинских халатов. Повсеместно их стали носить в 1918–1919 годах, когда в Европе свирепствовала испанка, унёсшая жизнь десятков миллионов людей.
Изначально вся одежда медиков была белого цвета, пока в 1914 году один влиятельный врач не пришёл к выводу, что белоснежность слепит хирурга, когда тот во время операции переводит глаза с тёмного цвета крови на халаты окружающих его коллег.
Сегодня по цвету формы можно судить, в каком отделении работает медик: она стала зелёной, розовой, голубой и даже цветной в детских поликлиниках – с мультяшными героями и сказочными персонажами. Причём может комбинироваться в зависимости от сезона. Например, работникам скорой помощи предлагается три варианта: лёгкие брюки и рубашка, полукомбинезоны, куртки.
Изменилась и ткань: раньше халат или костюм шили из хлопка, сейчас используют смесь натуральных и синтетических волокон. Главное, чтобы форма не превратилась в тряпку после пары стирок.
«Медицинская одежда защищает не только пациента от микробов врача, но и врача от различных биологических жидкостей и инфекций больного. Правда, сам по себе белый открытый халат сегодня выполняет больше представительскую, нежели гигиеническую функцию, потому что при серьёзных хирургических манипуляциях предпочтение отдаётся одноразовой одежде», – отметил Анатолий Спиридонович.
Анатолий Капацына.
Фото Анны Морозовой
И в огне не горит
Для пожарных униформа – «вторая кожа», помогающая сохранить жизнь и здоровье. Как рассказали в областном управлении МЧС, в нашей стране пожарные команды возникли ещё в XVII веке.
Но на протяжении двух столетий люди, вступавшие в борьбу со стихией, не имели спецкостюмов – они носили обычную одежду из плотной ткани. Пожарные рукава тоже делали из простой материи (отсюда и название: рукав).
Специальное обмундирование появилось лишь в XIX веке. И оно было разномастным. Брандмейстер носил парадные шаровары, тёмно-зелёный полукафтан, хромовые сапоги, бронзовую золочёную каску с армейским гербом и шпагу. У рядового форма была скромнее: серый полукафтан, шаровары, сапоги, бронзовая каска и портупея.
В советские годы в качестве пожарной формы использовали брезентовый костюм, который хорошо защищал от огня, но быстро промокал.
«Современные комбинезоны не промокают, так как имеют прорезиненную подкладку», – пояснил помощник начальника караула пожарно-спасательной части № 1 Белгорода Андрей Волобуев.
Позже одежду пожарных шили с нитями из асбеста. Сегодня её делают из металлизированной многослойной ткани, тонкого стеклянного или синтетического волокна – в зависимости от степени защиты боевого костюма. И обрабатывают специальной огнезащитной пропиткой.
Командир отделения той же пожарной части Сергей Скрипниченко согласился продемонстрировать свой наряд. Первым делом он надел сапоги с протекторами. Никаких шнурков – сужаются они за счёт колёсиков, которые можно подкрутить даже в крагах (толстых пожарных перчатках).
Широкие штанины позволяют быстро надеть нижнюю часть костюма, будучи в обуви. На массивной куртке – спасательный пояс с карабином, он нужен для страховки на высоте. Карман для рации, вместо пуговиц – клапаны, и на всех элементах одежды – светоотражающие полоски, чтобы спасателя было видно даже в полной темноте.
И напоследок – защитный шлем. До 1937 года его заменяла железная каска с гербом. Сейчас каски делают из синтетических материалов с высокой устойчивостью к повреждениям и высоким температурам. Прозрачный щиток защищает лицо от ожогов, а пелерина сзади – от попадания за шиворот искр и воды.
А этот пугающий костюм пришельца на самом деле комплект спецодежды спасателей. Он предназначен для особо сложных тушений горючих и легковоспламеняющихся жидкостей – вроде нефти или бензина. Называется ТОК-200, потому что может нескольких минут защищать человека от температуры 200 градусов. Состоит из фольгированного стекловолокна и надевается поверх основного рабочего костюма. Передвигаться в таком наряде нелегко, зато безопасно.
Кроме защитной одежды, у пожарных есть и повседневная форма.
От сюртука до кителя
По высочайшей резолюции императрицы Анны Иоанновны в апреле 1733 года учредили полицию в 23 губернских городах и наиболее развитых центрах провинций Российской империи. В их число вошёл и Белгород, бывший в то время губернским городом.
В число первых полицейских попали военнослужащие белгородского гарнизона, поэтому сначала их обмундирование соответствовало форме местного пехотного полка: «кафтан тёмно-зелёный с красными обшлагами, штаны козлиные и красные суконные, чулки красные, галстук триповый, шляпа валяная чёрная с полями, обшитыми белым полотном». Позже военное обмундирование заменили полицейской формой – ярко-синий кафтан и треуголка в цвет соответствующей губернии.
В XIX веке император Николай I утвердил для полиции тёмно-зелёный мундир с чёрным и красным воротниками, золотыми пуговицами, каски и эполеты. Форму начали различать: парадный мундир, вицмундир, форменный фрак и сюртук. А при Александре III в обиход вошла форма на основе гимнастёрки и кителя с воротником-стойкой, головные уборы – фуражка и папаха-кубанка.
После Октябрьской революции 1917 года одежда рабочей милиции (позже рабоче-крестьянской) в регионах сильно отличалась. Единую форму утвердили приказом в начале 1923 года, по свидетельствам тех лет она была чересчур яркой, из‑за чего сотрудников прозвали снегирями.
Согласно ведомости шебекинской волостной милиции, на 1 сентября 1925 года экипировка правоохранителя включала нательное бельё, шаровары, рубаху, френч, шинель, бекешу (зимнюю верхнюю одежду), сапоги, фуражку, значок головной, свисток, револьвер системы Нагана и трёхлинейную винтовку Мосина.
С того времени фасон и цвета одежды сотрудников правоохранительных органов менялись не раз. Начальник культурного центра областного УМВД Павел Бросалин сохранил кусочек послевоенного образца иссиня-чёрного цвета. В 1958 году китель и галифе стали светлее, сохранив синеву.
Именно эта форма принята сейчас за основу облика российского полицейского – отличия лишь в современном стиле.
А знакомая нам по советским фильмам серая униформа появилась в 1969 году. Серый тренд заменили лишь в 2011-м – именно тогда произошла последняя трансформация полицейской одежды.
Рекомендовано к прочтению