05.02.2018 18:26

По одёжке встречают. Почему униформа нужна даже при спасении людей

По одёжке встречают. Почему униформа нужна даже при спасении людей

Формальный вопрос

Копировать не должна, однако напоминает военную. Посмотрите на форменную одежду железнодорожников, работников гражданской авиации, сотрудников госорганов: кители, фуражки, пилотки, погоны. Понять, кто перед вами, можно по ведомственной нашивке на левом рукаве и цвету формы.

А вот в какие цвета окрасит свою одежду та или иная организация, решает геральдический совет при президенте России. Иногда он ориентируется на традиции ведомства (таможенной службе и лесникам вернули зелёный цвет, который принадлежал им ещё в царское время), а в ряде случаев – создаёт их. Так, бордовый форменный костюм – у служащих Роспотребнадзора. Тёмно-синий носят прокуроры. Серые оттенки – у сотрудников Россельхознадзора и ветеринарной службы. Налоговики ходят в костюмах тёмно-серо-зеленовато-голубого (официальное наименование из приказа) цвета и в рубашках фисташкового оттенка.

В некоторых ведомствах, таких как налоговая служба, для тех, кто работает в кабинетах, постоянно носить официальную одежду необязательно – достаточно делового костюма. В отличие от тех, кто общается с клиентами в операционных залах. Для последних и сроки замены униформы короче – она быстрее изнашивается.

Как правило, ведомства устанавливают разные сроки для каждого элемента гардероба: бушлат и рубашка не прослужат одинаково. Иногда форму централизованно поставляют в Белгородскую область из Москвы. Либо доверяют её покупку учреждениям на местах, выделив специальную статью расходов, как, например, в медицине.
А есть и уникальная форма – чёрная судейская мантия.

«Чёрный цвет выбран, чтобы подчеркнуть независимость и беспристрастность судей. Только они обладают правом её надевать, – пояснила помощник председателя Белгородского областного суда Ирина Сазонова. – Другие работники аппарата суда такого права не имеют, так как они не осуществляют правосудие. В отличие от других представителей госвласти, например сотрудников ОВД и прокуратуры, имеющих установленную форму одежды, судьи облачаются в мантии только в зале судебных заседаний».

В Советском Союзе судьи на заседания приходили в обычном гражданском костюме. Возвращение к старой европейской традиции мантий пришло лишь в 1992 году с принятием закона о статусе судей.

«На мантию требуется не менее 6 м ткани. На воротник пришивают пуговицы, украшенные гербом России. К мужским мантиям положен только белый подворотничок, а женщины-судьи могут дополнить её жабо», – добавила Ирина Александровна.

По одёжке встречают. Почему униформа нужна даже при спасении людейФото Вадима Заблоцкого

Не теряя содержания

«Главная роль униформы – выделить специалиста при исполнении служебных обязанностей», – уверен директор Центра медицины катастроф Белгородской области Анатолий Капацына.

Особенно актуально это в экстренных ситуациях, когда отличительная одежда служит сигналом «Я тебе помогу!».

«В философии есть понятие «единство формы и содержания». Так и у медиков: форму вы видите сразу, но её содержание определите позднее, при беседе. В критической ситуации пострадавший не может тратить время на выяснение, он должен сразу понять, что перед ним врач», – пояснил Капацына.

Впервые о белых халатах заговорили во второй половине XIX века. До этого врачи носили фартуки и перчатки, к тому же их часто знали в лицо. В 60-е годы хирург-гигиенист из английского города Глазго Джозеф Листер начал развивать теорию антисептики – отсюда и стартовала история медицинских халатов. Повсеместно их стали носить в 1918–1919 годах, когда в Европе свирепствовала испанка, унёсшая жизнь десятков миллионов людей.

Изначально вся одежда медиков была белого цвета, пока в 1914 году один влиятельный врач не пришёл к выводу, что белоснежность слепит хирурга, когда тот во время операции переводит глаза с тёмного цвета крови на халаты окружающих его коллег.

Сегодня по цвету формы можно судить, в каком отделении работает медик: она стала зелёной, розовой, голубой и даже цветной в детских поликлиниках – с мультяшными героями и сказочными персонажами. Причём может комбинироваться в зависимости от сезона. Например, работникам скорой помощи предлагается три варианта: лёгкие брюки и рубашка, полукомбинезоны, куртки.

Изменилась и ткань: раньше халат или костюм шили из хлопка, сейчас используют смесь натуральных и синтетических волокон. Главное, чтобы форма не превратилась в тряпку после пары стирок.

«Медицинская одежда защищает не только пациента от микробов врача, но и врача от различных биологических жидкостей и инфекций больного. Правда, сам по себе белый открытый халат сегодня выполняет больше представительскую, нежели гигиеническую функцию, потому что при серьёзных хирургических манипуляциях предпочтение отдаётся одноразовой одежде», – отметил Анатолий Спиридонович.

Анатолий Капацына.Анатолий Капацына.
Фото Анны Морозовой

И в огне не горит

Для пожарных униформа – «вторая кожа», помогающая сохранить жизнь и здоровье. Как рассказали в областном управлении МЧС, в нашей стране пожарные команды возникли ещё в XVII веке.

Но на протяжении двух столетий люди, вступавшие в борьбу со стихией, не имели спецкостюмов – они носили обычную одежду из плотной ткани. Пожарные рукава тоже делали из простой материи (отсюда и название: рукав).

Специальное обмундирование появилось лишь в XIX веке. И оно было разномастным. Брандмейстер носил парадные шаровары, тёмно-зелёный полукафтан, хромовые сапоги, бронзовую золочёную каску с армейским гербом и шпагу. У рядового форма была скромнее: серый полукафтан, шаровары, сапоги, бронзовая каска и портупея.

В советские годы в качестве пожарной формы использовали брезентовый костюм, который хорошо защищал от огня, но быстро промокал.

«Современные комбинезоны не промокают, так как имеют прорезиненную подкладку», – пояснил помощник начальника караула пожарно-спасательной части № 1 Белгорода Андрей Волобуев.

Позже одежду пожарных шили с нитями из асбеста. Сегодня её делают из металлизированной многослойной ткани, тонкого стеклянного или синтетического волокна – в зависимости от степени защиты боевого костюма. И обрабатывают специальной огнезащитной пропиткой.

Командир отделения той же пожарной части Сергей Скрипниченко согласился продемонстрировать свой наряд. Первым делом он надел сапоги с протекторами. Никаких шнурков – сужаются они за счёт колёсиков, которые можно подкрутить даже в крагах (толстых пожарных перчатках).

Широкие штанины позволяют быстро надеть нижнюю часть костюма, будучи в обуви. На массивной куртке – спасательный пояс с карабином, он нужен для страховки на высоте. Карман для рации, вместо пуговиц – клапаны, и на всех элементах одежды – светоотражающие полоски, чтобы спасателя было видно даже в полной темноте.

И напоследок – защитный шлем. До 1937 года его заменяла железная каска с гербом. Сейчас каски делают из синтетических материалов с высокой устойчивостью к повреждениям и высоким температурам. Прозрачный щиток защищает лицо от ожогов, а пелерина сзади – от попадания за шиворот искр и воды.

А этот пугающий костюм пришельца на самом деле комплект спецодежды спасателей. Он предназначен для особо сложных тушений горючих и легковоспламеняющихся жидкостей – вроде нефти или бензина. Называется ТОК-200, потому что может нескольких минут защищать человека от температуры 200 градусов. Состоит из фольгированного стекловолокна и надевается поверх основного рабочего костюма. Передвигаться в таком наряде нелегко, зато безопасно.

Кроме защитной одежды, у пожарных есть и повседневная форма.

  • Сергей Скрипниченко демонстрирует свой боевой костюм

  • ТОК-200

От сюртука до кителя

По высочайшей резолюции императрицы Анны Иоанновны в апреле 1733 года учредили полицию в 23 губернских городах и наиболее развитых центрах провинций Российской империи. В их число вошёл и Белгород, бывший в то время губернским городом.

В число первых полицейских попали военнослужащие белгородского гарнизона, поэтому сначала их обмундирование соответствовало форме местного пехотного полка: «кафтан тёмно-зелёный с красными обшлагами, штаны козлиные и красные суконные, чулки красные, галстук триповый, шляпа валяная чёрная с полями, обшитыми белым полотном». Позже военное обмундирование заменили полицейской формой – ярко-синий кафтан и треуголка в цвет соответствующей губернии.

В XIX веке император Николай I утвердил для полиции тёмно-зелёный мундир с чёрным и красным воротниками, золотыми пуговицами, каски и эполеты. Форму начали различать: парадный мундир, вицмундир, форменный фрак и сюртук. А при Александре III в обиход вошла форма на основе гимнастёрки и кителя с воротником-стойкой, головные уборы – фуражка и папаха-кубанка.

После Октябрьской революции 1917 года одежда рабочей милиции (позже рабоче-крестьянской) в регионах сильно отличалась. Единую форму утвердили приказом в начале 1923 года, по свидетельствам тех лет она была чересчур яркой, из‑за чего сотрудников прозвали снегирями.

Согласно ведомости шебекинской волостной милиции, на 1 сентября 1925 года экипировка правоохранителя включала нательное бельё, шаровары, рубаху, френч, шинель, бекешу (зимнюю верхнюю одежду), сапоги, фуражку, значок головной, свисток, револьвер системы Нагана и трёхлинейную винтовку Мосина.

С того времени фасон и цвета одежды сотрудников правоохранительных органов менялись не раз. Начальник культурного центра областного УМВД Павел Бросалин сохранил кусочек послевоенного образца иссиня-чёрного цвета. В 1958 году китель и галифе стали светлее, сохранив синеву.

Именно эта форма принята сейчас за основу облика российского полицейского – отличия лишь в современном стиле.

А знакомая нам по советским фильмам серая униформа появилась в 1969 году. Серый тренд заменили лишь в 2011-м – именно тогда произошла последняя трансформация полицейской одежды.

  • Зимняя экипировка сотрудника ГАИ, старшина милиции (1972 г)

  • Гимнастёрка милиционера 1942 года

  • Кожаный плащ оперативного работника РКМ (1924 г)

Источник

Власти Башкортостана закупили технику для определения качества продуктов В Уфе прошел автопробег, посвященный Дню Победы В Уфе Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту покушения на местного бизнесмена В Уфе победитель кинофестиваля «Серебряный Акбузат» получит миллион рублей Прилучный в маске вышел в свет после травм и операции на лице

Последние публикации