30.03.2018 16:24

По асфальту гонять скучно. Почему губкинец называет себя всесезонным гонщиком

По асфальту гонять скучно. Почему губкинец называет себя всесезонным гонщиком

На своей первой машине – вазовской «восьмёрке» – он откатал не меньше 30 различных гонок, из них порядка десяти – зимних.

«Асфальт на самом деле скучный, – признаётся Маренков. – Если у тебя хорошая резина – ты цепляешься, плохая – сносы, заносы… А в условиях грунта, а тем более снега, льда, условия динамичные, каждый метр трассы отличается от предыдущего. Покрытие скользкое, непонятное, непредсказуемое. Нужно быть постоянно наготове и иметь полный арсенал контраварийных приёмов. Единственный большой минус зимы – это когда в поле на морозе приходится гайки крутить, а пальцы не гнутся и ты ничего взять не можешь».

Отец о сыне

Маренковы живут в частном секторе Губкина. В гараже устроена мастерская Ивана, где он готовит к баталиям свою новую машину – Mitsubishi Lancer Evolution IV. Хотя новая – это громко сказано. Но об этом позже.

Ворота дома распахивает отец автогонщика – Сергей Фёдорович.

«Иван у нас родился, когда мне было 37 лет. Поздний ребёнок, – рассказывает он о сыне. – Ваня – наша гордость. Он стал первым в Губкине кандидатом в мастера спорта по плаванию. Позже начал заниматься автогонками. Его упёртость в этом плане просто поражает: он если чего‑то захотел, то добивается этого. Иван, наверное, в дедов пошёл. Я к технике такой страсти не питаю, хоть и отработал 15 лет заместителем главного инженера на комбинате «КМАруда». А один из дедов, немец по национальности, был часовой мастер, он всё мог починить – от часов до магнитофона «Грюндиг». И второй такой же. Рукастыми деды были».

Атакующий время

В 2010 году Маренков поступил в Санкт-Петербургский национальный минерально-сырьевой университет «Горный». Как‑то в Интернете случайно увидел объявление о том, что в Белгороде открылся автоспортивный комплекс «Вираж», в котором проходят соревнования в формате Тime Аttack.

По асфальту гонять скучно. Почему губкинец называет себя всесезонным гонщикомФото из личного архива Ивана Маренкова

«На русский переводится как «атака времени», – поясняет Иван. – Это любительские соревнования, в которых необходимо пройти один круг за минимальное время. Я приехал на отцовском Mitsubishi Lancer X. Участников собралось порядка 20. В своём классе я пришёл вторым, в абсолюте – третьим. Мне это показалось интересным. Я машинами в то время уже интересовался. Что‑то прикручивал, переделывал. А потом в институте наткнулся на объявление – приглашение в секцию автомногоборья. Секцию повесили на Павла Коржавых – трёхкратного чемпиона мира по джиу-джитсу, которого автоспорт как‑то не сильно привлекал. Через год секцию я себе забрал. Загорелся этим делом. И в 2014-м наша команда стала третьей среди вузов в Санкт-Петербурге».

В Северной столице губкинец познакомился со многими знаменитостями. Самая запоминающаяся встреча произошла с профессором автогонок – Эдвардом Сингуринди, двукратным чемпионом СССР по ралли.

«Он автор главных книг по теории и методике автомобильного спорта, по которым училось не одно поколение гонщиков. Встречи с такими людьми остаются в памяти на всю жизнь», – замечает Иван.

Конец великолепной «восьмёрки»

Учёба в университете прошла практически на колёсах. Почти каждый месяц выезжал домой в Губкин, участвовал в соревнованиях. Вазовскую «восьмёрку», купленную ещё в 2013 году, Иван укрепил каркасом безопасности, и машина вполне стала подходить для любительских гонок. Соревновался Маренков в Туле, Орле, Мценске, Белгороде, Старом Осколе, Волоконовке.

«Первый старт прошёл в Курске на автокроссе, хотя машина для этого была не очень приспособлена, – вспоминает гонщик. – Автокросс – это полный контакт. Но ничего, только зеркало снесли да чуть-чуть дверь помяли. В принципе, домой целым приехал».

По словам Маренкова, дороги всюду разные. Самые приличные – в Белгородской области:

«Нередко в Интернете можно увидеть, как кто‑то поливает наши дороги, мол, они у нас дрянь. Не соглашусь. В области дороги в основном приличные. В Орле, Курске – похуже. А Тула – это вообще танкодром!»

По асфальту гонять скучно. Почему губкинец называет себя всесезонным гонщикомМаренков вместе со своим штурманом Илбёй Губановым.
Фото из личного архива Ивана Маренкова

Кончину «восьмёрки» Иван описывает образно:

«В ходе соревнований сломался генератор, шестерня третьей передачи, кузов перебил провод, важный для мозга машины, зацепили датчик положения коленвала, а без этого датчика машина уже не поедет, потому что она на него настроена…»

Штурман

Илье Губанову 30 лет, живёт он в Белгороде. Иван познакомился с ним при сборке «восьмёрки». Перед первым стартом в Курске Илья поинтересовался, кто у Маренкова штурман. Тот ответил: пока никто. Губанов предложил свою кандидатуру, а Иван согласился. Так образовался надёжный тандем.

«Сошлись характерами, – объясняет Маренков. – Илья очень сильно соображает в автомобилях. Он с нуля в той машине сделал проводку, настроил её. Как‑то у нас в Орле полетела коробка передач. Починиться на месте было нереально, решили так доехать до дома. За руль сел Илья и по звуку, по оборотам определял, когда можно ставить ту или иную передачу. Особенно тяжело было ехать по городу – перекрёстки, светофоры. Постоянно глохли. Приходилось вставлять первую со стартёра, запускаться, трогаться без тормозов. Но почти 300 км до Губкина без сцепления дотянули. Когда у тебя штурман ещё и классный механик – это круто!»

Давней мечтой Маренкова была легенда японского автопрома – Mitsubishi Lancer Evolution.

«Эти модели с четвёртой по шестую четырежды становились чемпионами мира. И у меня загорелось, захотелось её собрать, – рассказывает об эволюционной эпопее Иван. – В 2016 году нашёл машину в Ангарске. Далековато, конечно, почти 5 тыс.км. Были и ближе, но не для моего бюджета. Договорился с продавцом, деньги перечислил, на автовозе привёз в Воронеж. Радости было выше крыши. Дома после детального осмотра машины радости резко поубавилось. Но я был готов к этому. Машине всё же 20 лет. Хозяев у неё было много – только в дубликате ПТС десять!»

Первоначально гонщик решил свой Lancer дорабатывать не спеша: менять какие‑то агрегаты и потихоньку участвовать в простых соревнованиях, типа Тime Аttack. Но накрылась коробка передач. А в марте 2017-го, не дотянув даже до места соревнований, взорвался мотор.

«Просто бабахнуло, и с двух сторон лопнул цилиндр. Встал на прикол основательно. И тогда я решил разбирать машину в ноль – до последнего болта. Грамотно готовить кузов, переваривать слабые места. Интегрировать нормальный каркас безопасности, подходящий для соревнований уровня чемпионата России, – объясняет Иван. – Весь 2017 год так и провёл. Сейчас машина уже покрашена, веду сборку, которая, правда, продвигается не очень быстро. Но, думаю, к маю у нас получится выехать на соревнования в Волоконовке, которые обычно проводят ко Дню Победы. Там грунтовая трасса. Это одна из наших любимых гонок».

По асфальту гонять скучно. Почему губкинец называет себя всесезонным гонщикомМаренокв готовит к весне новый гоночный автомобиль – Mitsubishi Lancer Evolution IV.
Фото из личного архива Ивана Маренкова

«Хочу быть первым»

В конце декабря Иван со своим штурманом на семейном Mitsubishi Lancer X размялись в дорожном ралли «Ясная Поляна» в Тульской области. Длина трассы – примерно 350 км. Землю припорошил снежок, дороги стояли слякотные, во многих местах побитые довольно чувствительными ухабами. В одном месте белгородский экипаж слегка промахнулся с ориентиром и проехал лишние 50 км. Хотя слалом выиграли, говорит гонщик, но в целом с ралли приехали ни с чем.

Одним из самых запоминающихся своих стартов Маренков назвал ралли-спринт в Старом Осколе в 2015 году:

«Я там победил в классе переднеприводных машин на обычной резине, ещё на «восьмёрке». А потом в свободном классе на боевых шипах тоже приехал первым. Самое интересное, что мне удалось победить Женю Животова – чемпиона и призёра чемпионатов России в ралли-кроссу. Он участвовал в гонке на «Паджеро-Эволюшн» – это джип такой высокий, двигатель 300-сильный, полный привод. Но Женя, правда, ехал на обычной резине».

По словам Маренкова, за 20-летний Mitsubishi Lancer Evolution IV из Ангарска он заплатил 220 тыс. рублей. Примерно столько же уже вложил в ремонт машины.

— На ней у меня есть шансы стать чемпионом ЦФО, – уверен гонщик.

— А почему не чемпионом России? – спрашиваю у Ивана.

— На чемпионате России эта машина не пройдёт омологацию. Это свод правил соответствия машин определённым параметрам. Мой Evolution IV, увы, – уже устаревшая модель. Но я всё равно хочу быть первым. Мне это интересно было и в плавании. Вообще, чем я занимаюсь, в этом мне хочется быть лучшим, первым.

Источник

400 многодетных семей Башкирии cмогут получить 250 тысяч рублей вместо земельных участков В Белгороде сотрудники полиции задержали танцевавшего на дороге нетрезвого мужчину В Белгородской области в 10 раз стало больше пятёрок по русскому языку на ОГЭ Радий Хабиров рассказал, как он проводит воскресенье Стали известны сроки конца пандемии коронавируса COVID-19 по предсказаниям Ванги

Последние публикации