Переход через ноль. С какими проблемами сталкиваются белгородские дорожники зимой
Фуры складываются
Почти весь декабрь зима не наступала. Только к концу месяца пошёл снег, хотя столбик термометра чаще всего находится в районе нуля. Дорожники следят за погодой по 25 метеостанциям, установленным по всей области. Они дают точный прогноз как минимум на ближайшие трое суток.
Из 6,6 тыс. км дорог примерно 600 км ведомство контролирует особенно. Это участки, где образовываются наледь и снежные заносы. На разделениях вдоль посадок, где проходит холодный воздух, дороги тоже могут обледенеть. Там дорожники или ставят снегозащитные щиты, или нарезают специальные борозды, чтобы снег не переметало с полей на дороги.
«Крутые подъёмы и спуски, – напоминает Сергей Евтушенко, – особенно сложны для водителей, которые ездят на летней или всесезонной резине и не хотят тратить деньги на зимнюю. Для них сначала деньги, а потом безопасность. Особенно это касается большегрузов. Поэтому любой подъём или спуск для этих машин опасен в зимних условиях, даже если покрытие будет чистое. Опасными из близлежащих участков с большой интенсивностью являются объездная в Белгороде от ротонды к Новосадовому. Бывает, что фуры там складываются поперёк и перегораживают движение. Бахарев мост (дорога на Корочу), участки на дорогах Шебекино – Короча, Короча – Новый Оскол. Подъёмы, спуски на Алексеевку, Красное. В любом районе можно назвать такие. Проблемы могут возникнуть где угодно, это больше вопрос к внимательности водителей».
Не как в Скандинавии
Как ни странно, главный враг на зимних дорогах – лысая резина. Одно неверное движение – слетел в кювет. И если легковую машину можно вытащить, то вернуть на дорогу фуру – проблема. Переобувать авто в любом случае необходимо во второй половине ноября, в нашей климатической зоне – с начала ноября. Тому, кто этого ещё не сделал, с дорогой лучше не шутить.
«Лысая резина – это халатность водителей, – убеждён Сергей Викторович. – Для большегрузов переобуть машину дорого, и люди на это не идут, к сожалению. Считают, что виноваты дорожники, а они сами не должны ничего делать».
Однако, безопасность зимних дорог – это забота и водителей, и дорожников.
Фото Вадима Заблоцкого
Ещё одна зимняя трудность – ветер, переносящий снег на дороги с полей. Бывает, что участок полностью почистили, но за 15–20 минут его снова заносит. В таких местах приходится всё время держать снегоочистительную технику.
«Ничего нового каждый год не происходит, – констатирует начальник управления дорог. – Нужно более оперативно принимать меры, вплоть до полного закрытия движения. Нечасто, но такое бывает. В прошлом году раза четыре закрывали. Тогда надо либо ехать в объезд, либо остановиться и подождать минут 30–40. Большинство водителей относится к этому с пониманием».
Третья проблема – переход через ноль. В течение суток или нескольких дней температура воздуха меняется от плюса к минусу и обратно. Это не только держит водителей в напряжении. Постоянные температурные перепады разрушают дорожное покрытие.
«Идеально – это как в Скандинавии: пришла зима на три месяца и потом закончилась, – отмечает Евтушенко. – Но, как известно, климат не выбирают».
Взять лопату
За сколько времени дорожники должны очистить дорогу от снега? Всё зависит от категории дороги. Первой, к которой относятся автомагистрали и скоростные, в нашей области нет. Дороги второй категории (нескоростные), например Белгород – Короча – Старый Оскол, должны очищать максимум за шесть часов после снегопада.
Жители области могут круглосуточно задавать любые вопросы по единому бесплатному номеру 112. Диспетчер соединит со специалистами-дорожниками, они есть в каждом районе у каждого подрядчика, который занимается содержанием дорог. Диспетчеры видят всё с помощью системы ГЛОНАСС: где находится дорожная техника, какие дороги и где обработали, где нет, какая ближе, чтобы помочь человеку.
Фото Вадима Заблоцкого
У областного упрдора 551 единица техники для зимних дорог во всех районах, кроме Белгорода – здесь за это отвечает мэрия. Если не хватает сил дорожников, привлекают ГИБДД и МЧС. Из‑за того что не все дороги принадлежат областному управлению, случались недоразумения. Ведь людям всё равно, кто владелец дороги, главное – решить проблему. Поэтому и перешли на систему 112.
«Были такие случаи, когда человек не мог выехать из гаража. И почему‑то звонил в областное управление, – вспоминает Сергей Евтушенко. – Гараж в стороне от дороги 200 м, снега по пояс. Там нет дороги, нет домов, но он посчитал, что управление должно чистить. Что здесь могу посоветовать? Только взять лопату и сделать это самому».
Сегодня погода в нашей местности часто непредсказуема: утром может быть минус, к вечеру дождь, а ночью мороз. Находясь за рулём, это нужно учитывать каждую секунду.
«Вся дорога может быть обработанной, а на 15-метровом разрыве в посадке произойдёт обледенение из‑за холодного порыва воздуха. На большой скорости это может привести к трагедии, – напоминает Евтушенко. – Зимой лучше ездить со скоростью на порядок ниже, чем летом. Непредсказуемое покрытие может быть в разных местах. И оно всегда холоднее, чем воздух, на один-два градуса. Для сцепления колеса с дорогой это уже много».
Важно: соблюдая правила дорожного движения, более внимательно относитесь друг к другу, по возможности помогайте тем, кто по разным причинам оказался на обочине и не может выехать. Тогда в следующий раз помогут и вам.
Рекомендовано к прочтению