15.05.2018 18:57

От тарелки до баранки. Когда инструктор по вождению начинает применять «розги»

От тарелки до баранки. Когда инструктор по вождению начинает применять «розги»

Научил отец

«Я за рулём с 14 лет. Учил отец, он умел ездить на всех категориях машин, а права я получил в учебно-производственном комбинате. Жили мы в небольшом посёлке, отец не последний человек в ГИБДД, и его коллеги сквозь пальцы смотрели на то, что я сидел рядом с ним и вёл машину. В этом возрасте учиться вождению за удовольствие, машину сразу полюбил, на себе понял, как важно, чтобы учитель был спокойным и доброжелательным.

К работе инструктора по вождению пришёл не сразу. Было время, руководил автошколой и при собеседовании мог определить, задержится ли человек на нашей работе. Каким бы ты ни был суперводителем, но, если заводишься с пол-оборота – с людьми тебе не работать.

Мой личный критерий отбора сотрудников – наличие высшего образования, и он меня не подводил. В нашей автошколе немало ребят со средним специальным, но жизнь показала, что люди с «вышкой» более воспитанные и стрессоустойчивые. К ним нареканий меньше.

Возраст инструктора значения не имеет. Есть у нас в школе замечательный парнишка. Ему чуть за 20, а у него за плечами нужный водительский стаж, армия, среднее специальное образование, с курсантами отлично ладит. Так что ещё фору опытным коллегам даст».

Пришёл за «корочкой»

«По нормативу у меня каждый день должны быть занятия с четырьмя курсантами, но жизнь рассчитывает по‑своему. В основном работаем в две смены, машина занята с 8 утра до 10 вечера, но, бывает, приходится уходить в отпуск без содержания, если курсантов недобор.

Легче всего учить того, кто пришёл не просто за «корочкой», а действительно хочет научиться водить. И тогда ни возраст, ни пол курсанта роли не играет, желание определяет многое.

В нашей школе обучалась бабуля, которая в 78 лет решилась сесть за руль. Представьте, насколько с ней было сложно, потребовалось 60 двухчасовых занятий по вождению, которые надолго останутся в моей памяти. Но она, пусть и с четвёртого раза, сдала экзамен. Сейчас катается довольная, счастливая, мы с ней до сих пор созваниваемся. И это не единичный случай.

Совсем другое отношение к занятиям, когда человека жизненные обстоятельства принуждают получить права. Люди не думали не гадали, что будут водить, но умирают близкие, машина простаивает в гараже, а на дачу на автобусе не наездишься. Идут к нам.

От тарелки до баранки. Когда инструктор по вождению начинает применять «розги»Фото Вадима Заблоцкого

Очень распространена ситуация, когда на обучении в автошколе вопреки желанию жены настаивает её муж. «Лето впереди, начнутся вылазки на природу, мне захочется выпить, а за руль кого я посажу? Жену, конечно», – рассуждают мужчины. Объясняешь им, что с таким подходом их вторые половинки толком ничему не научатся. «Машина тихонечко научит», – парируют они».

100 раз без раздражения

«У меня и у учителей в обычной школе одинаковый отпуск – 42 дня, нужно время, чтобы восстановить свою подорванную за учебный год нервную систему. Формально инструктору необходим водительский стаж не менее трёх лет, но это мало что решает. Нравится сидеть за рулём – идите работать водителем, таксистом, дальнобойщиком, без педагогической жилки, безграничного терпения и умения 100 раз без раздражения объяснять одно и то же будет трудно.

Курсант в первые дни напоминает мне только что вылупившегося птенчика. Испуганного, робкого, толком ничего не понимающего. И мне очень нравится наблюдать, как он благодаря мне оперяется и становится самостоятельным. У каждого это происходит по‑своему: кто‑то уже на первых занятиях готов к выезду в город, кому‑то долго мешает психологический барьер. Справляемся со всеми, есть определённые методики, позволяющие привыкнуть к дороге постепенно.

Надо учитывать, что у каждого свой период адаптации за рулём. Пришла учиться 65-летняя женщина, и я прикидываю, что каждый день ей заниматься будет трудно. Предлагаю встречаться два раза в неделю, курс обучения растягивается на несколько месяцев, но всё благополучно заканчивается: экзамен она сдаёт с первого раза.

На некоторых курсантов влияют жизненные стереотипы. Мужчина лет на 15 меня старше, видимо, занимающий руководящую должность, прямо заявил: «Ты что, ещё чему‑то меня учить будешь?» Признаюсь, я опешил: «Подождите, вы же учиться пришли». «Ладно, буду вас слушать», –не очень охотно согласился он.

Я должен уметь понять, какой будет реакция человека в критической ситуации. Ведь для кого‑то спокойное замечание не вариант, если надо на чём‑то заострить внимание. Бывает и прикрикнешь, и по тормозам резко ударишь, чтобы курсант на всю жизнь запомнил, что наезжать на пешеходный переход, что он только что сделал, нельзя. Грубо? Зато запомнится надолго. Мы должны учить в первую очередь безопасному движению.

К концу обучения возникает другая проблема: человек набирается уверенности и считает себя практически водителем, а тут сидит инструктор, который пытается подсказывать. Возникает конфликт авторитетов, приходится применять «розги».

От тарелки до баранки. Когда инструктор по вождению начинает применять «розги»Фото shutterstock.com

Берём тарелку

«Главная задача автоинструктора – объединить умение водить машину со знаниями правил дорожного движения. И тут часто даже уверенные в себе курсанты испытывают шок. На площадке у них всё замечательно, а в городе провал. Ведь правила учат, задачи решают в спокойной обстановке, а в городе ситуация на дороге меняется постоянно, и тут важно уметь быстро ориентироваться и принимать решение, а это для новичка сложно.

Как это ни странно звучит, для меня лучше те курсанты, которые ни разу не садились за руль. Конечно, первые уроки для них настоящий кошмар: они мало что помнят, мои указания не запоминают. Самая типичная ошибка – путаница с поворотами. Советую эффективное упражнение: разъезжайте по квартире с большой тарелкой в руках и говорите, вправо или влево вы поворачиваете. Годы практики показали: помогает отменно.

Ещё я предлагаю в выходной день выехать часов в пять утра на улицы города и тихонько наблюдать, как они постепенно заполняются машинами. Это очень помогает привыкнуть к оживлённому городскому движению.

Нет ничего хуже, чем переучивать человека. Я занимался с девушкой, которая десять лет ездила по одному и тому же пути: катала мужа в военную часть и обратно. Понадобились права, и тут для неё наступил кошмар. Она ездила с правым рулём, а я учу на левом. Она, бедная, пыталась найти слева переключение передач и открывала вместо этого окно, сколько времени на занятиях было потеряно впустую».

Экзамены

«На экзаменах своих курсантов я волнуюсь как в первый раз. Обидно, что их зачастую подводит не подготовка, а нервы. Чаще всего во время сдачи на права ошибки связаны не с самой техникой вождения, а с умением применить теорию на практике. То курсант забывает, что находится на односторонней дороге, то знак не заметит.

Из моих подопечных экзамен с первого раза сдают 50 %, я считаю это хорошим показателем. 10 % валятся на теории, у многих мозг не работает в состоянии аффекта. 8 % не могут сдать площадку, хотя, получив права, они сразу же забывают, что когда‑то учились на ней. Те, кто благополучно прошёл теорию и площадку, не сдают город. Перенервничали, нога затряслась, сцепление заглохло – бывает и такое.

Как ни удивительно, часто не сдают город очень уверенные в себе люди. Курсант эффектно разворачивается и задним левым колесом наезжает на сплошную линию. Экзамен фиксирует камера, это не инспектор ГИБДД придирается, а оборудование всё видит.

А вообще, несмотря на переживания, я в отпуске скучаю по работе, прямо ломка начинается, так не хватает ежедневного адреналина. Каждый выезд с курсантом – это ещё то напряжение, но оно того стоит. Новые и часто полезные знакомства, эмоции, от этого не устаёшь и к этому привыкаешь. Потому, наверное, среди инструкторов по вождению практически нет текучести кадров».

Источник

ФНС предупредила об увеличении налогов для жителей республики «Белогорье» выбыло из борьбы за Кубок России Способ пощекотать нервы. Сколько выиграли или проиграли белгородцы на ставках ЧМ-2018 В Белгороде вынесли приговор преступникам, нападавшим на водителей Танец в полынье. Где в Белгороде опасно выходить на лёд

Последние публикации