27.08.2018 18:57

От плёнки к «цифре». Как ходили в кино наши дедушки и бабушки

От плёнки к «цифре». Как ходили в кино наши дедушки и бабушки

Расцвет кинотеатров

В краеведческом музее Чернянки ко Дню российского кино подготовили экспозицию старой киноаппаратуры. О ней рассказывает коллекционер Анатолий Объедко, в советское время работавший заместителем директора районного кинотеатра.

«Это у нас старичок: кинопроектор 1958 года, – показывает Анатолий Николаевич. – У него недостаток: в фонаре стояла не традиционная ксеноновая лампа, а угольная дуга. Видели, как работают сварщики? Тот же принцип. Внутри проектора свечение, треск, копоть. Но это был первый опыт освещения. Таких почти не осталось».

История кино в Белгороде берёт своё начало в 1934-м – тогда появился первый в городе кинотеатр. Он находился на улице Ленина и назывался «Челюскин». В 1954-м появилась белгородская контора по прокату фильмов с фондом в 1 356 художественных фильмов и хроник. Киносеть со стационарными установками охватила города, райцентры и некоторые крупные сёла.

В сельских клубах кинозалы были редкостью. Поэтому к ним обычно делали пристройку – кинобудку размером 5 x 3 м. В пристройке прорубали окно, которое выходило в зал клуба – он вмещал от 50 до 100 человек. Далеко не во всех сельских клубах была возможность показывать фильмы на экране – на это попросту не хватало средств. Тогда вместо экрана на стену натягивали белый холст. Время от времени ткань снимали, стирали, гладили и снова вешали.

  • От плёнки к «цифре». Как ходили в кино наши дедушки и бабушки

  • От плёнки к «цифре». Как ходили в кино наши дедушки и бабушки

Народ ждал

«Были кинопроекторы и поменьше – они назывались передвижками, – продолжает Анатолий Николаевич. – В 1960–1970-е годы фильмы передавали из села в село, и такую аппаратуру было удобно грузить в машину».

Фильмы в районы привозили из Белгорода, Старого Оскола и Валуек. Каждый фильм ждал своего часа: было расписание, когда и какие картины покажут в том или ином селе. Новую киноленту доставляли на перекладных, забирали старую, которую уже показали, и перевозили в другое село. Закончив показ, фильм возвращали в проверочную мастерскую районного кинотеатра. Требования к сохранности копий были высоки, ленты сдавали через акты и протоколы. Порча, разрыв или потеря плёнки приравнивались к ЧП. Ответственного вызывали в Белгород, где он долго объяснялся по поводу ситуации.

Повреждённые плёнки ремонтировали на улице Студенческой, в здании, расположенном напротив нынешнего университета кооперации, экономики и права. Туда приезжали специалисты со всех районов: им объясняли, в чём причина поломки. Если часть фильма повреждалась, то её вырезали, плёнку подклеивали и подгоняли под сюжет. Кстати, копированием в Белгороде не занимались: сложную процедуру проводили только в Москве.

В киносети не работали случайные люди. Они должны были знать механику и электрику.

«В 1950-е в селе народ очень ждал новые фильмы. Они часто приходили с опозданием, потому что их везли на лошадях и машинах. Киномеханик вёз с собой небольшой кинопроектор, несколько ящиков с усилителями, генератор. Он выставлял аппаратуру, заводил генератор, который вырабатывал электроэнергию, и только тогда мы смотрели фильмы. Зимой кино показывали на складах и в амбарах – там, где тепло и помещалось хотя бы человек 50. Туда приносили скамейки, табуреты», – продолжает коллекционер.

В 1960-е в Белгороде «Челюскин» закрыли. Горожане смотрели кино в ДК железнодорожников и кинотеатре «Родина» – его открыли в 1955-м, а снесли в ноябре 2003-го. Летом работали уличные киноплощадки.

Строить кинотеатр «Победа» – первый в области широкоэкранный кинотеатр с двумя залами – начали в 1956-м, а закончили через четыре года. Первый фильм показали в 1961-м. Ещё через восемь лет появился кинотеатр «Радуга» с залом на 537 мест. Его экран форматом 20 х 9 м был крупнейшим в Черноземье.

Внешний облик советских кинотеатров был однотипный: колонны, лепка, флаги, гербы, высокие парапеты. Замысел прост: их нужно было выделить, сделать одновременно похожими друг на друга и отличными от других зданий.

От плёнки к «цифре». Как ходили в кино наши дедушки и бабушкиФото Алёны Антоновой

Очередь невероятная

В советские годы показывали много фильмов о войне, сельском хозяйстве, на экранах неизменно присутствовало индийское кино. В 1960–1970-е залы были полны. Цены, по сравнению с нынешними, смешные: детский билет – 5 копеек, взрослый – 15. В магазине за 16 копеек можно было купить булку хлеба, за 20 – бутылку молока.

Узнать, что идёт в кино, можно было по телефону. В записи автоответчика диктор озвучивал название фильма, день, стоимость и начало сеанса. А в конце добавлял: «Принимаются коллективные заявки от колхозов, совхозов, учебных заведений, предприятий…» В сёлах билеты продавал киномеханик. После сеансов он высыпал мелочь из мешка и писал отчёт о выручке. Особой прибыли не было из‑за затрат на бензин, электроэнергию, прокат фильма. Но о прибыли в те годы думали гораздо меньше.

«В зрительном зале в Чернянке в 1980-е было 450 мест. И их не хватало. Чтобы рассадить людей, мы ставили дополнительные стулья. Часто зрители, выйдя из кинозала, снова становились в кассу, чтобы купить билет на тот же фильм. Они смотрели по два-три раза одно и то же, честно вам говорю! У нас работало две кассы, и очередь была невероятная», – вспоминает коллекционер.

К началу перестройки в Белгороде насчитывалось пять кинотеатров. В Старом Осколе два – «Октябрь» и «Быль». Свой кинотеатр был в каждом районе, исключая Вейделевский. Киносеть области насчитывала 957 киноустановок. Кроме того, фильмы показывали на 111 профсоюзных и 267 ведомственных киноустановках.

«Кино в советское время было на слуху. Это теперь оно поменяло свой облик. Внедрилась цифра, появился Интернет. Сейчас иногда у нас идут фильмы, которые, казалось бы, никто ещё не видел. Включаешь телевизор, а там их уже второй раз показывают», − сетует Анатолий Объедко.

А сейчас?

За последние десять лет кинорынок сильно изменился. В начале 2000-х никто и подумать не мог, что недавно закупленные плёночные проекты уже через несколько лет можно будет поставить пылиться в кладовку.

От плёнки к «цифре». Как ходили в кино наши дедушки и бабушкиК каждому фильму прокатная компания присылает ключ.
Фото Алёны Антоновой

Киномеханику больше не нужно возиться с плёнкой, склеивать фильм из нескольких бобин. Современный цифровой проектор имеет лампочку 6 тыс. Вт. Он подсоединяется к серверу, куда уже загружен фильм в формате DCP. К каждому фильму прокатная компания присылает ключ – кодированные файлы ограниченного срока действия. Нет денег – нет ключа.

Окончательно плёнка исчезла в 2015 году. Кинопроизводство во многом автоматизировалось. Вместо пяти-шести киномехаников теперь работают один или два. Сегодня в области фильмы показывают в 13 кинотеатрах и шести культурно-досуговых учреждениях – всего 46 кинозалов.

Чем белгородцам запомнился советский кинематограф

Артур Платонов:

От плёнки к «цифре». Как ходили в кино наши дедушки и бабушкиФото Алёны Антоновой

«Раньше в Белгороде был отличный кинотеатр «Родина». В 1980-е дети за 10 копеек могли прийти и посмотреть фильмы. В школьные годы нас даже загоняли туда всем классом. Помню, ходили на «Чучело». Когда стал постарше и учился в техникуме, больше всего мне нравились комедии: например, фильм «Раз на раз не приходится», «Пираты XX века», «Команда 33».

В кинотеатре всегда было шумно. Иногда даже только ради того, чтобы послушать других, ходили. Некоторые могли весь сеанс сидеть и комментировать, рассказывать соседям, что будет дальше, иногда гораздо смешнее, чем в самом фильме. Зал смеялся не только с того, что в фильме происходило, но и с того, что кто‑то что‑то ляпнул.

Летом мне нравилось ходить в летние кинотеатры, особенно в «Южный», находился он рядом с поликлиникой № 6. Лавки полностью забиты не были, но атмосфера там была по‑настоящему тёплая».

Лариса Нежурина и Тамара Чуева:

От плёнки к «цифре». Как ходили в кино наши дедушки и бабушкиФото Алёны Антоновой

«Мы одноклассницы. В советские годы ходили абсолютно на каждый фильм. Новинки были каждую неделю! С удовольствием ходили в «Радугу». На тот момент она была совершенно новой. А «Родина» – как жалко, что её снесли. Там так хорошо было детям!

Очереди за билетами в кино были жуткими, и все хотели посмотреть новинку именно в первый день. Вы знаете, какие они были? Например, возле «Победы» они выходили аж на улицу и спускались ниже ступенек! Нам, старшеклассницам, кавалеры покупали заранее билеты. Очень скучаем по тому времени, это же наша молодость.

Индийское кино не любили. Там вечно двое любят, а третий страдает. Иногда, когда некуда было пойти, а вечер хотелось каким‑то образом провести, то ходили. Отечественные фильмы нам были больше по душе. Много смотрели фильмов о войне».

Вера Пономаренко:

От плёнки к «цифре». Как ходили в кино наши дедушки и бабушкиФото Алёны Антоновой

«Моя мама работала киномехаником. Когда шёл длинный фильм, то стояло два кинопроектора и она периодически меняла огромные бабины, маленькая стройная 19-летняя девушка! А ещё нужно было это сделать до того, как в зале начали свистеть и кричать, куда делся фильм.

В детстве мне больше всего нравилось в кино, когда перед фильмами показывали какие‑нибудь блоки мультфильмов. Каждый поход был как лотерея: никогда не знаешь, что покажут: новости из колхоза или мультики. Фильмы показывали и в школьных актовых залах. Там тоже менялись кинопроекторы. И зал был всегда настолько полный, что, когда мы были в 1–2-м классах, нам разрешали смотреть кино, лёжа прямо на сцене.

Была эпопея целого индийского кино. Парням нравились в них драки, а девушкам – песни и сюжеты про любовь. Было много и фантастики. Смотрели «Через тернии к звёздам». Это был широкоэкранный фильм, и там играла потрясающая музыка Рыбникова. На «Пираты XX века» были огромные очереди. Моя мама работала в три смены на этом фильме».

Источник

В Башкирии по карте «Алга» совершено 2,4 млн «бесплатных» поездок Депутаты Башкирии выбрали уполномоченного по правам человека Старооскольский Совет депутатов назначил и. о. главы округа Диетологи рассказали, как без стресса быстро похудеть В Уфе откроется IQ-парк «Сколково»

Последние публикации