Новая рубрика "Дизайн в кино": фильм "Мех"

Новая рубрика

Дата: Автор: Евгения Микулина

Здравствуйте, меня зовут Женя Микулина, и я — главный редактор журнала AD. Я представляю вашему вниманию новую рубрику нашего сайта — серию статей о дизайне в кино. Она посвящена, собственно, красивым фильмам. Это — самая субъективная, спорная и ненаучная рубрика на сайте AD. В ней будут представлены только и исключительно фильмы, которые нравятся мне, и рассказывать я о них буду без всякой системы — просто от души. Тут я буду раз в неделю резвиться. Подписывайтесь — есть шанс, что узнаете про какие-то киношки, ранее вам неведомые. Или хотя бы поспорите со мной о том, что видели.

Я начинаю рубрику как раз с очень спорного фильма, к которому я очень неровно дышу, но который многие мои знакомые любители кино на дух не выносят. Например, Карина Добротворская. Наверное, она права, она-то профи в кинокритике. Но тут — моя рубрика. Тут я шалю.

Речь идет о фильме «Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус». Фильм снят в 2006 году режиссером Стивеном Шайнбергом по книге Патрисии Босворт. Картина, с Николь Кидман и Робертом Дауни-младшим в главных ролях, мгновенно и дерзко ворвалась в списки худших фильмов всех времен и народов и рухнула в забвение из серии «доступно только на двд». Но я лично думаю, что фильм просто никто не понял — слишком эстетским и хрупким он был, и тема его видимо заставила большинство зрителей нервно хихикать; отсюда и провал. Но с годами кино приобрело статус культового, и смотреть его точно стоит. А уж для тех, кто интересуется дизайном и интерьерами, фильм этот просто обязателен к просмотру.

Новая рубрика

Фильм, как и следует из названия, является вольной фантазией на тему биографии Дианы Арбус и представляет собой сплошной художественный эксперимент. Диана Арбус, если кто не знает — великая американская женщина-фотограф, которая всю жизнь снимала разных фриков - карликов, великанов, трансвеститов, и просто людей "со странными лицами", и в 1972 году покончила с собой, страдая затяжными депрессиями. Вернее, не всю жизнь - первую половину своей жизни она, дочка очень богатых родителей, была добропорядочной женой фотографа моды Аллана Арбуса, родила двух дочек, и все такое. Но в 1958-м, в 35 лет, что-то с ней случилось, и она всё бросила и пустилась в великое путешествие с фотоаппаратом по миру маргинальной Америки. Так вот, создатели фильма решили выяснить — что именно подвигло ее на то, чтобы полностью изменить свою жизнь?

Новая рубрика

Чтобы ответить на этот вопрос, они сочинили красивую и трагическую сказку. Сказку им пришлось сочинять потому, что реальные потомки реальной Дианы Арбус пригрозили их засудить в конец, если хоть что-то из реальных причин нервного срыва к гениальности окажется на экране. Так что всё, что мы видим на экране — это сказка. Очень нежная и печальная сказка.

Жила была девочка — взрослая на вид, но забитый ребенок в душе.

Ее папа торговал мехами.

Новая рубрика

Ее муж зарабатывал, снимая каталоги этих мехов. Ее дочки ходили в шубках.

Новая рубрика

Сама она тоже ходила в шубках. А еще — в нежных девичьих платьях под стать дочкиным.

Новая рубрика

Идеально вела хозяйство в идеальной нью-йоркской квартире 1950-х годов. Ассистировала мужу на съемках. Заикаясь от неловкости и смущения, мучилась в беседах с посторонними. Мама постоянно ее пилила, девочка сквозь слезы поддакивала. И задыхалась — буквально, физически.

Новая рубрика Новая рубрика Новая рубрика Новая рубрика

Однажды, когда дышать стало совсем трудно, она вышла на балкон и расстегнула на груди платье, надеясь открыться душному воздуху летнего города. И увидела, как в дом их въезжает новый сосед.

Новая рубрика

"Замечательный сосед", въехавший на верхний этаж респектабельной многоэтажки — таинственный эксцентрик по имени Лайонел Суини. Он скрывает свое лицо под разными, довольно страшными масками — сквозь прорези в них на Диану и на зрителя смотрят огромные, черные и печальные глаза Роберта Дауни-младшего.

Новая рубрика

Девичье сердечко трепещет: сосед интригует Диану, и не только прекрасными глазами и маской. К нему все время ходят в гости странные люди, он хранит в подвале цирковой инвентарь (в частности плакат с изображением себя в маске и словами "Человек-зверь"), он забивает канализационные трубы огромным количеством шерсти и зарабатывает на жизнь изготовлением париков.

Новая рубрика

В конце концов заинтригованная Диана идет к нему в гости — ей, много лет живущей рядом с мужем-фотографом и не решавшейся до сих пор взять в руки камеру, нестерпимо хочется снять его портрет. Проход одетой в нежно-голубое платье Дианы (костюмер Марк Бриджес позднее получил "Оскара" за "Артиста", кстати говоря) по пустым ардекошным лестницам к выкрашенной в таинственный цвет индиго винтовой лестнице на верхний этаж — это пиршество для глаз, скажу я вам.

Новая рубрика

Наверху ее встречает дверь с львиной мордой и «глазком».

Новая рубрика

Дверь открывается на тонкую щелочку, и Диана видит страшную маску, и черные ласковые глаза, и руки в перчатках, держащие белого кролика. И как настоящая Алиса, наша героиня падает в кроличью нору, из которой нет выхода — да и искать его не хочется.

Жилище Лайонела, в которое в конце концов попадает героиня, представляет собой полный контраст благополучной, чистенькой квартире Дианы и ее семьи. На этом лофтоподобном чердаке темно-синие облупленные стены, странная причудливая мебель, каким-то невероятным образом есть большой бассейн, всё погружено в полумрак, всё время звучит джаз (пластинка проигрывается на старом граммофоне), мерцают зеркала, белеют на стенах фотографии каких-то странных людей, висят недоделанные парики...

  • Новая рубрика
  • Новая рубрика
  • Новая рубрика
  • Новая рубрика
  • Новая рубрика
  • Новая рубрика
  • На самом деле, этот интерьер — чистейшая аллюзия на замок Чудовища из фильма Жана Кокто «Красавица и Чудовище». И это далеко не случайно.

    Новая рубрика

    Самого Лайонела мы, как и положено в сказке о "Красотке и Чудовище", видим не сразу — сначала он "ведет" Диану по квартире завораживающе ласковым голосом, задает вопросы, просит разлить чай из свистящего чайника.

    Новая рубрика

    Диана видит разные вещи, разложенные на столе словно бы случайно. Расческа, медицинская энциклопедия… И только когда ощущение опасности и завороженного любопытства достигает предела, и красавица уже не знает, на каком она свете, появляется перед ней хозяин дома.

    Новая рубрика

    Оказывается, Лайонел болен редким генетическим заболеванием — гипертрихозом: все его тело, включая лицо, покрыто волосами. Таких людей в свое время в цирке показывали (и его, как мы понимаем постепенно, тоже). Показывают нам его внешность в всех подробностях — это, я так думаю, нервный смех глуповатых зрителей и вызывало. Выглядит Лайонел невероятно мило: строгий щегольской костюм, роскошная грива рыжих кудрей, и львиная (опять же как фильме у Кокто) морда, украшенная неимоверными глазищами Дауни-младшего.

    Новая рубрика

    Добавьте к этому его вкрадчивый, нежный, неимоверно притягательный голос (фильм нужно смотреть только в оригинале!). Получается не Чудовище никакое, а нежнейший Чебурашка, которого с первой секунды хочется обнять, почесать за ухом, и спать с ним в кровати, как с мягкой игрушкой.

    Новая рубрика

    Кроме всего этого, он эстет, умница, талант, и харизматик. И делает парики из своей шерсти.

    Новая рубрика Новая рубрика Новая рубрика Новая рубрика

    Естественно, Диана немедленно в него влюбляется по уши — несколько флэшбеков сообщают нам о том, что она с самого детства глушила в себе интерес к фрикам. Естественно, он в нее тоже влюбляется — и на вопрос, за что именно (и почему у него не было романов с "себе подобными"), он очень трогательно отвечает: "Я тебя искал. Искал настоящего фрика". Он водит ее по циркам и шоу трансвеститов, знакомит ее со всеми своими «особенными» друзьями, и таким образом внутренне освобождает — учит видеть в мире то, что ей по-настоящему интересно.

    Новая рубрика Новая рубрика

    Конечно, не обходится без сложностей. У Дианы есть любящий муж, который страдает, и противная старшая дочь, которая ревнуют маму (младшая принимает Чебурашку и его друзей на ура). Очень трогателен момент, когда муж, в попытке как-то сравняться с Лайонелом, отращивает бороду, и красноречивый взгляд Дианы, который говорит без слов: "Разве в шерсти дело?"

    Нет, дело конечно не в шерсти. Но и не только в прекрасной душе, потому что любовное напряжение между красавицей и чудовищем растет поминутно. И достигает вершины, когда мы узнаем: Лайонел умирает, у него что-то с легкими, он не может дышать. «Аллергия на собственную шерсть?» — спросила одна моя язвительная подруга, видимо, чтобы не расплакаться.

    Не буду я вам спойлерить сюжет уж весь целиком — там в конце разыгрывается нежная, щемящая, невыносимо прекрасная драма. Финал картины содержит одну из самых эротичных сцен, которые я когда-либо видела в жизни (а я немало видела, если что).

    Новая рубрика Новая рубрика

    А еще — сцену, когда Диана наконец делает тот кадр, за которым изначально поднялась по волшебной синей лестнице: фотопортрет — крупный план чисто выбритого первый и последний раз в жизни лица. Лица, которое никто (даже сам Лайонел) никогда не видел, и никто, кроме Дианы, не увидит.

    Новая рубрика

    А еще Лайонел оставляет ей в подарок воздух, чтобы дышать вместе с ним. Не спрашивайте, как, не скажу всё равно. Смотрите лучше.

    От просмотра этого фильма сердце заходится. Потому, что все невероятно красиво снято — аллюзии на Кокто это только малая часть киноманских штучек. Потому, что между героями невероятная "химия". Потому, что они такие милые, несчастные, и обреченные. Потому, что это про любовь. Про то, что в конечном счете самое главное — обрести себя, и что помочь талантливому человеку обрести свой голос — главное счастье для того, кто рядом, кто любит, но не может творить сам (Лайонел ведь «создал» Диану, как Призрак Оперы Кристину, и она — его единственный шедевр, только в ней он сам творчески реализовался).

    Новая рубрика

    И еще это конечно фильм о безумии — потому что в финале мы, честно говоря, понятия не имеем, было ли хоть что-то из виденного на самом деле. Вряд ли, конечно. Наверное, вообразила себе женщина на грани нервного срыва и эту синюю лестницу, и этот сказочный чердак с бассейном. И этого нежного мехового монстра, уродливого внешне, но такого благородного и цельного внутренне, что по сравнению с ним она, Диана, казалась изломанным, беспокойным фриком, она тоже вообразила. Не было никакого Лайонела, она просто придумала его, чтобы найти внутри себя путь к своей странной свободе, оправдать свой бесконечный побег в мир уродов и людей.

    Ну на то, знаете ли, оно и сказка, чтобы было не только страшно, но и красиво.

    Новая рубрика

    Источник

    В Уфе руководителя участка управляющей компании обвиняют в коммерческом подкупе Ровеньская прокуратура наказала предпринимателя за самоуправство на реке Ошибки при лечении коронавируса на дому перечислил доктор Мясников Прихожанам вернут проданный за 38 тыс. рублей храм в Башкирии «Энергомаш» завоевал серебро «Центра»

    Последние публикации