«Не узнаю вас в гриме». Откуда в Белгороде здания-клоны
Для начала «БелПресса» предлагает пройти тест «Белгород или не Белгород?». Мы покажем фотографии разных времён с очень знакомыми вам зданиями и расскажем, насколько внимательны вы к деталям белгородской архитектуры.
Когда слышишь слово «типовой», представляешь нечто безликое, простое, лишённое собственной души. Шедевры ведь не создаются под кальку, верно? Однако в архитектуре всё иначе. Типовыми часто становились удачные работы, проверенные многочисленными экспертизами, временем, завоевавшие симпатии экспертов и простых людей.
Как известно, послевоенный Белгород восстанавливали почти из руин. Оттого типовых зданий здесь куда больше, чем кажется. О некоторых из них стоит рассказать подробнее.
Дом правительства
Как вы наверняка знаете, 6 января 1954 года была образована Белгородская область. Новому региону понадобился и свой дом советов, возведение которого закончилось в 1957-м. Кадры с новеньким зданием попали в ролик советского телевидения о растущем Белгороде.
Несмотря на то что весь архитектурный ансамбль в центре Белгорода уникален, построенные здания в нём типовые. Дом советов (ныне Дом правительства) тоже имеет близнецов. Дело в том, что проект архитекторов Николая Бровкина, Михаила Михайлова и Леонида Гальперина сначала победил в конкурсе в Пензе. Здание настолько понравилось начальству и оказалось таким удачным, что его решили тиражировать, построив аналогичные в 13 городах: в Орле, Липецке, в Новгороде, украинских Черкассах и т. д. Конечно же, дома советов не были точь-в‑точь близнецами. Внешне они различаются и каждое в итоге имеет своё, уникальное лицо.
Примечательно, что некоторые города впоследствии лишились статуса областного центра, тогда возникал вопрос: «А как использовать здание?»
Например, в 1954 году учредили не только Белгородскую, но и Каменскую область (фактически центром её стал город Шахты). Однако она просуществовала лишь три года и была упразднена – большая часть территории отошла Ростовской области. Дому советов в Шахтах нашли гуманное применение – там разместили вуз. Тут по сей день находится филиал Южно-Российского государственного политехнического университета.
А вот в Балашовской области, которая была образована 6 января 1954 года и также просуществовала лишь три года, дом советов передали под цех слюдяного комбината.
Всё дело в том, что, лишившись административной функции, Балашов оказался переполнен безработными – бывшими чиновниками. Чтобы ликвидировать безработицу в городе, построили слюдяной комбинат. Поэтому и правительственные здания тоже отдали предприятию. Любопытно, что таким образом люди, трудившиеся ранее в обкоме, остались работать в том же здании, но уже будучи работниками цеха.
В остальных же городах здание, как правило, сохранило своё назначение.
Универмаг «Маяк»
Расположенный в самом центре Белгорода универмаг открыли 28 октября 1963 года. На тот момент «Маяк» был крупнейшим торговым предприятием во всей области. Тут проводились конкурсы профмастерства, демонстрации моделей, ярмарки. С ростом города рос и «Маяк». В ноябре 1977-го к нему пристроили новое здание (имеется в виду правая часть магазина, расположенная по Преображенской улице). Торговая площадь выросла с 1 800 до 4 000 кв. м. Работать здесь стали уже 480 сотрудников, а не 165, как раньше.
У многих белгородцев универмаг связан исключительно с приятными воспоминаниями. Ещё бы, для детей это был настоящий рай, ведь с октября 1982 года «Маяк» переименовали в «Детский мир». Сюда свезли игрушки и другие товары для детей и подростков со всего города. Вновь «Маяком» универмаг стал уже в новой России, в 1998 году.
Здание «Маяка» не уникально. Оказывается, похожие магазины можно разыскать по всему бывшему Союзу. Сейчас близнецы «Маяка» выглядят иначе, но общие черты всё‑таки узнаются всегда.
ДК «Энергомаш»
Самый крупный концертный зал более чем на 1 200 мест появился в Белгороде к 30-летию Великой Победы (сейчас рассчитан на 919 зрителей) – ДК «Энергомаш» открыл свои двери 5 мая 1975 года. В концерте для ветеранов тогда участвовали Лев Лещенко и Валентина Толкунова. Впоследствии здесь выступали и Владимир Высоцкий, и Алла Пугачёва, и многие другие звёзды отечественной эстрады.
Помимо концертного зала, ДК располагал спортивным залом и множеством помещений для кружков и секций. Так и задумывалось, «Энергомаш» стал настоящим центром культурной и спортивной жизни.
В нулевые он стал именоваться Городским дворцом культуры, так как к заводу «Энергомаш», который переживал не лучшие времена, уже не имел никакого отношения и находился на балансе города. Впрочем, во время капремонта ДК в 2016 году власти Белгорода по просьбам горожан вернули название «Энергомаш»: так привычнее.
Проект № 2С-06–6/69 стал по‑настоящему народным. Он воплощался в самых разных уголках огромной страны. Дворцы культуры по сей день служат крупными концертными площадками. Кстати, так же к 30-летию Победы подрбный ДК открыли и в Йошкар-Оле. Фактически близнец «Энергомаша» и ДК «Комсомолец» в Старом Осколе.
Кинотеатр «Победа»
В июне 1960 года в Белгороде появился современный по тем временам двухзальный кинотеатр «Победа» на 800 мест. Типовой проект был очень распространён в СССР. Похожие фасады были у кинотеатров с меньшей вместимостью и одним залом.
В отличие от кинотеатра «Родина», который открыли на пять лет раньше, «Победа» сумела пережить девяностые и нулевые, не сменив свой профиль. Сегодняшний облик кинотеатра далёк от проектной версии. Но главное – его удалось сохранить.
Поликлиника РЖД
Наверняка все белгородцы обращали внимание на трёхэтажное кирпичное здание и скульптуру советской семьи перед ним в районе железнодорожного вокзала. Это поликлиника РЖД. Железнодорожников отдельно лечили в Белгороде ещё до революции. С 1920-х ж/д больница была прямо в здании вокзала, которое не сохранилось. И только в 1958 году она получила это трёхэтажное типовое здание. Памятник советской семье, к слову, был тоже типовым. Даже в Белгороде их было два, о чём писал краевед Alexander del SanchesS.
Клоны этого здания тоже можно отыскать по всей стране. И выглядят они сегодня очень по‑разному.
Центр молодёжных инициатив
Здание на Студенческой улице (с 1957-го по 1989-й– ул. Жданова) построено в 1974 году как Дворец культуры профсоюзов. В расстраивающемся Белгороде своё культурное учреждение понадобилось и строителям – в 1980 году здание стало ДК «Строитель» (до 1993-го).
В 1990-х это был уже Областной центр молодёжи, хотя в народе его по‑прежнему именовали «Строителем». Даже на многих концертных афишах оставалось прежнее название.
Исчезать из речи белгородцев «Строитель» стал уже в нулевых, после того как в 2002 году здесь открыли Центр молодёжных инициатив. Аббревиатура ЦМИ быстро запомнилась, хотя многие до сих пор путают ЦМИ с МКЦ, что в БелГУ.
Типовой проект 169–129 «Клуб со зрительным залом на 800 мест» (сейчас в ЦМИ 659 мест) разработан в конце 1950-х годов и также был очень распространён по городам СССР.
«Стометровка»: сделано с любовью. Сэкономлено 600 тысяч
Разумеется, это далеко не все крупные типовые объекты в Белгороде. Уже упомянутый кинотеатр «Родина» тоже был типовым, как и почти все больницы и поликлиники, административные здания и т. д.
Однако наличие архитектурных клонов вовсе не делает Белгород бездушным. Большинство проектов были продуманы и выверены. Ключевым моментом было то, как впишется новое здание в городское пространство, насколько качественно его построят.
Показательна и интересна в этом плане история улицы Мира в Белгороде (участок Свято-Троицкого бульвара от Соборной площади до проспекта Б. Хмельницкого), которую изложил Alexander del SanchesS.
Сегодня это место известно белгородцам как «стометровка», или «сотня». Квартал с двухэтажками и уютными двориками планируют снести, так как дома признали аварийными. Часть жильцов уже выселили. Однако многим горожанам эти места дороги и очень нравятся. И не без причины.
Дело в том, что проект застройки улицы Мира в Белгороде по итогам 1953 года получил вторую премию Всероссийского конкурса на лучшие выстроенные жилые и гражданские здания. Проводило его Управление по делам архитектуры при Совете министров РСФСР.
Застраивалась улица Мира обычными по тем временам домами по типовым проектам четы архитекторов Александра Хрякова и Зои Брод. Такие можно было встретить по всему Союзу. Автором проекта застройки улицы стал архитектор Красовский, а автором проекта пешеходной части «стометровки» – архитектор Палагута.
Для такого небольшого города, как Белгород, получить столь высокую оценку очень требовательного архитектурного сообщества того времени было колоссальным достижением. Вот как отзывался о проекте журнал «Архитектура СССР», в котором и подводились итоги конкурса:
«Застройка улицы Мира в Белгороде – это наглядный пример большой действенной силы благоустройства и того, что при застройке по типовым проектам можно создавать отвечающие нашим градостроительным требованиям крупные комплексы».
Строило улицу строительное управление № 3. По 13 домам и благоустройству строителям удалось сэкономить 600 тыс. рублей (по тем временам деньги немалые).
«Всё вместе взятое со всей очевидностью доказывает, что можно добиться хороших результатов в создании удобств советским людям скромными средствами, если это делать с любовью».
Пожалуй, таким Белгород и получился – построенным скромно, но с любовью. И любовь эта ещё сохранилась в его типовых, но очень уютных кварталах.
Рекомендовано к прочтению