12.04.2018 13:28

Нажать кнопку «пуск». Чем отличается работа фотомастера от красивой открытки

Нажать кнопку «пуск». Чем отличается работа фотомастера от красивой открытки

Четыре дня «Любителя»

«Знакомство с фотоаппаратом у меня было идеальное. Лет семь мне было, когда я заегозил: хочу фотоаппарат, и всё! – рассказывает Геннадий Демидов. – Мы жили в коммуналке, у соседа была камера, он проявлял снимки в ванной.

Подарили мне тогда «Любитель-3». Дня четыре он у меня продержался. А потом я его разобрал до винтика. Очень хотелось узнать, как аппарат может фиксировать то, что потом проявляется на плёнке. Увидел линзу – стёклышко, которое позволяет смотреть на мир по‑другому. Собрать обратно не смог, но это и неважно было. Главное – я тогда узнал, как работает фотоаппарат.

Фотография, радиотехника, мототехника, гитара – это увлечения мальчишек 1970-х годов. Лет в 10–11 я уже снимал на свою «Смену-8М», проявлял и печатал сам, подбирая магазинные реактивы. Фотоувеличитель, бачки, тёмная комната с красной лампой – это была особая атмосфера».

Взвесить 100 раз

«Неважно, что у тебя в руках – «цифра», плёнка или консервная банка. Если ты хочешь сделать изображение – это одно. А если пытаешься сделать фотографию – это другая история. В любом деле важна личность – не имеет значения, снимаешь ты, рисуешь картины или пишешь тексты. Главное – что ты собой представляешь и что хочешь сказать окружающим.

Нужна внутренняя собранность, перед тем как нажать кнопку «пуск». Концентрация неимоверная в этот момент: собираешь всё лучшее в себе, весь свой опыт. Нужно посмотреть, взвесить всё 100 раз и сделать выбор– а стоит ли это снимать вообще?

Как всё это назвать – не знаю. Сначала в сознании возникает идея и ты ищешь, как её выразить.

Вот, например, озеро Банное в районе Безлюдовки. Заприметил это место и знал, что мне нужно здесь снять. За озером – сосны, и я вижу, что они вообще ни о чём. Чтобы их скрыть, нужен туман. И я этого тумана всё лето ждал, приезжал несколько раз, ночевал там.

Ближе к осени на рассвете вижу – туман! От волнения даже затрясло, а ехать мне до места ещё 30 км. Приезжаю, вижу – картина меняется каждую минуту, туман ветерком уносит. Нужен штатив, но ставить его некогда. Облокотился на машину, успел сделать два кадра, и всё – на третьем картинка была уже абсолютно другой».

  • Нажать кнопку «пуск». Чем отличается работа фотомастера от красивой открытки

  • Нажать кнопку «пуск». Чем отличается работа фотомастера от красивой открытки

Солнце под нужным углом

«Недалеко от этого озера, за дамбой Белгородского водохранилища, была старая водяная мельница. Года два, наверное, я ездил туда и снимал. Каждый раз меня что‑то не устраивало, хотелось улучшить кадр. А однажды весной приезжаю – нет ни мельницы, ни места, с которого снимал, – всё паводком смыло. Стал просматривать отснятые раньше плёнки – как только их не выбросил! Выбрал один кадр.

К груше у пруда в Волоконовском районе тоже долго присматривался. Увидел её первый раз летом и понял, что сюда нужно приехать осенью, когда вода будет прозрачной, а листва жёлтой, и чтобы солнце под нужным углом. Случай через год подвернулся: вода прозрачная, солнечные блики, лёгкий ветерок. «Груша» победила в фотоконкурсе «Эпсон» как самая экспрессионистская работа.

Бывает, что мимоходом что‑то увидел. Так вышло с храмом в Красногвардейском районе. Был проездом, времени раздумывать не было. Погода мерзкая – дождь со снегом, зябко. Увидел деревянный храм, пошёл к нему– по пояс в снегу, промок, как тюлень. Но зато чувствую: снял то, что хотел!»

Результат внутренней работы

«Безусловно, мне удобней снимать профессиональной камерой. Именно – удобней. Но начинающему фотографу я бы не советовал сразу снимать на профессиональную: она требует определённой подготовки и опыта. А вот профессиональную оптику как раз с самого начала желательно иметь в арсенале. Мастер, который старается относиться к фотографии как к искусству, при возможности подбирает объективы для разных замыслов и условий съёмки.

Но, повторюсь, техника – это всего лишь инструмент. Она сама не сделает фотографию. Потому что фотография – результат лично твоей внутренней работы.

Тут, в Красном Кутке, есть заброшенный хутор: целая улица брошенных домов. В некоторых из них когда‑то жили люди, в том числе, судя по красным звёздам на покосившихся заборах, ветераны войны. Потом эти дома выставляли на продажу.

Заходишь сюда, и мурашки по коже: вещи на месте, а людей нет. Ушли, оставив семейные фотографии, настенные часы, мебель. А потом в опустевшие дома пришли другие люди и вырвали электропроводку, чтобы сдать в цветмет.

В этих местах любили гулять местные мальчишки. Я сделал там серию снимков об ушедшем времени».

  • Нажать кнопку «пуск». Чем отличается работа фотомастера от красивой открытки

  • Нажать кнопку «пуск». Чем отличается работа фотомастера от красивой открытки

  • Нажать кнопку «пуск». Чем отличается работа фотомастера от красивой открытки

Чёрный период

«С плёнкой я долго работал. У плёнки свой рисунок, своя философия. Но сейчас её невозможно качественно проявить.

Мне ближе чёрно-белая фотография, в ней академичности больше, она более художественна. Ведь фотография – это светопись. Драматургия в ней начинается именно тогда, когда есть борьба света и тени. А цвет – это лишь инструмент. Часто он просто отвлекает. Получается красивая открытка, и всё.

Чёрно-белые репортажные снимки были, когда я работал в газетах «Ленинская смена» и «Трибуна строителя», «Единство». Это было начало 1990-х годов. Для газет – время подъёма, у «Смены» тираж тогда взлетел. Столько всего происходило вокруг: митинги, забастовки. У каждой публикации был отклик.

В репортажах мне важно было не только показать событие, но и отразить своё отношение к нему. А я считаю то время, развал СССР, – чёрным периодом в нашей истории. С одной стороны – какая‑то свобода, с другой – уничтожение душ человеческих. Как со скульптурой в центральном парке Белгорода – кто‑то разрушил её просто так, мимоходом.

Вот снимок из того времени – о гуманитарной помощи из Германии. Малоимущим семьям раздавали одежду, тушёнку… Девочкам предложили губную помаду, прочую косметику и говорят: можете взять отсюда не более трёх вещей. Всё это было так унизительно, передать не могу! Потом по букету цветов раздали, сфотографировались на фоне портрета Ленина. Подобные события – обычное явление для начала 90-х.

Помню, девушка на рынке сидит, отдаёт увешанную наградами собаку в добрые руки, потому что нечем кормить. А парень рядом последние книги из домашней библиотеки продаёт – чтоб как‑то прожить…»

Ночные прогулки

«В заповеднике «Белогорье» я сначала работал инспектором. Были ночные дежурства, задержания браконьеров. Этот период остался позади. Понимаете, неважно место, где ты работаешь, – заповедник или завод. Везде можно найти, что снять.

А что снять в живой природе? Сам факт лисички или косули, если она на тебя выйдет? Технически это можно грамотно сделать, а дальше‑то что, какая в этом снимке мысль? Красивая картинка и не более.

Я тогда только переехал в Красный Куток, сижу, бывало, вечером, тоска одолевает. Собираешься – и в лес идёшь. Лес ночью начинает жить. Филин над головой пролетит – аж приседаешь. В полнолуние и фонарик не нужен – светло. Особенно осенью здорово: листва падает, шуршит.

Первые пару раз страшновато было гулять одному. Хотя заблудиться там негде. Зато заповедник вокруг обойдёшь – километров 12, вернёшься домой под утро – и жизнь вокруг уже другая.

Сейчас у меня вновь такой период, когда нужно остановиться, оглядеться и понять, куда и для чего дальше идти. Это нормальное состояние. Можно переключиться на что‑то другое, на музыку например. Но я уже знаю, что хочу снять весной…»

Источник

Ученые из США рассказали об опасности удаления аппендикса Белгородский районный суд вынес приговор за кражу четырёх пачек кофе Два новых придорожных комплекса появятся под Уфой Продавец мяса в Сибае заразил грудного ребенка коронавирусом В Башкирии число больных коронавирусом достигло 5497

Последние публикации