12.04.2018 13:28

Нажать кнопку «пуск». Чем отличается работа фотомастера от красивой открытки

Нажать кнопку «пуск». Чем отличается работа фотомастера от красивой открытки

Четыре дня «Любителя»

«Знакомство с фотоаппаратом у меня было идеальное. Лет семь мне было, когда я заегозил: хочу фотоаппарат, и всё! – рассказывает Геннадий Демидов. – Мы жили в коммуналке, у соседа была камера, он проявлял снимки в ванной.

Подарили мне тогда «Любитель-3». Дня четыре он у меня продержался. А потом я его разобрал до винтика. Очень хотелось узнать, как аппарат может фиксировать то, что потом проявляется на плёнке. Увидел линзу – стёклышко, которое позволяет смотреть на мир по‑другому. Собрать обратно не смог, но это и неважно было. Главное – я тогда узнал, как работает фотоаппарат.

Фотография, радиотехника, мототехника, гитара – это увлечения мальчишек 1970-х годов. Лет в 10–11 я уже снимал на свою «Смену-8М», проявлял и печатал сам, подбирая магазинные реактивы. Фотоувеличитель, бачки, тёмная комната с красной лампой – это была особая атмосфера».

Взвесить 100 раз

«Неважно, что у тебя в руках – «цифра», плёнка или консервная банка. Если ты хочешь сделать изображение – это одно. А если пытаешься сделать фотографию – это другая история. В любом деле важна личность – не имеет значения, снимаешь ты, рисуешь картины или пишешь тексты. Главное – что ты собой представляешь и что хочешь сказать окружающим.

Нужна внутренняя собранность, перед тем как нажать кнопку «пуск». Концентрация неимоверная в этот момент: собираешь всё лучшее в себе, весь свой опыт. Нужно посмотреть, взвесить всё 100 раз и сделать выбор– а стоит ли это снимать вообще?

Как всё это назвать – не знаю. Сначала в сознании возникает идея и ты ищешь, как её выразить.

Вот, например, озеро Банное в районе Безлюдовки. Заприметил это место и знал, что мне нужно здесь снять. За озером – сосны, и я вижу, что они вообще ни о чём. Чтобы их скрыть, нужен туман. И я этого тумана всё лето ждал, приезжал несколько раз, ночевал там.

Ближе к осени на рассвете вижу – туман! От волнения даже затрясло, а ехать мне до места ещё 30 км. Приезжаю, вижу – картина меняется каждую минуту, туман ветерком уносит. Нужен штатив, но ставить его некогда. Облокотился на машину, успел сделать два кадра, и всё – на третьем картинка была уже абсолютно другой».

  • Нажать кнопку «пуск». Чем отличается работа фотомастера от красивой открытки

  • Нажать кнопку «пуск». Чем отличается работа фотомастера от красивой открытки

Солнце под нужным углом

«Недалеко от этого озера, за дамбой Белгородского водохранилища, была старая водяная мельница. Года два, наверное, я ездил туда и снимал. Каждый раз меня что‑то не устраивало, хотелось улучшить кадр. А однажды весной приезжаю – нет ни мельницы, ни места, с которого снимал, – всё паводком смыло. Стал просматривать отснятые раньше плёнки – как только их не выбросил! Выбрал один кадр.

К груше у пруда в Волоконовском районе тоже долго присматривался. Увидел её первый раз летом и понял, что сюда нужно приехать осенью, когда вода будет прозрачной, а листва жёлтой, и чтобы солнце под нужным углом. Случай через год подвернулся: вода прозрачная, солнечные блики, лёгкий ветерок. «Груша» победила в фотоконкурсе «Эпсон» как самая экспрессионистская работа.

Бывает, что мимоходом что‑то увидел. Так вышло с храмом в Красногвардейском районе. Был проездом, времени раздумывать не было. Погода мерзкая – дождь со снегом, зябко. Увидел деревянный храм, пошёл к нему– по пояс в снегу, промок, как тюлень. Но зато чувствую: снял то, что хотел!»

Результат внутренней работы

«Безусловно, мне удобней снимать профессиональной камерой. Именно – удобней. Но начинающему фотографу я бы не советовал сразу снимать на профессиональную: она требует определённой подготовки и опыта. А вот профессиональную оптику как раз с самого начала желательно иметь в арсенале. Мастер, который старается относиться к фотографии как к искусству, при возможности подбирает объективы для разных замыслов и условий съёмки.

Но, повторюсь, техника – это всего лишь инструмент. Она сама не сделает фотографию. Потому что фотография – результат лично твоей внутренней работы.

Тут, в Красном Кутке, есть заброшенный хутор: целая улица брошенных домов. В некоторых из них когда‑то жили люди, в том числе, судя по красным звёздам на покосившихся заборах, ветераны войны. Потом эти дома выставляли на продажу.

Заходишь сюда, и мурашки по коже: вещи на месте, а людей нет. Ушли, оставив семейные фотографии, настенные часы, мебель. А потом в опустевшие дома пришли другие люди и вырвали электропроводку, чтобы сдать в цветмет.

В этих местах любили гулять местные мальчишки. Я сделал там серию снимков об ушедшем времени».

  • Нажать кнопку «пуск». Чем отличается работа фотомастера от красивой открытки

  • Нажать кнопку «пуск». Чем отличается работа фотомастера от красивой открытки

  • Нажать кнопку «пуск». Чем отличается работа фотомастера от красивой открытки

Чёрный период

«С плёнкой я долго работал. У плёнки свой рисунок, своя философия. Но сейчас её невозможно качественно проявить.

Мне ближе чёрно-белая фотография, в ней академичности больше, она более художественна. Ведь фотография – это светопись. Драматургия в ней начинается именно тогда, когда есть борьба света и тени. А цвет – это лишь инструмент. Часто он просто отвлекает. Получается красивая открытка, и всё.

Чёрно-белые репортажные снимки были, когда я работал в газетах «Ленинская смена» и «Трибуна строителя», «Единство». Это было начало 1990-х годов. Для газет – время подъёма, у «Смены» тираж тогда взлетел. Столько всего происходило вокруг: митинги, забастовки. У каждой публикации был отклик.

В репортажах мне важно было не только показать событие, но и отразить своё отношение к нему. А я считаю то время, развал СССР, – чёрным периодом в нашей истории. С одной стороны – какая‑то свобода, с другой – уничтожение душ человеческих. Как со скульптурой в центральном парке Белгорода – кто‑то разрушил её просто так, мимоходом.

Вот снимок из того времени – о гуманитарной помощи из Германии. Малоимущим семьям раздавали одежду, тушёнку… Девочкам предложили губную помаду, прочую косметику и говорят: можете взять отсюда не более трёх вещей. Всё это было так унизительно, передать не могу! Потом по букету цветов раздали, сфотографировались на фоне портрета Ленина. Подобные события – обычное явление для начала 90-х.

Помню, девушка на рынке сидит, отдаёт увешанную наградами собаку в добрые руки, потому что нечем кормить. А парень рядом последние книги из домашней библиотеки продаёт – чтоб как‑то прожить…»

Ночные прогулки

«В заповеднике «Белогорье» я сначала работал инспектором. Были ночные дежурства, задержания браконьеров. Этот период остался позади. Понимаете, неважно место, где ты работаешь, – заповедник или завод. Везде можно найти, что снять.

А что снять в живой природе? Сам факт лисички или косули, если она на тебя выйдет? Технически это можно грамотно сделать, а дальше‑то что, какая в этом снимке мысль? Красивая картинка и не более.

Я тогда только переехал в Красный Куток, сижу, бывало, вечером, тоска одолевает. Собираешься – и в лес идёшь. Лес ночью начинает жить. Филин над головой пролетит – аж приседаешь. В полнолуние и фонарик не нужен – светло. Особенно осенью здорово: листва падает, шуршит.

Первые пару раз страшновато было гулять одному. Хотя заблудиться там негде. Зато заповедник вокруг обойдёшь – километров 12, вернёшься домой под утро – и жизнь вокруг уже другая.

Сейчас у меня вновь такой период, когда нужно остановиться, оглядеться и понять, куда и для чего дальше идти. Это нормальное состояние. Можно переключиться на что‑то другое, на музыку например. Но я уже знаю, что хочу снять весной…»

Источник

Город инопланетян на Луне обнаружил известный уфолог В ЗАГСах Башкирии внедряют единый государственный реестр Белгородская область начала 2018 год с роста экономики Для замедления старения китайские ученые разработали новую стратегию генной терапии Из фейхоа и мандаринов. Как белгородка занялась производством варенья

Последние публикации