Надо расширяться. Как IT-классы в Белгороде завершили первый учебный год
С чего начали
С сентября для учащихся IT-классов проводили лекции практикующих айтишников и дополнительные занятия по субботам. Затем добавили экскурсии в компании, которые занимаются IT-разработками.
В январе 2018-го для ребят запустили молодёжную школу IT-decision Lab. Весной организовали School IT-camp, которая стала переломным моментом в работе IT-классов: ребята познакомились с интересными людьми, поработали над собственными проектами, подружились и заинтересовались тем, что им предлагали организаторы.
Сами организаторы вспоминают, что в эти дни «было потрачено огромное количество сил».
Дмитрий Задохин, руководитель Центра развития IT-отрасли Белгородского информационного фонда:
Дмитрий Задохин.
Фото из группы IT-классы Белгород (vk.com/itclasses)
«В последние дни перед началом лагеря мы уходили домой в час ночи. И на протяжении всего лагеря спали не больше двух-трёх часов в сутки. Работали очень много, потому что постоянно приезжали спикеры. Ещё нам не хватало команды: не все люди, которые к нам приходят, способны справиться с таким ритмом. Ты очень большую часть себя отдаёшь этому проекту, детям, мероприятиям. Если человек к этому не готов – у него не получится работать с нами. Ещё один момент – подобных лагерей в Белгороде раньше не было и нам не на что было опираться. Мы изучили опыт Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска и даже США, чтобы сделать что‑то похожее у нас».
Школьники-лекторы
В течение пяти дней школьники учились работать в команде, слушали лекции и вебинары, встречались с представителями крупных компаний из Санкт-Петербурга, Москвы, Челябинска, Курска, Калининграда и Воронежа. Разрабатывали мобильные приложения, необычные девайсы, изучали 3D-печать и программировали чат-ботов. По результатам лагерного хакатона лучшей стала команда «Кризис среднего возраста» (ребята уже сменили название команды на «Лосось, затаившийся в кустах черники» – прим. авт.).
В мае участники команды стали первыми лекторами небольшой конференции School Meetup. Анна Арчибасова из лицея № 9 выступила с лекцией «Кради, как дизайнер», Роберт Косоногов, ученик лицея № 10, – с «Python и с чем его едят», Анатолий Кириченко, тоже из 10-го лицея, – с «Machine learning, или Почему чайник умнее человека?».
«В лагерь приезжало очень много крутых лекторов, мы разрабатывали робота-спасателя, его дизайн и 3D-модель, – рассказала перед конференцией Анна Арчибасова. – В течение года работали над своим проектом. Очень здорово, что мы сами разрабатываем проекты и нам помогают с их реализацией. Лично для меня очень круто то, что я нашла команду, с которой могу работать».
Анна Арчибасова.
Фото из группы IT-классы Белгород (vk.com/itclasses)
Проекты начинающих айтишников
15 июня участники IT-decision Lab защитили свои идеи перед жюри. Ребята представили сервисы сравнения лекарственных препаратов, приложение по сравнению цен, аренды велосипедов, приложение для «Виртуальной школы» и многое другое. Школьники отвечали на вопросы из зала и членов жюри, обсуждали с ними не до конца проработанные детали. Окончательные итоги IT-decision Lab будут известны в сентябре.
Команда «Машыны»:
«Мы разработали приложение, чтобы ученики могли заходить в «Виртуальную школу» не через браузер, потому что из‑за большой посещаемости в конце года «Виртуальная школа» работает гораздо медленнее. Мы получили опыт работы в команде и поняли, что IT-сфера – это очень сложно, но интересно».
Команда Ada+:
«Суть нашего проекта в том, чтобы создать сервис, который облегчит вызов скорой помощи. Будет специальное устройство, прошитое на вызов контактов скорой. IT-классы нам дали навык коммуникации с важными людьми, и мы смогли повысить свой уровень в определённых специальностях».
Команда Lizard Squad:
«Мы разрабатываем приложение по совместимости лекарств, чтобы человек мог проверить, можно ли одновременно принять те или иные препараты. Проект IT-классов помог нам сплотиться, познакомиться с новыми технологиями».
Команда Original Name:
«Наш проект – это игра на Android. Человек, когда чего‑то ждёт, например на перемене, или когда у него есть свободное время, чаще всего открывает какую‑нибудь игру на телефоне, и это кажется нам наиболее актуальной темой для проекта. Для игры сами написали музыку и сделали графику».
Как рассказал Дмитрий Задохин, по итогам года они провели среди учащихся IT-классов опрос, который показал, что ребятам очень понравился лагерь, встречи с выпускниками вузов, дизайнерами, программистами из «технолога», БелГУ, аграрного университета им. Горина.
«Если будет возможность провести осенний лагерь, то 11-классники смогут поработать вожатыми или помощниками. Они будут помогать 10-м классам в формировании команд и в принципе помогать с проектами и программированием», – поделился он.
Фото Анастасии Арчибасовой
Курс на расширение
Евгений Мирошников, инициатор проекта «IT-классы», начальник управления информационных технологий и связи администрации губернатора, считает, что проект на правильном пути, но у него очень маленький охват:
«Чтобы мы могли развивать отрасль, надо, чтобы в неё приходили работать увлечённые, образованные ребята. Но на этом пути, как и на любом другом, неизбежны потери – кто‑то из них уедет поступать в другой город, кто‑то решит заняться чем‑то другим. И, чтобы, к примеру, в IT-кластер Белгородской области пришли работать 100 классных ребят, надо гораздо больше таких профильных классов».
IT-классы планируют расширять постепенно. В следующем учебном году к проекту присоединится Центр образования № 15 в микрорайоне Луч. В итоге будут работать пять 11-х классов и шесть 10-х.
Попасть в IT-классы вполне реально. Основное требование для будущих айтишников –хорошая успеваемость: не ниже четвёрки по информатике и математике. Также школьнику надо выбрать информатику для сдачи ОГЭ. Собрание для кандидатов и их родителей пройдёт в БГТУ им. В. Г. Шухова 25 июня.
Рекомендовано к прочтению