09.10.2017 16:49

«Надо приходить в школы». Как вовлечь детей в интеллектуальные игры

«Надо приходить в школы». Как вовлечь детей в интеллектуальные игры

На прошедшие фестивали приглашали знатоков Анатолия Вассермана, Александра Друзя и Константина Рудера. В этот раз в Белгород приехал двукратный обладатель «Хрустальной совы» Михаил Скипский. Он преподаёт географию в Аничковом лицее в Санкт-Петербурге, ведёт кружок интеллектуальных игр в Санкт-Петербургском городском дворце творчества юных. В 2008 году Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?» удостоила Скипского премии в номинации «Тренер».

В турнире среди школьников первое место завоевала команда «Физики и лирики» из белгородской средней школы № 13, а лучшими среди студентов стали игроки команды «Нехрустальные совы» историко-филологического факультета БелГУ. В перерывах между турами Михаил Скипский рассказал «БелПрессе»

Как попал на «Что? Где? Когда?»

«Когда я учился в 9-м классе, к нам пришла завуч и сказала: «Я вас записала на какую‑то районную игру, вот вам положение, сами почитаете – вы умные». Это был 1993 год. Мы пришли, сыграли, почти сразу вылетели, но нам очень понравилось. На следующий год мы уже сами записались на этот турнир. Мы смотрели по телевизору программу «Брейн-ринг», в которой выигрывавшие школьные команды получали ценные призы – например компьютеры для своего клуба. Как туда попасть, мы не имели понятия – Интернета тогда у нас ещё не было, в газетах объявлений не печатали.

В 11-м классе мы узнали, что есть городской клуб интеллектуальных игр «Коломна», и начали там заниматься. Руководил им Сергей Виватенко(член элитарного клуба ЧГК, двукратный победитель телепередачи «Своя игра», 14-кратный обладатель «Золотого Брэйна» телепередачи «Брэйн-ринг» – прим. авт.). Методик тогда никаких не было, мы тренировались как могли: придумывали вопросы из словаря иностранных слов, решали кроссворды на время. При этом параллельно мы же оставались школьной сборной по баскетболу и по бегу – как говорится, те же рожи, только в профиль».

«Надо приходить в школы». Как вовлечь детей в интеллектуальные игрыЗа пределами элитарного клуба Михаил оказался весёлым собеседником.
Фото Дианы Чижаускайте

О первых турнирах

«Я отлично помню нашу первую игру: в тот раз до клуба мы так и не дошли. То есть мы вошли в здание, а вот дверь в зал, в котором проходил турнир, открыть так и не решились. Мы сидели на ступеньках под дверью, слушали вопросы и понимали, что в принципе можем на них отвечать. В следующий раз мы уже осмелились и таки открыли дверь в клуб.

Также я очень хорошо помню, как мы пришли на городской турнир, который устраивал городской клуб «Дети Коломны» – детский филиал клуба «Коломна». В том турнире в матче за третье место мы обыграли команду Инны Друзь(игрока телевизионного ЧГК, обладательницы «Хрустальной совы», дочери знатока Александра Друзя – прим. авт.).

О нас даже написала газета клубов «Что? Где? Когда?» «Игра»: «Третьей стала команда школы № 355, капитан – Слава Травкин. Команда тренируется самостоятельно». После этого мы постепенно прогрессировали, прошли школьную и студенческую лиги».

О пути в телевизор

«В один момент меня позвали играть в «Брейн-ринг» – у меня быстро получалось нажимать на кнопку. Я поиграл в одной команде, потом в другой, посильнее. А потом люди, которые снимают и «Брейн-ринг», и «Что? Где? Когда?», позвали меня на отбор, потом ещё на один – и через некоторое время я оказался в телевизионной версии игры».

«Надо приходить в школы». Как вовлечь детей в интеллектуальные игрыКоманда Балаша Касумова в финале осенней серии игр 2015 года.
Скриншот с сайта 1tv.ru

Об образовании

«Я выпускник факультета географии РГПУ им. А. И. Герцена. Считаю, что для игры в ЧГК нет универсального образования, которое давало бы какое‑то преимущество. Хотя в Питере самые сильные игроки – это выпускники матмеха. Гуманитарии читают книги, а ребята, которые учатся на матмехе, умеют думать, но при этом тоже читают книги.

Хотя тот же Новиков(Илья, член элитарного клуба ЧГК, обладатель двух «Хрустальных сов» и «Бриллиантовой совы» – прим. авт.) – юрист. Коробейников(Александр, редактор вопросов спортивной версии «Что? Где? Когда?», семикратный победитель «Своей игры» – прим. авт.) – филолог. Либер (Александр, один из наиболее титулованных участников «Своей игры» – прим. авт.) – математик. Мне кажется, что журналистское образование больше всего подходит знатокам: оно даёт достаточно широкий кругозор, но при этом всё по верхам, без углубления в детали. «Что? Где? Когда?» как раз про это. А умные люди в Академии наук сидят».

О тренерской деятельности

«Тренировать школьников и готовить их к турнирам мне предложил Сергей Виватенко. Дочь Виватенко как раз тогда училась в гимназии при Русском музее.

Мне это было интересно, я учился на третьем курсе, получал педагогическое образование, так что заодно прошёл в этой школе и педпрактику. У команды были большие планы: ребята хотели попасть на телевизионный школьный «Брейн-ринг». За две недели и 13 тренировок мы подготовились так, что дети, никогда до этого не игравшие в интеллектуальные игры, приехали на съёмки, с ходу выиграли и уступили лишь команде, которая в итоге стала чемпионом.

После этого стало понятно, что ребята зафанатели от интеллектуальных игр, да и администрация школы была в восторге от таких результатов. Я понял, что нужно продолжать этим заниматься. И продолжил. Сегодня и в телевизионной, и в спортивной версии «Что? Где? Когда?» играет немало моих учеников».

«Надо приходить в школы». Как вовлечь детей в интеллектуальные игрыШкольный турнир по ЧГК.
Фото Елены Немыкиной из сообщества vk.com/bel_intellekt

О детском «Что? Где? Когда?»

Среди детей в ЧГК всегда идёт более бескомпромиссная и непредсказуемая борьба, чем среди студенческих и взрослых команд. Потому что, когда идёт чемпионат России среди взрослых, результат можно достаточно точно предсказать по положению команд в рейтинге Международной ассоциации клубов: редко бывает так, чтобы команда, занимающая, например, седьмое место, поднялась на четвёртое.

В школьном «Что? Где? Когда?» всё по‑другому: здесь много команд-сюрпризов, да и психика у детей ещё подвижная, поэтому сложно что‑то прогнозировать. Хотя и тут можно кое‑что предвидеть. Например, в прошлом году была московская команда «Холодец Безжалостный», которая доминировала в детском ЧГК. В этом году они выросли и ушли в студенческую лигу, а у меня как раз подросли десятиклассники.

«Что? Где? Когда?» – это на самом деле очень полезная для школьников вещь, ведь такие игры делают акцент на межпредметные связи. В российской школьной программе учебные дисциплины очень слабо интегрированы друг с другом. Игра очень хорошо прокачивает навыки поиска и проверки данных, что очень важно в нашем информационном веке.

Школа пока, к сожалению, учит другому, отставая от современных реалий. А в ЧГК дети учатся находить ключевые слова, работать с ними. Мне кажется, это и есть передовой край современной педагогики, то, какой она и должна быть.

Как заинтересовать школьников интеллектуальными играми

Чтобы привлечь к играм детей, нужно приходить к ним в школы и ловить их после уроков. Потому что ни в какой Дворец пионеров сами они не пойдут, интернет-среда для них сейчас важнее. Единственный способ заинтересовать детей – договориться с администрацией учебного заведения и организовать кружок в школе. В Петербурге, например, так и происходит. Детям после уроков проще остаться в школе и потренироваться, чем куда‑то ехать.

А вот когда они уже подсядут на этот крючок, по‑настоящему зафанатеют от этого, тогда уже нужно начинать с ними ездить на фестивали и турниры. Такие поездки – сами по себе хороший стимул: это и неформальное общение, и отрыв от родителей и учителей. Особенно это эффективно, когда команде удаётся что‑то выигрывать.

  • «Надо приходить в школы». Как вовлечь детей в интеллектуальные игры

  • «Надо приходить в школы». Как вовлечь детей в интеллектуальные игры

Как и когда начинать тренировать школьников

Лично я начинаю тренировать ребят не младше восьмого класса. Мои коллеги из Калининграда, например, начинают работать с пятиклассниками, мотивируя это тем, что к восьмому классу другие педагоги наверняка растащат самых способных детей на различные конкурсы и олимпиады. Они их растащат в любом случае, но если дети уже успели попробовать, что такое «Что? Где? Когда?», то паттерн (схема, образец, модель – прим. ред.) поведения уже будет сформирован, и они наверняка вернутся в клуб.

Тренировки начать лучше всего с электронного архива газеты «Игра». Там собраны различные перевёртыши, кубрайки, кроссворды и другие конкурсы. Отыгрывать большое количество вопросов детям трудно, на это и не нужно сначала. Для старта лучше всего подходят несложные интеллектуальные игрушки, подключающие разные функции мышления, учат работать с текстом.

Важно максимально разнообразить задания на начальной стадии, чтобы детям было интересно. Простых и интересных заданий вначале должно быть процентов 70, сложных вопросов – процентов 30. Со временем эта пропорция меняется, сложность вопросов и их количество растёт.

Хорошее упражнение «Испорченный телефон» – оно наглядно демонстрирует, как изменяется информация в процессе передачи. Дети начинают понимать, что можно запомнить, а что лучше записать. Очень хорошее упражнение – генерация версий, для которого можно использовать записи старых игр телевизионного «Что? Где? Когда?». Ну и, конечно, надо отыгрывать турниры и вопросы из базы данных «Что? Где? Когда?».

  • «Надо приходить в школы». Как вовлечь детей в интеллектуальные игры

  • «Надо приходить в школы». Как вовлечь детей в интеллектуальные игры

О барных квизах

Сегодня по всей стране набирают популярность различные барные квизы – интеллектуальные игры, в которых посетители за кружечкой пива могут в командах попробовать поотвечать на вопросы различной степени сложности. Я отношусь к этому очень положительно. Это хорошая форма досуга, которая пропагандирует в первую очередь интеллект.

В англо-саксонской традиции, где развита барная и пабовая культура, есть целые каналы, которые круглые сутки транслируют различные викторины с вопросами. Бары покупают подписки на эти каналы и таким образом привлекают посетителей, которым интересно не только пить пиво, но и поработать головой.

В Москве и Петербурге до таких телеканалов дело пока не дошло, но это уже стало популярным развлечением, и при желании можно каждый вечер посвящать таким играм. Это хорошо, потому что в Питере, например, участниками барных квизов пополняются команды по спортивному «Что? Где? Когда?».

Дело в том, что многие не знают о существовании спортивной версии игры – многие думают, что есть только круглый стол с волчком в Нескучном саду и элитарный клуб, попасть в который обычному человеку нереально. А благодаря барным квизам люди узнают о спортивном ЧГК и даже попадают в телевизионную версию. Например, Наташа Куликова из команды Ровшана Аскерова начала именно с барных квизов в Петербурге. Это хорошая школа, первая ступень для того, чтобы войти в мир интеллектуальных игр. Я бы всем рекомендовал это попробовать.

Источник

Мэр Уфы озвучил кадровые изменения в муниципалитете До конца 2018 года белгородские власти хотят открыть 28 пунктов приёма вторсырья Кировский район Уфы выбран пилотным для реализации проекта по сбору твердых коммунальных отходов Умер декан Белгородского госуниверситета Александр Петин На дне физкультурника в Белгороде разыграют маунтинбайк

Последние публикации