«Мы за хорошее против плохого». Что москвичи предлагают для белгородского Арбата
Молодые архитекторы из Белгорода, Вологды, Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени
с помощью краеведа Александра Санчеса познакомились с историей улицы, поговорили с жителями окрестных домов, проанализировали снимки и селфи из Интернета, чтобы узнать, что именно интересует горожан на белгородском Арбате, и изучили схему инженерных коммуникаций.
Для консультаций по озеленению приехали из Москвы ландшафтный дизайнер Игорь Сафиуллин, работавший над столичным парком «Зарядье», и эксперт по освещению Илья Семёнов.
В итоге концепция развития улицы во многом получилась революционной.
«Мы за всё хорошее против всего плохого, – кратко описал её профессор Московского архитектурного института Николай Лызлов. – Эта улица должна стать не только транзитным путём для попадания из одной точки в другую. Она сама по себе должна привлекать людей, чтобы на ней было приятно просто проводить время».
«Почему бы не Георгиевская?»
Название улицы имени 50-летия Белгородской области Лызнев произносит без запинки, но с трудом.
«Невозможно, конечно, произносить это название, – заверил профессор. – Мне кажется, Георгиевская было бы хорошо. Когда‑то она была такой, ещё до Чернышевского. Ну или оставить Чернышевского».
Памятник писателю, по идее, должен быть не маленьким бюстиком, а гораздо больше. Как Пушкин, доминирующий над московской площадью имени поэта. Вместо солнечных часов – ротонда. Под ней могут выступать оркестры, можно устроить уличную кофейню. Вариантов масса.
Назначить главным – и снести
Исторически улица была торговая. Тон на ней задавал рынок. Это предлагают сохранить, но с оговорками: снести палатки, где продают сейчас одежду, и устроить площадь.
«Ваш рынок одичал, гиперразвился. Но его недостатки можно превратить в достоинства, – уверен Николай Лызлов. – Он должен перестать быть вещевым. Люди должны торговать здесь плодами своих трудов. На Белгородчине это продукты: мясо, молочные продукты. Как из Башкирии везут знаменитый тамошний мёд, так с Белгородчины люди должны ехать с местными продуктами. А китайские шмотки лучше продавать в другом месте».
Для вещевой торговли и салонов связи предлагается построить рядом отдельный крупный павильон, с колоннадой. На бывшем палаточном рынке с утра будут торговать продуктами с открытых прилавков, их к концу дня убирать – и тогда рыночная площадь превратится в место для гуляний, концертов и т. п.
Авторы концепции приводят в пример жизнь множества европейских городов, например Барселоны с улицей Рамбле. По их словам, даже в пассажах московского ЦУМа регулярно убирается торговля и устраиваются художественные акции.
«Победу» превратить в театр
Советские кинотеатры умирают, проигрывая современным мультиплексам, уверены авторы концепции. Существенно изменив «Победу» внешне, можно разместить в ней современную, молодую театральную труппу.
«Это сильно повлияло бы на культурную атмосферу, – отметил профессор. – Сейчас здание кинотеатра «Победа» работает не на полную мощность, оно недогружено».
На площади перед «Победой» будет не лишним контактный фонтан. В других городах такие неизменно пользуются успехом у детей.
Зелёный и белый
Концепция предусматривает единый дизайн-код для магазинных вывесок. Сейчас их бессистемное разноцветие и обилие образует визуальный шум. Цветовая концепция оформления улицы включает элементы белого – это автоматически указывает на Белгород. В белом цвете можно выполнить малые архитектурные формы. По вечерам эффект усилится подсветкой.
Продуманы вопросы озеленения: от травы до деревьев-крупномеров. И вертикальное озеленение в Белгороде прекрасно приживается, уверяют авторы проекта.
Кроме эстетической функции, зелень выполнит и практическую. С её помощью, к примеру, можно разделить стоящие друг напротив друга в верхней части улицы детское кафе и сетевой продуктовый магазин. По словам профессора, они соседствуют «как Сцилла и Харибда».
Вернуть автомобильное движение
«Мы поняли, что пешеходность улицы сильно затрудняет транспортное движение для жителей жилых домов. И предлагаем вариант: вернуть ограниченное движение автомобилей на всём протяжении улицы», – удивил слушателей Николай Лызлов.
Предлагается одностороннее движение машин снизу вверх, от Свято-Троицкого бульвара. Аналоги – московские улицы Дмитровка и Пятницкая. Автомобилям должна быть отведена узкая полоса, со скоростью движения до 10 км/ч, с приоритетом для пешеходов. И с полным запретом на остановки транспорта, кроме необходимости загрузки магазинов в строго определённое, заведомо малолюдное время суток, например рано утром.
Эта полоса мостится из крупного дикого камня. С одной стороны, по нему трудно ходить, с другой – быстро ездить.
Также устраивается обособленная от пешеходов велодорожка.
Подземный переход: дать людям выбор
Сбивающий ритм пешеходного движения по улице, неудобный для граждан подземный переход у центрального рынка предлагают не закапывать.
«Можно оставить, вдруг он кому‑то очень нравится, – предложил Лызлов. – Но сверху нужно сделать обычный переход через дорогу. Со светофором и приподнятым относительно прочей проезжей части, мощением».
Мощение не асфальтовое, другого типа. При въезде на него водителям должно быть психологически ясно, что они въезжают на территорию для пешеходов.
Голубой поликарбонат, прикрывающий сегодня оба входа в подземный переход, годится разве что для дачи. Вместо него на крышах Игорь Сафиуллин предлагает устроить живую зелёную кровлю.
В старых домах – магазины и хостелы
Московские специалисты выступают за сохранение остатков исторического наследия. В Белгороде это жилые дома 1950-х годов постройки. Такие есть на ул. им. 50-летия Белгородской области.
«Фасады необходимо привести в порядок, оштукатурить. На нижних этажах сделать небольшие магазины и кафе. А верхние было бы интересно отдать под небольшие гостиницы по типу хостелов», – предложил руководитель исследований.
Ветхость старых домов, по мнению архитекторов, не проблема при действительном желании сохранить их. Пример – фахверковые дома в Германии XVI века.
Какова судьба концепции?
Сейчас разработаны основные документы – генеральный план, транспортная схема, функциональное зонирование, схемы озеленения, освещения, дизайн малых архитектурных форм. В ближайшее время экономисты в Москве просчитают технико-экономическое обоснование всего проекта.
Затем его издадут брошюрой и официально представят городским властям для принятия дальнейших решений.
Рекомендовано к прочтению