«Мне здесь нравится». Почему люди из больших городов переезжают в сёла
Где поле с подсолнухами
Вся культура не только в Питере. Художницы Елена и Ольга Иванаевские переехали из культурной столицы в Фощеватово. В день празднования 90-летия Волоконовского района галерея их картин растянулась на центральной аллее парка: венецианские гондолы, болдинская осень, волоконовские храмы, фощеватовская зима, абстракция и графика – работы трёх поколений семьи Иванаевских.
У кого в Фощеватово ни спроси: «Где у вас питерские живут?» – каждый дорогу покажет. У питерских целая улица: Елена с мужем, её сестра с мужем, их мама и дочь Елены Ольга с детьми. Все живут рядом. Каждый приезжал погостить и уже не мог уехать. За десять лет в Фощеватово появился свой «Невский проспект» в миниатюре.
«Собирались купить домик и использовать его как дачу, – рассказывает Елена. – У нас родственники на Украине, поэтому смотрели места у границы: Грайворонский, Шебекинский районы. Долго искали. По Интернету нашли домик в Фощеватово. Понравились большие земельные участки. У нас у каждого по гектару, мы зимой по своей лыжне ходим».
Вспоминает, как первый раз проснулась тут и… тишина. В Петербурге нет такого, там постоянный гул. Сестра предлагала ей в Греции домик купить, а когда побывала у Елены в Фощеватово, увидела поле подсолнухов, тоже захотела здесь жить. И переехала. Катерина – бард и постоянный участник фестивалей авторской пени.
«А звёзды какие ночью! – подхватывает Ольга Иванаевская. – Наши дома на окраине села, кругом поля, лес, видишь, как солнце встаёт, такая благодать!»
Коренная петербурженка в третьем поколении о деревенской жизни говорит только с восторгом. Но за романтикой вполне приземлённые бытовые вещи: газификация, дороги, благоустройство и программа ИЖС, по которой Ольга смогла приобрести дом за материнский капитал.
Поначалу местные жители городским не доверяли, строили догадки – почему те из Санкт-Петербурга в глушь сбежали. Но со временем привыкли. Теперь наоборот: гордятся, что благодаря картинам Иванаевских про Фощеватово узнают всё больше людей.
Елена Иванаевская.
Фото Натальи Малыхиной
Ольга с детства рисовала, но рутина вытеснила живопись, а когда в декрете сидела, снова достала кисточки. И пошли натюрморты, пейзажи, шаржи, абстракция. Есть даже матрёшки в костюмах фощеватовского фольклорного коллектива «Русская глубинка», которому почти полвека.
Чтобы не остаться голодными, художница стала ещё и опытной огородницей.
«Что продал, то и покушал, – смеётся она. – Продаю свою клубнику, овощи, ягоды, огурчики, перцы. Мы местным помидоры продаём! Они не хотят землёй заниматься, а нам, наоборот, в радость. Сегодня выходной, даже непривычно, что я не на рынке. Ну и картины, конечно, продаю, шаржи заказывают».
И мама, и дочка говорят, что земля располагает к творчеству. У Ольги пейзажи и абстракция, её 15-летний сын творит в своей технике. Елена тяготеет к пейзажам. Говорит, что нелюбимых тем и картин нет, одно время даже не могла с ними расстаться, но чтобы искусство кормило, пришлось себя преодолеть. Стала возить картины в Санкт-Петербург, выставлять на продажу через Интернет. Разлетаются её полотна по всей Европе.
В выставках обе участвуют часто и с удовольствием, праздников много, приглашают всюду.
— Не тянет обратно – в Петербург?
— Я езжу в гости, иногда слеза и пустится, но буквально на секунду. Я много путешествовала, объехала всю Европу, а когда здесь оказалась, просто поняла: это моё, – говорит Елена.
— Петербург сильно поменялся, многое перестроили, переделали, города, который был, уже не узнать, – поддерживает маму Ольга. – А тут утром встал – птички поют, красота. Столько идей сразу! Село хорошее, вообще вся Белгородская область нравится. Я не жалею, что мы уехали, и возвращаться в город не хочу.
Не в игрушки играть
Светлана Гонштейн из Ютановки на праздник привезла своих кукол. Это не те, которых можно купать и таскать за ногу, а уникальные работы – каждая сделана в единственном экземпляре.
Модельер-конструктор по образованию, 15 лет назад Светлана круто поменяла жизнь, переехав в Ютановку из столицы Казахстана Астаны. Своё ателье, налаженный быт остались в прошлом. Здесь – чистый лист. Работать пошла в финансовую компанию, а дизайн остался только увлечением.
Светлана Гонштейн.
Фото Натальи Малыхиной
«У каждой куклы свой характер, когда делаешь, представляешь одно, а когда она рождается, может оказаться совершенно другая, – рассказывает мастер. – Вот этой глаза нарисовала, и она буквально стала на меня смотреть, да так пристально, мне аж не по себе стало. Посадила её на полочку до утра».
Сначала Светлана заготавливает головы, потом к ним подбирает одежду. Любит стиль 1940–50-х годов, ищет винтажные ткани и создаёт образы. А они складываются сами по себе, подсказывая мастерице, что надеть и какой цвет к лицу.
Дочка не отстаёт от мамы – тоже творит и в свои 13 лет мечтает быть модельером. Выбрала для себя
ООАКИ – это новое направление, сейчас все подростки им увлекаются.
«Берут готовую куклу и полностью меняют её внешность: заново рисуют лицо, перебивают волосы, придумывают одежду. Меняется образ, и создаётся совершенно новая кукла», – поясняет Светлана.
Своих кукол она делает на подарки и на заказ. В основном заказывают из Италии, Австрии, Германии, потому что в эти страны уехало много родственников и друзей из Казахстана.
— В Ютановке ввели моду на интерьерных кукол?
— Я ввела здесь моду на красивые дворы. У меня первое место за лучшую усадьбу, ко мне приходят, просят совета.
— Нравится вам в Ютановке? По большому городу не скучаете?
— Мне здесь нравится, никуда уже не хочу. Два года я просто отдыхала от суеты, такая тишина была, что я аж спать не могла. У меня работа хорошая, душу в сад вкладываю, а зимой кукол творю. Человек везде может себя найти.
Рекомендовано к прочтению