Митрополит Иоанн: Все мы единая команда космического корабля Земля
О взаимодействии религий
«Перед Пасхой меня преследует один образ: как будто мы на космическом корабле «Земля», а всё человечество – команда этого корабля. И от того, насколько мы способны понять друг друга, договариваться, несмотря на разные убеждения, веру и религию, зависит наша будущность. Очень важно, что, когда мы ведём диалог, не пытаемся подменить свою веру другой или кому‑то что‑то навязать. Мы пытаемся найти те точки соприкосновения, которые помогают нам лучше понять друг друга», – отметил владыка.
Он рассказал, что у мусульман в России пока нет такой широкой сети образовательных центров, как у Русской православной церкви, к которой относятся более 50 семинарий, академий, центров подготовки катехизаторов и миссионеров. Всё это делается для того, чтобы люди лучше узнали свою религию и стали восприимчивы к культуре других народов.
«Экстремист – человек, который необразован в своей религии. На конференции (в марте в Белгороде прошла научная конференция, где обсуждали взаимоотношения православных и мусульман – прим. авт.) заместитель муфтия из Дагестана привёл интересный пример. Он рассказал, что в их общине появился человек, великолепно цитировавший суры из Корана. И заместитель муфтия пригласил его на беседу. Они разговаривали, и этот человек свободно цитировал Коран. Вдруг муфтий вспомнил, что есть ещё другая сура, где говорится об этом же. Он открыл Коран и предложил ему прочитать. Оказалось, что этот человек не умеет читать. Он слушал по записям, воспринимал на слух. Ему давали слушать только то, что было выгодно его наставникам, – рассказал митрополит. – Вот в чём проблема. Людей начинают наполнять выгодными кому‑то изречениями пророка Мухаммеда. Или, например, секты, выдающие себя за христианские, берут цитаты из Евангелия, а затем создают идеологические построения, которые абсолютно чужды религиозным воззрениям христиан и настоящих мусульман. В этом технология воспитания экстремистов».
Для предотвращения подобного на социально-теологическом факультете изучают традиционный ислам:
«Были случаи, когда призывники в военных частях говорили, что не могут выполнять определённые работы, потому что это противоречит Корану. Командиры обратились за разъяснением, и нам пришлось обращаться к имамам, которые сказали, что это спекуляция, в Коране подобного нет. Чтобы таких случаев не возникало, нам необходим постоянный диалог».
Фото Арсения Клюйко
О церковных лавках, мошенниках и телевидении
Некоторые белгородцы недовольны торговлей в церкви.
«Не всегда получается вынести лавки из храмов. Особенно в селе. Эта традиция появилась в советские годы, когда церковь лишили всех помещений и всё сосредоточилось в храмах, – отметил Иоанн. – Вспоминаю советское время. Стою в храме. Евхаристический канон. А в это время позади, в лавке, считают мелочь, а она звенит. Я был ещё студентом, вспылил, пошёл к настоятелю. А он мне говорит: «Мы, священники, здесь наёмные служащие у старосты, а старосту поставил уполномоченный, и они что хотят, то и делают». Вот от этих советских традиций мы ещё не можем уйти».
Митрополит также осудил лжеволонтёров и предостерёг белгородцев от мошенников, которые занимаются религиозными спекуляциями:
«В Белгородской митрополии я запретил возле церквей собирать жертвы на строительство храмов. Вот стоят люди, оделись в какие‑то чёрные одежды, просят. Они без благословения действуют. Наверняка, это мошенники. Как‑то летом подъезжаем к храму, остановились на светофоре. Смотрю: какая‑то женщина в джинсах надела монашеские одежды, закурила, бросила и пошла уже согбенной походкой «на работу» (просить подаяние у храма – прим. авт.). Я тут же сказал: «Уберите всех, вызовите полицию». Это мошенничество чистой воды. Помните, что нет благословения собирать таким образом пожертвования на храмы».
Также глава Белгородской митрополии осудил происходящее на федеральных каналах.
«Они хамят, плюют друг на друга, проклятия шлют, и неважно, женщина перед тобой или нет. А потом нам всё это транслируют и спрашивают, почему мы такие нетерпеливые. Дети, которых мы учим кроткости, видят другие способы доказывания своего превосходства. Я думаю, надо выключать телевизор, когда любое ток-шоу начинается. Все роли распределены. Все они получают деньги в одной кассе. Почему я должен смотреть этот хамский и совершенно абсурдный спектакль?»
О ЧС и политике
Отвечая на вопрос об укреплении безопасности храмов, владыка отметил, что совместно с МЧС они начали подготовку настоятелей храмов к действиям при экстремальных ситуациях:
«Не только при пожаре, но и при террористической угрозе. Были очень серьёзные курсы, где изучали способы реагирования в храме и на объектах, которые находятся в подчинении настоятеля (воскресные школы и т. д.). Батюшки, пройдя курсы, получили сертификаты и погрузились в эту проблему. Очень важно нам быть готовыми ко всему и действовать квалифицированно».
Занятия со священнослужителями уже прошли в Белгороде, Старом Осколе, Чернянке и Новом Осколе.
Ещё один вопрос касался того, можно ли священникам идти в политику.
«По этому поводу было определение Архиерейского собора, и звучит оно примерно так: в тех странах, где достоинство церкви надо защищать и через парламент, благословляется участие священнослужителей в парламентской деятельности. А в России не благословляется».
Фото Арсения Клюйко
О личном
4 апреля исполнилось 25 лет архиерейской хиротонии владыки.
«Я помню этот день. Это таинственное ожидание неизвестности. Церковь тогда после идеологического ига, после притеснения выходила за церковную ограду. В такое время становиться епископом было тревожно, волнительно. Помню, стою в алтаре Богоявленского собора. Ставленнику положено стоять на орлеце (круглый коврик с изображением орла, символ власти епископа и его обязанностей – прим. авт.). Мне показалось, что я стою на крышке люка, который подо мной начал ходить. Ноги стали ватными и просто не слушались. Состояние, когда ты не принадлежишь себе, а входишь в тайну, – это незабываемое состояние».
На вопрос про выпуск собственного музыкального альбома митрополит ответил, что таких планов у него нет:
«Но когда есть определённое настроение, я пишу музыку и стихи. Думаю, в ближайшее время концерт из таких произведений смогу представить на суд зрителей».
На одной из подобных пресс-конференций зародилась идея крестить детей в многодетных семьях.
«Я это делаю практически каждый месяц. Люди звонят моим секретарям, оставляют данные. Я совершаю крещение. После этого мы пьём чай, общаемся. За каждой литургией молюсь о крестниках. Их уже много», – рассказал Иоанн, напомнив, что становится крёстным для тех семей, где трое и больше детей.
О Пасхе
В этом году Великая суббота и Благовещение выпадают на 7 апреля. Митрополит развеял сомнения верующих, отметив, что в этот день можно печь куличи и красить яйца. Однако это лучше сделать в Чистый четверг.
«Люди замечали, что яйца, покрашенные в четверг, дольше всего хранились. Это народная примета», – отметил он и пригласил всех на праздничное пасхальное богослужение.
8 апреля в 10:00 Благодатный огонь из Москвы привезут на границу Белгородской и Курской областей. Затем его доставят в Прохоровку и Строитель. В 13:00 верующие встретят огонь у ротонды на северной окраине Белгорода. В 14:30 начнётся крестный ход от Преображенского собора на Соборную площадь, где пройдёт пасхальная вечерня и раздача Благодатного огня.
Рекомендовано к прочтению