Маленький агрессор. Что делать, если ребёнок плохо себя ведёт
Ищем причину
«Жёсткое воспитание в этой ситуации помочь не может», – говорит педагог-психолог разуменского детского сада № 27, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса профмастерства «Педагог-психолог России – 2017» Галина Кохан.
Психологи уверены: малыш – это белый лист бумаги. Что взрослые своим поведением и поступками нарисовали – такой рисунок характера и получают.
В случае когда родители конфликтуют или отношения в семье построены на крике и неуважении друг к другу, агрессивное поведение ребёнка понятно. Зачем договариваться со сверстником, идти на уступки, когда можно отобрать, ударить и получить желаемое?
«Взрослые для маленьких детей – незыблемый авторитет, образец для подражания. Они просто повторяют то, что видят каждый день», – замечает педагог.
Но если ребёнка постоянно учат быть хорошим и вежливым, а агрессия из него так и бьёт через край?
«Всё зависит от того, как учат, – продолжает Галина Юрьевна. – Если его часто наказывают, ругают, критикуют, могут отшлёпать, то он научится скрывать гнев в присутствии родителей. Но в другой ситуации агрессию проявит, свою обиду выместит».
Агрессивных детей с пониженной самооценкой встречал каждый. Это именно они стараются ударить исподтишка, разрушить построенный другими детьми песчаный замок, незаметно сломать игрушку. Но что удивительно: если ребёнку, наоборот, постоянно угождают, снисходительно относятся к его отрицательным поступкам, делают вид, что их не замечают, – это тоже ведёт к росту агрессивности. Ведь у малыша должны быть чёткие оценки, что такое хорошо, а что такое плохо. Это создаёт ощущение безопасности. А если этого ощущения нет, то возникает страх, который становится основой агрессивности.
Галина Кохан.
Фото Вадима Заблоцкого
Узнаём мир
«Причиной агрессивности детей психологи считают и то, что взрослые мешают им заниматься исследовательской деятельностью», – рассказывает Кохан.
Малыш растёт, и ему всё интересно. Надо всюду залезть, пощупать, попробовать на вкус. Мудрые родители постараются сделать дом безопасным, оградив от вредных для здоровья вещей и дав маленькому исследователю максимально возможную свободу. Другие сажают его в манеж, огораживают исследование мира детской комнатой с игрушками, на улице криками: «Сюда не ходи, сюда тоже!» – постоянно возвращают его в безопасную песочницу.
«Ребёнок подрос, а природная потребность в исследовании у него не удовлетворена. И когда у него появляется эта возможность позже назначенного времени, здесь он начинает действовать, проявляя элементы агрессии, дабы увидеть результат и реакцию на то или иное своё действие», – говорит педагог.
Ребёнок ударил другого малыша лопаткой, пнул ногой кошку, но не потому, что он такой злой: ему интересна их реакция. Он не в состоянии оценить последствия своих поступков, и всё из‑за тех лишних запретов, которые у него были.
Разбираем конфликты
В нашей жизни бывает немало ситуаций, когда сильные эмоции, в том числе и агрессия, возникают совершенно естественно. Как ещё реагировать на обиду? И тогда мы оправдываем своего ребёнка: вряд ли кому хочется, чтобы он был мягкотелым и пассивным.
«С самого раннего детства человека надо учить справляться с негативными эмоциями и выражать их в социально приемлемой форме, – говорит Галина Юрьевна. – Надо учить его отделять переживание от поведения. Чувствовать гнев, раздражение – это естественно. Кричать, ломать, раздавать тумаки – это плохо, так как наносит вред другим людям».
Обязательно подробно разбирайте с детьми конфликтные ситуации, чтобы они могли понять причину своих эмоций. Старайтесь, чтобы ребёнок научился проговаривать свои чувства, ведь уже тогда доля негатива будет уходить. Поинтересуйтесь: «Ты сердишься, потому что тебе хочется покататься на чужом самокате, а Ваня не хочет тебе его давать?» Далее надо совместно принять какое‑то верное решение: «Нельзя отнимать самокат: он чужой. Но, может, мы попросим его одолжить нам на несколько минут, а взамен дадим ему твою машинку?»
«Ребёнка обязательно надо учить договариваться со сверстниками», – утверждает Галина Кохан.
Фото: mama.ua
Выплёскиваем гнев
«На своём опыте я вижу, что детей с агрессивным поведением с каждым годом становится всё больше, – говорит Галина Кохан. – Эти дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому наша задача заключается в оказании им посильной и своевременной помощи».
А для этого в разуменском детском саду № 27 применяется игровая терапия, во время которой ребёнок может выплеснуть свой гнев в приемлемой форме. А если эти игры на протяжении нескольких лет доказали свою действенность в дошкольном учреждении, почему бы вам не использовать их дома?
Мешочек криков
Если ребёнок возмущён, взволнован, разозлён – словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Скажите ему, что пока у него в руках этот мешочек, он может кричать и визжать в него сколько угодно. Но когда он отпустит мешочек, то должен будет разговаривать с окружающими спокойным голосом.
Весело ругаемся
Предложите детям называть друг друга не обидными словами. Для этого заранее обговорите условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, животных – в общем, на что хватит фантазии. Как показывает практика, всё заканчивается весёлым смехом.
Два барана
Главное в этом упражнении следить, чтобы «бараны» не расшибли лбы. Приговаривая «Рано-рано два барана повстречались на мосту», участники игры, широко расставив ноги, склонив туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга, хорошо при этом и бекать. Задача – не сдвигаться с места как можно дольше. Это упражнение снимает излишнее эмоциональное и мышечное напряжение.
Уходи, злость
Дети или вы с ребёнком ложитесь на ковёр по кругу. Между вами подушка. Закрыв глаза, со всей силы бейте ногами по полу, а руками – по подушке, громко крича: «Злость, уходи». Через три минуты лягте в позу «звезды», широко расставив ноги и руки. Хорошо бы в это время послушать спокойную музыку.
Выбиваем пыль
Ребёнку даётся «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя её руками, хорошенько подушку «почистить».
Рекомендовано к прочтению