Ленин и кока-кола: Александр Косолапов в ММОМА
Дата: Автор: Татьяна Филиппова
Первая персональная выставка русско-американского художника Александра Косолапова откроется в ММОМА 29 ноября.
Ленин-кока-кола. 1982. Холст, акрил. 117 × 188
Tsukanov Family Foundation, Лондон
В 1974 году Александр Косолапов сделал свой первый соц-артовский объект — «Учись, сынок!» Человек в форме советского офицера, но без лица, наставляет своего сына, одетого в такую же серо-суконную форму и сидящего за столом с казенной лампой. Следом появилась «Аврора» — картонная коробка с изображением героического корабля, но с неожиданным содержимым: внутри наивный пейзаж, собранный из мусора, найденного на помойке. Соединение героического и лирического, иронии и наива, пафоса и мещанства стало «фирменным блюдом» художника.
А. Косолапов. Учись сынок. 1973
Смешанная техника. 20,5х17/7х4
Собрание Симоны Сохранской, Москва
В Америке, куда Косолапов уехал в 1975 году, это блюдо оказалось настолько острым, что художник чуть не попал под суд: компания «Кока-кола» увидела в его работе, соединяющей профиль Ильича с бутылкой кока-колы, диффамацию своего продукта.
А. Косолапов. Горби (золотой). 1989
Холст, акрил, шелкография. 172,2 х 142,2
Частное собрание, Женева
Выставка открывается именно этой работой: по замыслу авторов экспозиции, она должна подготовить посетителей к тому, что ему предстоит увидеть. Проект демонстрирует 120 произведений из государственных и частных коллекций и охватывает сорок лет творчества пионера соц-арта.
А. Косолапов. Малевич - Черный квадрат, 1987
Холст, масло. 119,5 х 173
В тринадцати залах ММОМА последовательно раскрывается творческая биография художника: от первых экспериментов в построении бинарных систем к политическому соц-арту периода эмиграции. Переломным моментом куратор выставки, американский арт-критик и поэт Картер Рэтклиф и архитектор Сергей Ситар считают разгром «Бульдозерной выставки». Этому эпизоду посвящен второй зал, в котором выстроена инсталляция «Бульдозер-шоу».
А. Косолапов. Русский революционный фарфор, 1992
Глазурованный фарфор, эмаль. 46x35,5х33 (каждый)
Собрание автора
Остальные одиннадцать залов отданы американским работам, в которых Александр Косолапов продвигает свою ключевую теорию — об идентичности советского строя и капиталистического империализма. У публики они вызывают самые разные реакции, от восторга до возмущения. Транспарант «Да здравствует диктатура пролетариата», который Косолапов и остальные участники группы «Страсти по Казимиру» вывесили на время одного из перформансов, заставил беспокоиться даже агентов ФБР.
А. Косолапов. Русский революционный фарфор, 1992
Глазурованный фарфор, эмаль. 46x35,5х33 (каждый)
Собрание автора
А. Косолапов. Русский революционный фарфор, 1992
Глазурованный фарфор, эмаль. 46x35,5х33 (каждый)
Собрание автора
А. Косолапов. McLenin's Next Block, 1991
Холст, акрил, 178 х 91
А. Косолапов. Мики Малевич, 2006
Дерево, бронза. 152 х 52,7 x 57
Собрание галереи Vallois, Париж
А. Косолапов. Malevich - Malboro 1997
Холст, акрил 122х108
Собрание Московского музея современного искусства
А. Косолапов. Голубая икра, 1991
Холст, акрил. 144х162
Собрание Московского музея современного искусства
А.Косолапов. Икра-Леф. 1982. Собрание автора
А.Косолапов. Икра-Леф. 1982. Собрание автора
Рекомендовано к прочтению