08.11.2018 17:23

Культурная эволюция. «Цифровые подходы не будут работать, если останется аналоговое мышление»

Культурная эволюция. «Цифровые подходы не будут работать, если останется аналоговое мышление»

Белгородская область на ближайшие шесть лет станет площадкой для ещё одного эксперимента. Причём в сфере, которая считается одной из самых патриархальных и не подверженных изменениям – в культуре. По федеральному проекту «Цифровая культура» в стране планируется создать виртуальные концертные залы, оцифровать книжный фонд и внедрить современные информационные технологии в работу учреждений культуры. Предполагается, что всё это не только осовременит отрасль, но и даст толчок для её дальнейшего развития.

В Белгородской области по сути реализовывать проект уже начали – не дожидаясь контрольной отмашки из центра. А потому в Минкульте решили некоторые из его направлений апробировать на нашей территории.

Планируется, что в ближайшие годы в области появится несколько виртуальных концертных залов; местные музеи начнут использовать в работе технологию дополненной реальности (для этого понадобиться оцифровать все экспонаты и произведения искусства); будет создана единая электронная билетная система (чтобы билет на любой белгородский концерт, спектакль или выставку можно было купить онлайн), а на вокзалах установят инфоматы (они будут уведомлять гостей региона о ближайших культурных событиях).

Кроме того, региональные методические центры получат новую дорогостоящую технику: научная библиотека – для оцифровки книжного фонда, филармония – для улучшения акустики зала. А ещё в регионе хотят купить передвижной экран для площадных мероприятий.

Константин Курганский, начальник областного управления культуры, рассказал чего ждёт от глобальной перезагрузки отрасли и как относится к переходу на «цифру»:

«Многие говорят, что культура и современные технологии – диаметрально противоположные вещи, как круглое и зелёное. Но я считаю, что интернет является инструментом для продвижения искусства. Поэтому вместе с ребятами из «Культурного региона», которые занимаются созданием информационной инфраструктуры в культуре и туризме, мы решили, что Белгородская область должна быть лидером в этом направлении.

Культурная эволюция. «Цифровые подходы не будут работать, если останется аналоговое мышление»Фото Вадима Заблоцкого

От новых технологий уже никуда не денешься, и мы максимально их используем на благо белгородской культуры. По информационному сопровождению культурной политики являемся лидерами в стране – мы и Чеченская Республика. Наша база – качественно работающие учреждения культуры. Но их надо немного перенастроить, изменить вектор работы. Не для того, чтобы они полностью ушли в сеть, а для того, чтобы за счёт использования сети в учреждения пришли люди.

В области есть проект по ремонту домов культуры, по материально-техническому оснащению учреждений, но мы прекрасно понимаем, что если в них не будет молодёжи, то через пару лет эти красивые здания будут стоять пустыми. А как привести молодёжь туда? С помощью современных технологий! Главное – привести, а потом наши специалисты сделают всё, чтобы они там остались.

Поэтому первым делом мы занялись обучением специалистов и за последнее время обучили 500 из 9,5 тыс. работников отрасли. На семинарах мы учим их, как сделать качественный информационный продукт: каким должно быть фото с мероприятия и текст под ним, чтобы новость попала на сайт министерства культуры. Чтобы любой человек, который зайдёт в раздел «регионы», мог увидеть, какое интересное мероприятие прошло, например, в Хомутчанском центре культурного развития Ивнянского района. Когда мы звучим на всю страну, нам охотнее дают деньги.

Не могу сказать, что этот проект – это эволюция или революция. Это логичное продолжение того, что мы делали всегда. Но у меня есть чёткое понимание, что цифровые подходы не работают и работать не будут, если у нас останется аналоговое мышление. А вот изменение аналогового мышления на новое – тут уже должна произойти революция. Однако не все к этому готовы, не все понимают, что это нужно.

Из тех, кто попробовал и активно участвует в проекте, – наша филармония. Она лидер по цифровым трансляциям вместе с Москвой и Питером. Хотя там, казалось бы, такие возможности, маэстро, ресурсы. Руководство филармонии поняло, что эти трансляции нужны не для того, чтобы увидевшие их говорили, какие они классные, а чтобы, посмотрев их, люди захотели прийти в филармонию на живой концерт.

Культурная эволюция. «Цифровые подходы не будут работать, если останется аналоговое мышление»Фото Вадима Заблоцкого

В зале 600 мест, а трансляцию выступления оркестра русских народных инструментов посмотрело 180 тыс. человек! Когда увидели, насколько классно играет оркестр – его пригласили открыть «Нашествие» вместе с Noize MC. Представляете: оркестр народных инструментов открывает главное музыкальное событие страны! И как результат – молодые люди, которые слушают Нойза, вполне логично могут захотеть прийти в филармонию, чтобы послушать оркестр, который выступал вместе с их любимым исполнителем. Как видите, здесь очень короткая причинно-следственная цепочка.

Мы прекрасно понимаем, что для того чтобы быть на уровне и делать качественный продукт, нужно вкладывать деньги. У нас есть расчёты, сколько и чего нужно для каждого учреждения. И мы будем эти средства в бюджет закладывать плюс искать внебюджетные источники, гранты. Конечно, у каждого учреждения культуры своя материальная база: у государственного – одна, у сельского дома культуры – другая. И разница будет.

Но любой городской дом культуры вполне может вести онлайн-трансляции. И они будут это делать для того, чтобы расширить свою аудиторию. Прямую трансляцию, в принципе, можно вести и с планшета, и с телефона – было бы желание и умение. Желание мы прививаем, а чтобы было умение – обучаем. Безусловно, это заставит мобилизоваться работников учреждений культуры. Однако они сами в первую очередь должны понимать, что если у них не будет людей, то и учреждения не будут нужны. Это жизнь, надо перестраиваться и переучиваться – ничего не поделаешь.

Нацпроект продлится до 2024 года, наша программа по его реализации тоже. Мы уже защитили её на совете по инновационно-технологическому развитию при губернаторе. Евгений Степанович наши идеи поддержал. Наш регион вообще один из немногих, где руководство системно поддерживает культуру: на это ежегодно идёт 4 % областного бюджета. В следующем году на проект по цифровизации понадобится около 30 млн рублей региональных денег. Остальные средства будем привлекать со стороны. Есть надежда на федеральные деньги. Раз мы готовы экспериментировать – они должны финансировать. Об этом договорённость у нас есть».

Источник

В Строителе открыли студию песочной арт-терапии Ремонт школы в Бессоновке закончат к следующему учебному году Николай Плетнёв: Исключается любое вмешательство в работу КОИБов «Наша десятка». У какого населённого пункта самое красивое название В Белгороде сотрудники ДПС применили силу при задержании мотоциклиста

Последние публикации