«Кредит? Нет, спасибо». Как белгородские школьники учатся финансовой грамотности
«Ни в каких», – пишут ученики 11-го класса белгородского лицея № 10. Эксперт ответом явно доволен и тут же объясняет почему.
Просто о сложном
С лучшими специалистами по финансам старшеклассники общаются в рамках учебной программы на уроках экономики, которые раз в месяц проходят в не совсем обычном формате. Онлайн-уроки финансовой грамотности для них с 2014 года проводит Центральный банк России. В учебном году предусмотрено два цикла вебинаров – осенняя и весенняя сессии.
25 января началась очередная, весенняя: ребята уже разобрались с кредитованием, личным страхованием и налогами, теперь учатся грамотно расставлять приоритеты и составлять личный финансовый план:
«После 11-го класса я собираюсь поступать в Президентскую академию, мне придётся переехать в Москву, – рассказывает Тимур Нажмитдинов. – У меня уже есть водительские права, и теперь я хочу купить машину. Она обойдётся примерно в 500 тыс. рублей. Наверное, это сейчас главная моя финансовая цель. Вот почему деньги, которые мне дают родители, я не только трачу, но и накапливаю. Скачал себе мобильное приложение, чтобы контролировать расходы – мне это реально помогает».
Личный финансовый план – одна из самых популярных у школьников тем, а всего разработано почти два десятка. У каждой свой уровень сложности: одни по силам только старшеклассникам, с другими на факультативных занятиях справятся даже ученики 6-го класса. К проекту Центробанка подключились 14 организаций – пенсионный фонд, страховые компании, налоговая служба, университеты и др. Свои знания школьникам готовы передать более 50 экспертов.
«Эти уроки очень полезны, – считает ученица 11-го класса Светлана Лямина. – Представители банка рассказывают всё простым и доступным языком. Во время вебинара мы задаём спикерам вопросы и на каждый получаем развёрнутый ответ, комментарий. И спикер может задавать вопросы нам – мы свои ответы пишем в чат, а затем их озвучивают. Мне хочется обсудить подробнее инвестиции: это очень важная тема, особенно когда мы закончим учиться и начнём работать».
Дети сказали да
Среди тем, которые предлагают школьникам, страхование, преимущества использования банковских карт, правила безопасности на финансовом рынке, защита прав потребителей финансовых услуг, профессии, связанные с финансовым рынком. Учителя экономики могут сами выбрать наиболее интересную и актуальную для их учеников и подключиться именно к ней, а другие темы – проигнорировать.
«До Нового года мы посмотрели четыре онлайн-урока и провели около пяти занятий. Запланированы ещё три, – подводит предварительные итоги весенней сессии учитель экономики гимназии № 22 Оксана Щендрыгина. – После первых уроков я спросила детей: есть ли смысл дальше в них участвовать? Дети сказали да. Дело в том, что на обычных уроках экономики мы не можем полностью раскрыть аспекты той или иной темы, а специалисты, которые проводят занятия, разбираются в отдельных узких вопросах и могут объяснить детям нюансы, которые на уроке мы просто не успеем рассмотреть».
Гимназия № 22 – опорная школа в Белгородской области по внедрению уроков финансовой грамотности. С сентября 2017-го их ввели в курс внеурочной деятельности. В регионе ещё семь школ являются пилотными по внедрению проекта – это лицей № 9, Шуховский лицей, томаровская СОШ № 2, школа № 3 Нового Оскола, Пролетарская школа № 2 Ракитянского района, Бехтеевская СОШ Корочанского района и Корочанская СОШ им. Д. К. Кромского Белгородского района.
В прошлом учебном году более 250 онлайн-уроков посмотрели в 92 белгородских школах. В нынешней весенней сессии подключились пока 62.
«С 25 января школы региона поучаствовали в 150 уроках на разные темы, – сообщила заместитель управляющего Отделения по Белгородской области ГУ Банка России по ЦФО Надежда Паршина. – Больше всего в финансовом просвещении старшеклассников заинтересованы в Валуйском районе: именно там посмотрели больше всего онлайн-уроков. В лидерах также Губкин и Белгород, активность проявляют Прохоровский и Яковлевский районы».
Присоединиться к онлайн-урокам финансовой грамотности может любая российская школа, в которой есть доступ к Интернету и проектор. Достаточно зайти на сайт dni-fg.ru, зарегистрироваться, выбрать интересующую тему, подать заявку на просмотр и вовремя подключиться к трансляции. Если учитель оставит на сайте отзыв о вебинаре, школа получит сертификат об участии в проекте от Центробанка.
«До окончания весенней сессии ещё достаточно времени, чтобы и другие районы проявили интерес. Участие в просветительском проекте совершенно бесплатное, – напомнила Паршина. – Любая школа может присоединиться к сессии в любой момент до 20 апреля».
Рекомендовано к прочтению