Королём по лбу. Как белгородские первоклассники учатся играть в шахматы
Почти как на физре
1-й «А», понедельник, конец урока. Тетради летят с парт в портфели, дети толпой несутся к шкафу в кабинете. Не за сменкой — за досками: сегодня урок шахмат. Педагог ещё не пришёл. Но если знаешь, как расставлять фигуры, зачем ждать?
«А я давно знал, как ставить фигуры, мне дедушка рассказывал!» — хвастает Егор, выставляя пешки в ряд.
Остальные если и не знали, то выучили: к появлению учителя Максима Сергеевича шахматные войска в полной боевой готовности. Вопрос о кандидатуре преподавателя в школе решили просто: если шахматы — это спорт, кому как не физруку вести занятия?
«Пришлось доучиваться: окончил курсы, ходил на мастер-классы в шахматный клуб — нам показывали, как вести занятия у детей», — признаётся Максим Загоруйченко.
Учителем физкультуры он работает три года, а шахматы ведёт впервые.
— Всё, сели! — как в спортзале, командует он. — Будем повторять фигуры. Сколько их на доске?
— Шестнадцать! — хором отвечают дети.
— Пятнадцать, — доносится из‑под парты. Это Даня пытается нащупать укатившуюся ладью.
В классе 21 человек и 11 досок — закупили на всех. Учитель называет фигуры, дети показывают и комментируют:
— Пешка — самая ненужная, — уверен Дима. — Она слабее всех.
— Как ходит пешка?
Ответа не разобрать: дети одновременно объясняют учителю всё, что знают о правилах. Контролировать ситуацию помогает классный руководитель Татьяна Владимировна:
«1-й «А», потише!»
Фото Елены Байтингер
И поиграть, и подраться
Призыв помогает на несколько секунд: за это время Максим Сергеевич как раз успевает напомнить о значимости королевы.
— Её надо очень сильно беречь, — соглашается Егор.
— Молодец, а короля беречь нужно?
— Очень нужно, даже сильнее!
Защищать короля дети готовы только во время партии. Вне урока ему достаётся по полной:
«На переменках шахматы — их любимая игра, — говорит Татьяна Владимировна. — После лего, конечно. У кого с собой нет лего, те достают шахматы. Успевают и поиграть, и подраться… Играют по своим правилам: иногда договориться легче всего королём по лбу…»
Время начинать партию.
— Белые ходят первыми, помните?
— Белые — смелые! — кричит малыш.
— Это я хотел сказать, — обижается сосед.
Как на трибуне
Учитель даёт задание: каждому попробовать по одному ходу. Такой темп семилеткам явно не подходит, и уже через минуту возле досок вырастают горы из поверженных фигур. Пока педагог ходит по рядам, мальчишки с первой парты успевают закончить партию и заново расставить шахматы.
— Вопрос: что происходит, если пешка доходит до конца?
— Значит, она становится ферзём! — снова блистает Егор.
— Молодец, будущий шахматист! — хвалит учитель.
— Потому что у меня дед тоже шахматист.
Фото Елены Байтингер
Классический шахматный турнир — обычно тихое и спокойное спортивное состязание. Но если за дело берутся первоклассники, игра по уровню накала и шума ничем не уступает матчу между «Белогорьем» и казанским «Зенитом». Со всех сторон доносится: «Он свою побил, чёрную!», «Пешкой ходи, пешкой!», «Я так не играю!»
— Так нельзя ходить!
— Можно!
— Нет, нельзя! Максим Сергееви-и-ич!
Подумай, твоё право
Двигать фигуры по доске целый урок, конечно, скучно. Но Кристина знает, как развлечь подружку: если приставить две фигуры к глазам, веселье обеспечено. К девчонкам подоспел Давид. Он уже доигрался до ничьей и готов помогать одноклассницам… баловаться.
У Кати с Кариной к завершению идёт уже вторая партия.
— Я умела играть, меня папа дома учил, — признаётся Катя. — У него такие огромные шахматы. Один разок у него даже выигрывала.
— А это, — её соперница демонстрирует маленькую коробочку, — Катины шахматы. Она из дома принесла, тут золотые и серебряные…
Фото Елены Байтингер
У Влада и Дани партия идёт неспешно. После каждой убитой фигуры дети поочерёдно принимают позу роденовского мыслителя.
— Данька, зря ты так походил…
— Ладно, я ещё подумаю.
— Да, можешь подумать. Это твоё право!
Максим Сергеевич за урок успеет подойти к каждому: одному ход подскажет, другому правила напомнит, третьих рассудит:
«Стараюсь сажать их так, чтобы силы были равны: сильных с сильными, более слабых со слабыми. Подход такой».
Звонок. Класс не утихает. Татьяна Владимировна помогает коллеге закончить шахматное побоище:
— Доски закрываем! Считаем: 16 белых, 16 чёрных — в мешочек и на бочок!
— Раз, два, три, четыре, пять… — загудели дети.
«Время пролетает незаметно, — замечает Загоруйченко. — Но первоклашкам одного урока вполне достаточно: дольше не высидят. А в третьем или пятом классах могут играть и два часа, если игра идёт. Конечно, с малышами тяжеловато. С пятиклассниками попроще: они взрослее, реагируют на слово «тише», к ним проще найти подход. А пока — приходится успокаивать и усаживать. Это ничего. А куда деваться? Поверьте: физкультуру у них вести тяжелее, чем шахматы!»
Рекомендовано к прочтению