09.01.2018 17:08

Коляда накануне Рождества. Как в старину белгородцы отмечали зимние праздники

Коляда накануне Рождества. Как в старину белгородцы отмечали зимние праздники

Со стародавних времён у русских людей весна – красна, лето – ясное, осень– сытная, а зима – матушка: словно мать, она укрывала всё от морозов снежным одеялом. С приходом зимы менялась и жизнь селян. Отпахав на полях весну, лето и осень, собрав урожай, они освобождались от большинства забот. Наступало время отдыхать, колядовать, гулять на свадьбах и других праздниках.

В зипунах и шубах

Одежда – непременный атрибут культуры всех народов мира. В Белгородском государственном музее народной культуры можно увидеть вещи жителей нашего края, которые много лет собирали по сёлам сотрудники музея. Сохранились образцы праздничной одежды. Ведь повседневные вещи быстро изнашивались. А то, что носили по праздникам – из дорогих тканей, яркое и с украшениями, хранили долго и бережно.

«В холода наши мужчины и женщины носили зипуны из толстого сукна домашней выработки, серо-коричневого, реже серо-чёрного цвета, – рассказывает главный хранитель музея Лариса Якубенко. – Зипуны шили длинные, с глубоким запахом и маленьким воротником. Мужские зипуны почти не декорировали, иногда обшивали край воротника полоской кожи или обтягивали кожей воротник. Женщины украшали верхний угол правой полы и низ рукава нашивками из полос жёлтого сатина и чёрного бархата, с фигурной машинной строчкой цветными нитями».

Повсеместно были распространены шубы из дублёной овчины мехом внутрь. Они застёгивались на крючки или пуговицы из скрученной кожи. Шитьём шуб, а также выделкой шкур и кож славилась слобода (нынешнее село) Алексеевка Корочанского района. За этой продукцией сюда приезжали издалека. Алексеевские шубы были красно-коричневыми.

В сёлах Ракитянского района (хутора Венгеровка, Меловое), собираясь в дальнюю дорогу на санях, поверх зипуна надевали синий суконный халат– сродни просторному пальто с лёгкой подкладкой.

«Примечательно, что в традиционной одежде наших крестьян никогда не было карманов, они пришли в село вместе с городской модой, в основном после революции 1917 года, – делится деталями Лариса Валентиновна. – На ногах у белгородских женщин были валенки – у тех, кто побогаче. Кто победнее, носили лапти с шерстяными зимними онучами. На руках – рукавицы. Голову мужчины грели шапками из валяной шерсти, овчины. Женщины носили шерстяные платки и дополнительно в сильный мороз – поверх всего ещё большие шали».

  • Коляда накануне Рождества. Как в старину белгородцы отмечали зимние праздники

  • Коляда накануне Рождества. Как в старину белгородцы отмечали зимние праздники

  • Коляда накануне Рождества. Как в старину белгородцы отмечали зимние праздники

Кутья для Мороза

Зимний праздничный календарь белгородцев, как и других мало- и великороссов, определяла церковь. А народ, помолясь, дополнял праздники весёлыми обрядами языческого свойства: ряженьем, пением особых песен, гаданиями, употреблением обрядовой пищи.

К церковным датам привязывали приметы. 14 декабря – память пророка Наума. «Пророк Наум наставит на ум». С Наумова дня было в обычае начинать обучать детей грамоте. 19 декабря – Никола зимний. С Николы молодёжь готовилась к посиделкам. 25 декабря – святитель Спиридон. Дети в этот день катались с горок на санках, ледышках, лепили снежных баб. Взрослые высаживали в горшки косточки вишни. Если они зацветут на Рождество, то будет урожай на садовые плоды.

Святки праздновали две недели: от Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января). Считалось, если Святки весёлые и счастливые, то и год будет таким. А поэтому к ним готовились тщательно: хозяйки наводили порядок в избах, к Рождеству готовили особую снедь – рыбные блюда, студень. И кутью – кашу из зёрен пшеницы, ржи, гречихи, пшена, гороха, чечевицы. Зёрна символизировали жизнь, рождение.

«В Рождественский сочельник не ели до первой звезды, затем приступали к обрядовой пище – кутье. Но перед этим в нашей области было принято «гукать Мороза», – рассказывает старший научный сотрудник музея Наталья Бурханова. – Когда семья собиралась за праздничным столом, хозяин или его старший сын, широко распахнув дверь, возглашал: «Мороза, Мороза, ходи до нас вечерять, да только не морозь ягнят, телят и маленьких ребят!» После чего приступали к кутье».

Впрочем, первая ложка кутьи в Белгородско-Курском регионе тоже доставалась Морозу со словами:

«Мороз, Мороз, ходи к нам в хату кутью кушать, да только посевы наши не морозь».

Коляда накануне Рождества. Как в старину белгородцы отмечали зимние праздникиОбрядовая выпечка.
Фото Вадима Заблоцкого

Где коза ходит

Пожалуй, главнейшая зимняя белгородская традиция, как и везде в России, – славление Христа на Рождество. Молодёжь делала подобие Вифлеемской звезды, украшала её фольгой и бумажными цветами, прикрепляла на палку и с пением обходила дворы. Наградой за славление были угощение и деньги. После чего заводили колядки – величальные песни хозяевам дома.

«Причём колядовавшие очень хорошо знали, что пожелать в каждом доме, – уточняет Наталья Бурханова.– Хозяину – доброго урожая, хозяйке – здоровья детям, девушке – хорошего жениха, новобрачным – счастья и красивых детей».

Принимая угощение, благодарили:

Спасибо вам, хозяева,
На хорошем подаянии.
Дай вам Бог больше прожить
Да побольше нажить:
И ягняток, и теляток,
И жеребяток, и поросяток.

Правда, тем, кто не спешил одарить колядовщиков, высказывались пожелания недоброго характера. Но это было крайне редко. Приход колядующих в дом считался хорошим знаком.

Непременные атрибуты Святок – украшенные ели и сосны в домах, песни, танцы, карагоды, вечеринки, посиделки, где часто зарождались будущие семьи. И игрища, сопровождаемые ряженьем и шуточными песнями. Коза и медведь – непременные участники святочного обхода домов. Они были связаны с культом плодородия.

Где коза ходит,
Там жито родит.
Где коза хвостом,
Там жито кустом.

Коляда накануне Рождества. Как в старину белгородцы отмечали зимние праздникиМаски козы и медведя – непременный атрибут колядующих.
Фото Вадима Заблоцкого

Куда полетели голуби

Кульминация Святок – 13 января,щедрый, или богатый вечер, или Васильев день, – канун старого Нового года. Вновь обходят дворы с поздравлением хозяев и пением щедровок:

Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой.

Щедровки пели в основном празднично одетые девушки. Юноши рядились в лохмотья, вывернутые наизнанку. Разворачивались игрища, гулянья, забавы. Кутью в этот вечер варили не постной, не голодной, а со сливками, маслом, миндалём, орехами.

Утром 14 января дворы обходили юные посевальщики, разбрасывая зерно по углам. Его сметали и использовали на севе, чтобы был богатый урожай.

18 января, в Крещенский сочельник, топили снег для умывания и бани. Пекли блины, чтобы урожай был добрым. Варили голодную кутью. Когда семья собиралась вместе, хозяин открывал окно или дверь и говорил: «Мороза, Мороза, выходи из хаты и гляди – не морозь наши посевы». Затем кутью трижды обносили вокруг двора, угощались сами и кормили кур и животных.

Крещение Господне19 января – завершает зимние Святки. На реках и прудах делали ердань (иордань) – крестовидную прорубь с освящаемой водой.

«На Белгородчине после освящения воды в ердани выпускали в небо голубей и примечали, куда те полетят, – дополняет Наталья Бурханова. – Если в сторону поля – жди хорошего урожая, а если в лес, то будет недород. Мелом, смоченным в освящённой воде, рисовали крестики над окнами домов, «чтобы в хате добро и здоровье жили».

После Крещения начинали играть свадьбы. А там, глядишь, скоро и Сретенье Господне (Устреченье)15 февраля. Весна не за горами.

В селе Пороз Грайворонского района записан обряд, приближавший весну. Дети снимают обувь и бегут босиком в сад. Смысл этого действия – помочь силам весны одолеть злую зиму.

Коляда накануне Рождества. Как в старину белгородцы отмечали зимние праздникиДети колядуют.
Рисунок из фондов Белгородского государственного музея народной культуры

Кухонные хлопоты

Праздник сам не делается: кто‑то должен убрать дом, всё приготовить. Конечно же, хозяйки. В сборнике «Традиционная кухня Белгородчины» содержатся рецепты зимних ритуальных и обычных блюд.

Вот довольно необычный узвар, по‑современному компот. Этот рецепт подсказала Татьяна Бондарева (Коптева) из села Вышние Пены Ракитянского района:

«В воде отваривается сахарная свёкла, очищенная и порезанная на 2–6 частей. Добавляется тёрен, дающий красивый вишнёвый цвет. Если добавить лесные яблоки и груши, цвет будет светло-жёлтый».

«Бога зроблю» – тоже оригинальный местный рецепт от жительницы села Ржевка Ровеньского района Лидии Рядковой:

«Желудок поросёнка вычистить и вымыть с солью. Начинить рубленым мясом и крупой (гречкой, пшеном). Посолить, поперчить, добавить чеснок. Обжарить на сковороде на свином сале, уложить в чугун и потушить в печи».

Этим блюдом часто одаривали колядующих на Рождество.

А вот и собственно кутья. Кстати, это название созвучно бытовавшему в то время на селе слову «кут, куть»– угол. По Владимиру Далю, покуть – передний, главный угол, в ином значении – главное место за столом, куда и ставилась кутья. Матрёна Савинаиз Томаровки Яковлевского района так делала постную кутью:

«Полкило пшеницы промыть, истолочь в ступе, довести в кипятке до кипения. Откинуть на сито, облить холодной водой. Сложить в чугунок, залить водой, вскипятить под плотной крышкой и поставить в печь, чтобы упрела до мягкости. Вынуть и остудить. Добавить конопляное масло. Если варить с сухофруктами, то их надо класть в чугунок, когда там варится пшеница».

Слишком много готовки и других забот? Чтобы сэкономить время, можно приготовить скороспелые гурьевские блины. Рецептом поделилась Мария Комарова из Белгорода:

«1 кг муки, 7 яиц, 140 г сливочного масла, 5,5 ст. ложек кефира или простокваши, 2–3 ст. ложек сахара. В кастрюлю всыпать муку, положить взбитые с сахаром яичные желтки, размягчённое масло, хорошо размешать. Развести кефиром или простоквашей до густоты сметаны. Отдельно взбить яичные белки, добавить в тесто, размешать всю массу и сразу выпекать на раскалённой сковородке».

Источник

Белгородское МЧС: Пик таяния ожидаем на этой неделе На въезде в Уфу появилась табличка «В ТАНЦАХ» В Башкирии в ДТП погиб ребенок Врач из Башкирии назвал отличительный симптом коронавируса COVID-19 в зимний период В Уфе спорткомплекс им. Салавата Юлаева может возобновить свою работу

Последние публикации