Когда время останавливается. Умелец из Красногвардейского района возвёл город на столе
Миниатюрные «Кижи»
Александр Ерыгин родился в Красногвардейском районе, в селе Кулешовка. По первой специальности – электрик. Работал водителем грузового автомобиля и водителем скорой помощи в центральной районной больнице. На любимое занятие – макетирование – оставалось только свободное время.
Из первых работ, рассказывает мастер, ему особенно дорог макет архитектурного ансамбля «Кижи»: два храма и звонница, окружённые оградой. Трудной, но увлекательной была работа с куполами. К примеру, в храме Преображения Господня их 22. Размещаются главы ярусами, размеры по ярусам меняются, и это придаёт своеобразный рисунок облику церкви, будто всё строение стремится ввысь.
Александр Иванович работал над ансамблем «Кижи» больше трёх лет.
«Вообще‑то я не считаю, сколько часов трачу на творчество, для меня время останавливается», – с улыбкой говорит мастер.
Памятник древнему Усерду
Идея сделать макет Усерда (города-крепости на слиянии рек Тихая Сосна и Усерд в Белгородской черте – прим. ред.) зрела давно. Но сначала появилась Малоалексеевская ветряная мельница. Вместе с художником Михаилом Пигидиным они думали над тем, как повторить мельницу в модели.
«К сожалению, я не художник, – признаётся Александр Иванович. – Для выполнения работы мне нужен хотя бы набросок, потом я сам рассчитаю размеры. Михаил Пигидин выполнил примерный чертёж. И уже по нему я сделал мельницу».
Заказ на изготовление макета города-крепости Ерыгин получил от бывшего директора Красногвардейского районного музея Тамары Скоковой. Она сама ездила в Воронеж, в городской архив, чтобы получить копию плана Усерда.
Александр Ерыгин.
Фото Юрия Коренько
Сейчас макет находится в экспозиции музея. Всё выполнено точно по старинному плану крепости: девять сторожевых башен, центральные ворота, церковь, дома священника и управляющего, лавка, казарма, погреб для хранения ядер и боеприпасов, жилые помещения защитников крепости. Работа кропотливая, каждая деталь требовала филигранной точности. А деталей множество, только на ограду их понадобилось 600 штук.
«Хотел вначале сделать частокол из камыша, думаю: нарежу брёвнышек – вот тебе и забор, но не учёл, что камыш‑то полый внутри, потому заострить верхнюю часть не получится. Пришлось точить каждое брёвнышко вручную», – вспоминает Александр Иванович.
Тут же в макете и Малоалексеевская ветряная мельница впору пришлась. На неё посетители обращают особое внимание. Ерыгин сделал подсветку, мельница и светится, и крылья её вращаются.
«Удивительное это занятие, затягивает так, что времени не замечаю. Даже не могу сказать, сколько дней на Усерд затратил – больше года, наверное», – говорит Александр Иванович.
И сам загорелся
Ерыгиным движет любовь к красоте. К примеру, Александр Иванович слышал восхищённые отзывы о храме в селе Рождествено Валуйского района.
«Как‑то раз мы доставили пациента в больницу на скорой и возвращались обратно, – вспоминает Александр Иванович. – Говорю фельдшеру: «Мы свою работу выполнили, давай посмотрим в Рождествено храм». Аж дыхание перехватило, когда увидел, – такая красота! Сам по себе храм по форме простой, но мастера душу вложили в своё дело. Представьте: повсюду резьба, даже крылечко украшено резьбой. А купола золотые – на солнце так и горят. Я и сам загорелся, так захотелось повторить в миниатюре эту красоту».
Для Ерыгина самое главное – точность, идеальное выполнение всех, даже самых малых деталей. Поэтому, прежде чем приступить к работе, он делает бумажный макет. Деревянные детали основного макета выкладывает поверх бумажного, а по окончании работы бумажный макет убирает.
Передаёт ученикам
У Александра Ивановича и его жены Валентины Павловны двое взрослых детей – сын и дочь, есть внучка и внук. Сын, хоть сам и не увлекается моделированием из дерева, но творчество отца уважает и через Интернет выписал ему приспособление для вытачивания по шаблону.
«Раньше точишь-точишь деталь – аж спина занемеет, – говорит Александр Иванович. – Теперь не надо поминутно мерить штангенциркулем точность. Детали ровные и гладкие, как карандаш. Но всё равно многое надо делать руками. А в этом‑то и есть радость – то, что своими руками сделал, то и дорого».
Своё умение видеть вокруг красоту Александр Иванович передаёт ученикам, с которыми занимается в Доме ремёсел Красногвардейского района.
Деревянные заготовки мастер, конечно, делает сам – рано детям работать циркулярной пилой. Потом уже ребята лобзиком выпиливают детали, обрабатывают наждачной бумагой. Их работы не раз отмечали на различных выставках.
Увидим на выставках
Александру Ерыгину интересно повторить в макете что‑то необычное. Например, храм священномученика Игнатия Богоносца в Валуйках. В начале прошлого века над меловыми пещерами подземного храма был построен храм деревянный, который, однако, не суждено было освятить, потому что после революции 1917 года его сожгли. Меловые пещеры, выкопанные монахами, и подземный храм долгие годы были в запустении.
В настоящее время подземный храм восстановили, построили церковь – такую, какой она была много лет назад. Её без единого гвоздя возвели специалисты из Фонда имени Андрея Рублёва. Эту церковь с куполами, резными крылечками и смоделировал Ерыгин.
А что станет следующим произведением народного мастера, увидим на выставках.
Рекомендовано к прочтению