Когда мигает жёлтый: как работают светофоры Белгорода
По ГОСТу
Перекрёстки бывают разного уровня сложности, и количество светофоров на них отличается. Обычный четырёхсторонний светофорный перекрёсток – это 8 транспортных и 8 пешеходных светофоров.
В Белгороде 122 перехода со светофорами, из них 20 переходов оснащены светофорами со звуковым сопровождением, на 19 переходах фазу для пешеходов можно вызвать кнопкой.
«Большая часть белгородских светофоров светодиодные. Ламповых у нас почти не осталось. Они есть на нескольких частично модернизированных объектах и на некоторых пешеходных переходах в центре города. Срок службы корпуса с сигналами – пять-восемь лет», – говорит Никита Черненко, работающий в центральном управляющем пункте автоматизированной системы управления дорожным движением (ЦУП АСУДД).
Именно эта служба отвечает за работу светофоров в Белгороде, а также в Майском, Таврово и Дубовом.
Светофорный мозг
Переключением световых сигналов на светофоре управляет специальный блок – дорожный контроллер. Коробочка с ним находится на опоре светофора. Контроллер служит до десяти лет.
«Цены на контроллеры начинаются примерно с 60 тыс. рублей, а на Ватутина – Губкина – около 100 тыс. В современные модели светофоров можно вставлять дополнительные модули, и чем больше их можно подключить к контроллеру, тем он дороже. В этом году за счёт федеральной программы мы заменили оборудование на 20 светофорах, и каждый последующий год идёт постепенное обновление», – говорит Черненко.
Большая часть блоков управления закупается в Екатеринбурге. Есть несколько контроллеров харьковского и омского производств.
Никита Черненко, замначальника службы по развитию технических средств организации движения Белгорблагоустройства.
Фото Вадима Заблоцкого
«ЦУП, горит нормально!»
Информация с контроллеров передаётся в ЦУП. Кроме Черненко здесь работает ещё один инженер-технолог. Следят они за работой светофоров они с помощью автоматизированной системы управления дорожным движение «Микро», разработанной в Омске.
Сюда занесена большая часть объектов. Светофоры на Богданке и в центре города связаны с ЦУП проводной связью, остальные – через сим-карту с GSM, которая вставлена в специальный модуль контроллера.
Но есть в Белгороде и светофоры, которые с ЦУП не связаны. Такой, например, стоит на улице Свободной. Там между двумя светофорами маленькое расстояние, но проехать между ними на зелёный свет практически невозможно, на втором загорается красный. Связано это с тем, что из‑за отсутствия связи работу одного из светофоров нельзя отрегулировать.
На мониторе можно посмотреть ход работы любого светофора: цикл его работы (время, которое проходит от включения зелёного сигнала до зелёного – прим. ред.), его длительность, порядок смены фаз, текущий режим работы. Если на объекте происходит какой‑то сбой, то система сразу об этом оповещает.
«Своей сети питания у светофоров нет, они подключены к городским электросетям. Если отключилось питание, то дежурный инженер звонит в электросети и выясняет причину», – говорит Никита Черненко.
Ремонт со скоростью света
Вместе с ЦУПом за порядком на перекрёстках следит специальная ремонтная бригада. Она дежурит круглосуточно, проверяет и ремонтирует светофоры.
«Если перегорает красный сигнал транспорту на одном направлении и на основном светофоре, и на дублирующем (обычно он находится вверху), то начинается жёлтое мигание. Если же на одном направлении работает хотя бы один красный (либо на основном, либо на дублирующем светофоре), то приходит сообщение о неисправности, но светофор продолжает работать», – рассказывает Черненко.
В программе контроллера есть разбивка по направлениям. Когда светофор ломается в одном из них, то весь объект переходит на жёлтое мигание. Это сделано во избежание конфликтных ситуаций, когда с одной стороны перекрёстка у водителя нет никакого сигнала, а с другой стороны всё работает.
«Если в светофор врезается машина, то заменяется его опора и корпус. Это недолго. А если ломается дорожный контроллер, то есть запасные блоки и шкафы. Быстро зашиваем туда программу, которая работает на месте заменяемого светофора, и вводим его в работу», – объясняет Никита.
По городской легенде в корпусе светофора есть золотые и платиновые платы. Некоторые раньше в это верили и в жажде наживы ломали светофоры. Знайте: ничего этого там нет.
Фото Вадима Заблоцкого
Ручная работа
И всё же техника и электроника не может делать всё – режим работы светофоров вводится вручную.
«В утренний и вечерний часы пик, как правило, работает более длинный цикл, а в межпики короче. Минимальный дневной цикл – 66 секунд, максимальный – 120. Есть отдельные программы для рабочих, праздничных и выходных дней. Мониторим ситуацию на дорогах через web-камеры открытого доступа. А в нашем управлении такая только одна – на перекрёстке Ватутина и Губкина», – говорит Черненко.
Режим фаз зависит и от времени года. Летом пробок в городе практически нет: период отпусков и каникулы разгружают дороги.
Делает ЦУП и зоны отчуждения – это когда определённые кварталы перекрываются красным светом. Такое было во время серии телефонных терактов в 2017 году.
«А когда на участках возникают пробки или аварии, то корректируем фазы на проблемном и соседних участках. Ведь если на одном участке ускорить движение, то пробка соберётся на следующем. Для этого с помощью координационной ленты вручную высчитываем и подгоняем фазы так, чтобы сохранялась зелёная волна», – рассказывает Черненко.
Зелёная волна
Данные по пробкам и авариям в ЦУП передают ГИБДД и различные интернет-сервисы.
«Чтобы попасть в зелёную волну, нужно ехать 50–60 км/ч. Если город пустой, то всё равно в Белгороде не проедешь везде на зелёный свет. Дело в том, светофорам нужна коррекция программ. Её надо проводить хотя бы раз в год, раньше этим занимался производитель», – говорит Черненко.
На Богданке же, признаётся он, на зелёный коридор можно не рассчитывать:
«Интенсивность движения такая, что даже если убрать все светофоры, мало, что изменится. Тут очень много машин. Из‑за этого здесь находится самый проблемный участок города: стадион – «Родина». Светофорами пробку здесь не убрать».
Круги на дорогах
Утром и вечером огромная пробка собирается на Харьковской горе из‑за отсутствия светофора на «Электроконтакте». Пешеходы переходят дорогу и тормозят движение.
«Вопрос о создании пешеходного светофора, подземного или надземного перехода стоит открытым, но решение принимаем не мы», – сетует Черненко.
Вторая проблема Харгоры – изобилие колец на Щорса.
«У нас перебор с кольцами и недобор с их размерами, – считает Никита. – Диаметр кольца рассчитывается из пропускной способности и интенсивности движения на пересечении. Кольца безопаснее регулируемых перекрёстков, но аварийность на них больше, так как чаще случаются аварии, но их характер не серьёзный – в основном машины царапаются».
В то же время, когда убрали кольцо на Ватутина – Губкина, с пробками там стало полегче.
«И те ДТП, с которыми я знаком, случались не из‑за светофора, а из‑за человеческого фактора. Пропускная способность увеличилась существенно, и теперь мы можем управлять этим перекрёстком и координировать его с пересечением Ватутина со Славянской и Королёва», – говорит Черненко.
Всем стоп!
В последнее время в Белгороде стали появляться перекрёстки, на которых красный сигнал транспорту загорается во всех направлениях. Оказывается, что это не эксперимент.
«Это выделенная пешеходная фаза для безопасности пешеходов и это требование нового ГОСТа. По нему пешеходные и транспортные потоки должны разделяться. Пока у нас это действует для новых и модернизированных объектов. Потом так будет везде. Такие перекрёстки отбирают по показателям аварийности с участием пешеходов», – разъясняет Черненко.
Первым таким перекрёстком стал Студенческая – Некрасова.
«Там происходило много ДТП с участием пешеходов, в том числе с тяжёлыми последствиями. Недавно общались с ГИБДД, говорят, что аварий с пешеходами там больше нет», – уверяет Никита.
Кстати, такие перекрёстки нельзя переходить наискосок, как многие пешеходы делают. С этим связан юридический казус.
«В ПДД есть пункт, что можно пересекать перекрёсток при соответствующей диагональной разметке, – говорит Черненко. – Но в нынешних ГОСТах нет правил применения диагональной разметки, нет никаких стандартизаций, как её наносить. Получается, что и наносить нельзя».
В ближайшие годы федеральная программа по замене старых светофоров новыми в Белгороде продолжится. Сколько их поменяют в 2019-м, ещё неизвестно. Минус перекрёстков с новым светофорным регулированием в том, что проходимость участка авто снижается, зато дорожное движение – безопаснее. А это главное.
Рекомендовано к прочтению