«Как в Европе». Почему органист Тимур Халиуллин ездит на велосипеде
«Перед концертом я обычно приезжаю в филармонию заранее. Подъезжаю сбоку, паркуюсь внутри. Несколько раз опаздывал к концерту – проезжал на велосипеде через толпу слушателей прямо к главному входу, шёл через фойе. Многие меня не узнавали, выражали недовольство. Потом спрашивали: это, мол, были вы? Говорю им: нет, я был не я».
Когда в органном зале филармонии звучат Бах и Гендель, под инструментом прячется велосипед. Тимур паркует его где‑то там, внизу. Он переодевается и появляется на сцене, как и положено артисту. После концерта – вновь на байк.
Главное – знать правила
Путь Тимура на работу начинается с микрорайона Тальвег, в районе «Водстроя». Маршрут проходит по ул. Пирогова, Щорса – до «Родины». Затем по «стометровке» на Свято-Троицком бульваре, Соборной площади, Гражданскому проспекту до перекрёстка с ул. Белгородского полка. Там три квартала вверх – и филармония.
Артисту это нравится.
«Самое трудное на этом пути, пожалуй, только подъёмы. И если плохая погода. Я, вообще, езжу до первого снега, вот в этом году до середины января. А четыре-пять лет назад не было снега, ездил почти всю зиму. А бордюры на тротуарах меня не пугают, поскольку езжу по правилам: по краю проезжей части. Показываю руками знаки поворота, торможения», – рассказывает он.
Всё правильно: согласно п. 24.2 ПДД, взрослый велосипедист должен ехать по велодорожке, а если её нет – то по проезжей части. А по тротуару можно только тогда, когда нет даже автомобильной дороги.
Если гонять по правилам, в Белгороде вариант с проезжей частью самый частый. На втором месте – езда по пешеходным зонам, паркам в центре города. Специализированная велоинфраструктура в городе пока отсутствует.
По факту все гоняют где угодно.
«Главное – ездить предсказуемо для всех водителей и пешеходов. Предупреждать о намерениях, не совершать на дороге резких действий. Тогда всё будет хорошо», – уверен Тимур.
С первой зарплаты
Кто‑то с первой получки идёт в ресторан. Студент Халиуллин приобрёл велосипед – первый.
«Я тогда учился в питерской консерватории на первом курсе. Это был классический «ашан-байк» из большого продуктового супермаркета. Дешёвый агрегат, на котором ничего нормально не работало. На нём я ездил всю свою консерваторскую жизнь в Петербурге. Сейчас он у меня на родине, в Ижевске, папа ездит на нём в гараж».
Новый GT Avalanche 2011 г. в. появился у Тимура с переездом в Белгород. Серьёзный, «взрослый» байк удовлетворяет всем запросам активного велолюбителя и при должном уходе прослужит всю жизнь. Тимур ухаживает за ним сам. а за сложным обслуживанием едет в веломастерскую по месту покупки.
«Раз в пару месяцев делаю чистку и смазку. Могу поменять камеру. А клеить как‑то не научился. Дома много пробитых камер, их можно легко починить. Но я всегда вожу с собой в рюкзаке новую».
По траве и песку
На роликовых коньках Тимур Халиуллин если не профессионал, то близок к нему. Проблема роллеров и скейтбордистов с повсеместной белгородской тротуарной плиткой для него не проблема. Он ездит также манёвренно, как на ровном асфальте. Выполняет элементы спортивного слалома.
«На роликах я катаюсь абсолютно по всем поверхностям. Я научился шагать по траве. Ходить пешком по песку. Запрыгивать на бордюры, спрыгивать со ступенек, ездить задом, боком, тормозить в любых позициях».
Если повезёт, в городе можно встретить Тимура на роликах в компании велосипедистов. Или в компании с собакой: он выгуливает её на роликах от Сити-Молла до аэропорта.
«Мой джек-рассел-терьер приучен к скоростям и расстояниям. Он у меня беговой, не утомляется. А ещё я самокат купил. Но он оказался с браком: треснул заводской сварной шов. У меня его без разговоров приняли назад, вернули деньги. Я взамен купил палатку. Езжу с ней на велосипеде на рыбалку. Однако самоката жаль: на нём удобно было ездить в филармонии, у нас внутри большие расстояния».
Рыбачить, по словам Тимура, хорошо на Северском Донце: много хороших мест. Неплохо стало в городе на реке Гостёнке, в районе спорткомплекса Хоркиной. Если подальше – это Белгородское море, район Карнауховки.
«Только не могу найти багажник на свою модель велосипеда, чтобы возить на нём вещи, палатку. Приходится возить их на спине, а это неудобно».
Не хуже, чем в Граце
Питер, по словам Тимура, город очень ровный. Нет больших перепадов высот, как в Белгороде. От общежития до консерватории и назад студент Халиуллин легко ездил 24 км почти каждый день.
Но он подчёркивает: холмистый Белгород для велосипедистов вообще не труден. Здесь ситуация великолепная в сравнении с его родным Ижевском, где обочины дорог плачевны.
«Я вам больше скажу. Взять одну из европейских велостолиц, австрийский Грац. Там все ездят. Но там такие перепады и горы, что можно убиться. Колёса на крутых спусках скользят по мостовой. И никто не жалуется».
В Белгороде масса возможностей для обустройства велоинфраструктуры, считает Тимур.
Вопросы безопасности
«Шлем у меня не так удобно сидит на голове, в нём неудобно в очках. Знаю, что это рискованно, но так езжу. Директор филармонии всегда меня ругает. Когда‑то поклонники на один из концертов карильонной музыки принесли в подарок шлем. Дарят подарочные карты спортивных магазинов на велоперчатки и другую защитную экипировку. Я купил перчатки. Но в них сейчас жарко».
Директор филармонии Светлана Боруха искренне переживает за сотрудников. Обеспечила им возможность парковать велосипеды. Она сама катается: в прогулочном режиме на площади за музеем-диорамой Светлана Юрьевна поддерживает себя в форме.
Подземный переход возле центрального рынка, по словам органиста, «совершенно ужасный» и подлежит ликвидации. Спускаться в него с велосипедом, вещами, колясками очень неудобно.
«Народ поддаётся на провокации нарушать правила, без перехода лезет под машины. Что часто делаю и я».
В основном Тимур ездит на велосипеде один. В своём темпе, по своим маршрутам, со своими мыслями. Так ему удобнее. Хотя друзья и коллеги тоже катаются. С виолончелистом Олегом Шейна они купили одинаковые велосипеды в один день.
А филармонический художник по свету Андрей Жигалов даже увлёкся велоспортом – приобрёл шоссейный байк для скоростной езды по трассам.
«Я пробовал, но спина на таком устаёт. Мой выбор – велотуризм. Скорость, как и расстояние, не самое главное».
Несколько раз Халиуллин ездил по харьковской трассе до украинской границы, чтобы проверить: выдержит ли? Оказалось – реально.
«Ну а по городу езжу везде. Само собой, на работу. Ездил на процедуры в больницу. В магазин за покупками, в бассейн, фитнес-центр».
«Езжу и не замечаю»
«В городе я использую велосипед буквально как транспорт. Ездить на нём настолько стало обычным и естественным – я даже иногда не замечаю, как я приехал. В Белгороде я, как в Европе, себя чувствую: даже если дождь, то в городе чисто, не страшно забрызгаться сильно, и дождь быстро сохнет на плитке. Это мне напоминает три велостолицы Европы: Амстердам, Грац и Мюнстер».
Белгородская манера выключать в полночь уличное освещение, по его словам, уже не напоминает Европу. На руле у Тимура – фонарь для вечерней езды. После концертов он часто выручает.
Случаются конфликты с водителями и пешеходами. Из автомобилей бывают слышны неевропейская ругань и оскорбления.
«Пару раз меня сбивали не по моей вине. Как‑то автомобиль подрезал меня. Возможности остановиться не было, я врезался в него, поцарапал. Он начал ругаться, но сзади автомобилисты заступились за меня. Сказали, что видели ситуацию и сняли на регистраторы, так что если все здоровы, то лучше нам разъехаться».
Но это было два года назад. Сегодня на дорогах не в пример спокойнее.
Педалируя по жизни
Повышение физической выносливости – не единственный оздоровительный аспект педального образа жизни.
«У меня всю жизнь был пролапс митрального клапана I степени. Недавно после УЗИ сердца мне сказала, что, возможно, из‑за спорта – велосипеда, плавания – клапаны подтянулись, соединительная ткань укрепилась и пролапса больше нет».
Спорт помогает играть на органе. Органисты ведут сидячую жизнь. При этом их руки на клавишах и ноги на педалях должны работать активно и виртуозно. Неподвижна лишь пятая точка, а всё остальное в движении.
Орган, по словам Тимура, – инструмент почти спортивный. Как никакой другой музыкант, органист обязан быть выносливым, цепким, юрким. Эффективное педалирование (это официальный спортивный термин) на велосипеде обеспечивает не менее эффективное педалирование в органном зале филармонии.
«Я работал над диссертацией по теме «Педальное соло как особое средство выразительности в органной музыке». И сам сочинил несколько произведений и переложений для педали соло, довольно виртуозных. У меня есть и «Полёт шмеля», и «Токката для педалей соло», которые играются ногами. Это моя фишка, для России уникальная. Возможно, не прямо из‑за велосипеда и роликов. Но точно не без их участия!»
Рекомендовано к прочтению