29.03.2018 19:52

Как не сойти с ума, когда все вокруг говорят и пишут о трагедии

Как не сойти с ума, когда все вокруг говорят и пишут о трагедии

Психолог Ольга Турчинская рассказывает, как сохранить душевное равновесие, когда настигла общая беда, и комментирует возможные человеческие реакции.

«Остановитесь, я больше не могу!»

«Не старайтесь «держать лицо», делать вид, что вас это не касается. Мы все живые люди, и это всех трогает. Попытайтесь по возможности ограждать себя от избыточной информации, если в ней нет острой необходимости. Ради чего вы всё больше погружаетесь в подробности, перечитывая и пересматривая новости и комментарии? Можете ли вы что‑то этим изменить?

Это не значит, что вы выбираете позицию «ах, уберите от меня это, я хочу жить весело». Вы можете не читать и не обсуждать трагедию, но сопереживать внутри себя так же глубоко и искренне, как если бы были совсем близко к событиям».

«Я злюсь на чиновников, которые допустили трагедию, на спасателей, которые ничего не сделали»

«Злость помогает перестать страдать? Да, на время отвлекает – вы не плачете, ком в горле не давит, вы уже просто сжимаете кулаки – но ведь потом страдание снова возвращается. Вы злитесь ещё больше, пишете злобные комментарии, заводитесь сами и заводите других.

В какой‑то момент эти эмоции из Сети переходят в реальную жизнь, и вы уже ругаетесь с коллегами, родителями, детьми.

Когда мы злимся, мы не чувствуем боли. Но она остаётся, как и чувство вины, мысли о несправедливости. Оглянитесь на тех, кто понёс утрату. Прислушайтесь к своему сердцу. Спросите себя, что на самом деле для вас важно? А важны люди, которые рядом с вами, которых вы боитесь потерять, примеряя на себя произошедшую трагедию. Так нужно ли тратить время на злость и ругань, когда сейчас и есть тот самый момент, когда стоит проявить любовь – обнять детей, позвонить родителям, написать друзьям?»

«Я постоянно примеряю эту трагедию на себя, боюсь отпускать ребёнка в кино и торговые центры»

«Преодолеть страх за детей, наверное, невозможно, и этот страх в определённых дозах должен быть: он поддерживает в родителе здоровую бдительность. Но что вы можете сделать в сложившихся обстоятельствах? Многие кинулись проверять пожарную безопасность зданий. Вы, как не специалист в этой сфере, поймёте все тонкости? Сможете определить, где должны быть схемы, огнетушители, как проверить их работоспособность? Какие двери должны быть открыты, а какие нет?

В этих обстоятельствах куда больше будет пользы от того, что вы выясните сами и расскажете, а ещё лучше покажете и потренируетесь с ребёнком: как вести себя при задымлении, пожаре, в других опасных ситуациях.

Ведь они могут произойти не только в торговом центре, а где угодно. И навыки самоспасения совсем не лишние не только для детей, но и для взрослых. К сожалению, только после таких трагичных ситуаций мы и начинаем задумываться об этом».

«Получается, мы всегда должны жить в ожидании опасности?»

«Нет способа оградить себя от всех опасностей и трудностей. Многие вещи в своей жизни мы просто не контролируем. Но если задуматься о том, что во всей этой ситуации поддаётся нашему контролю, так это наше собственное поведение. Лучше тратить энергию на то, чтобы справляться с неожиданностями, чем придумывать способы, как их избежать. И если уж говорить о нашем собственном поведении, то что мы можем сделать, чтобы в целом изменить моду на нарушение правил, из которой и вырастают маленькие и большие беды?

Например, не совершать правонарушения, не покупать справки, не поощрять взятки, не парковаться на местах для инвалидов.

Порой речь идёт о мелочах, но мы показываем другим, что это важно. Мы показываем детям, что следование правилам не трусость, это норма. Чтобы потом кто‑то не закрыл где‑то дверь…»

«Я не включаю новости при детях: не хочу, чтобы они видели трагедию и боялись заходить в кинозал»

«Ограждение ни к чему не приводит. Если человек вообще не соприкасается с трудными ситуациями, у него не появится никакого опыта, в том числе эмоционального. Школьнику, наверное, стоит не только знать о трагедии, но и видеть, как её переживают родители.

Нас не учат справляться с утратами: либо совсем изолируют от них в детстве, либо постоянно сталкивают с трудностями, думая, что, бросая в воду, скорее научат плавать. Но в первом случае мы ощущаем собственное бессилие перед переживаниями, а во втором приучаемся демонстрировать эмоциональную холодность, чтобы защитить себя от интенсивных переживаний.

Горе – часть нашей жизни. Поговорите с детьми. Расскажите на их языке о том, что происходит. И как важно сделать так, чтобы такие ситуации не повторялись.

И как вы сочувствуете всем тем, кто потерял своих близких. И как вам тяжело. И вы можете даже поплакать. И обязательно скажите, что вы очень любите своего ребёнка, и попросите его быть внимательным и заботиться о себе тогда, когда вас нет рядом».

«Зачем проводить акции поддержки: погибших не вернёшь, виновных не накажешь?»

«Самая нормальная наша реакция в этот момент – быть ближе к тем, кому сейчас труднее всего. И это очень здоровая, нормальная реакция – сопереживать, держать за руку, обнимать за плечи. Не случайно мы ведь так и говорим: разделить боль. Мы не можем полететь в Кемерово. И, конечно, не стоит буквально всем быть ближе к тем, кто сейчас переживает утрату, потому что нас слишком много, а им слишком тяжело.

Но можно выбрать любой подходящий адекватный способ проявить свои чувства в этой ситуации, оказать помощь.

Мои коллеги из разных городов предлагают бесплатную психологическую помощь, кто‑то проводит благотворительные акции, кто‑то запускает шарики в небо. Вы можете выбрать любой способ, который поможет вам пережить этот тяжёлый момент и разделить чувство утраты с другими. Делайте это деликатно, с уважением к чужому горю».

Записала Ирина Дудка

Источник

В Башкирии за сутки 61 человек заразился коронавирусом Белгородский симфонический оркестр вернулся с гастролей по городам ЦФО Власти Башкирии снижают ипотечную ставку до 3,5 процентов В конце апреля в Уфе откроют паромные переправы В Ровеньском районе установили памятный знак мотоциклистам

Последние публикации