04.02.2018 17:26

Исследуйте вместе с ребёнком. О внеурочной деятельности в школах

Исследуйте вместе с ребёнком. О внеурочной деятельности в школах

Валентина Лепетюха, воспитатель детского сада № 57 Белгорода:

Валентина Лепетюха с детьми.Валентина Лепетюха с детьми.
Фото из личного архива

«Ребёнок по сути своей – исследователь, поэтому мы стараемся создать все условия для спонтанных и целенаправленных работ. Конечно, педагог должен знать предметную область. Он должен помочь ребёнку проявить инициативу, установить алгоритм действий, верно зафиксировать результаты и представить результат в виде коллажа, альбома, поделки или даже выставки. Важно, чтобы каждый ребёнок ощутил свою значимость и поверил в успех собственного открытия.

Многие критикуют исследования за то, что в них участвуют родители. Я не вижу ничего плохого в том, что мамы и папы увлекаются исследовательским проектом наравне с детьми и вместе с детьми замораживают лёд или делают поделки.

Что касается предлагаемых дошколятам тем, здесь нет ничего сложного. Приведу примеры исследований наших воспитанников: «Дружат ли снег, вода и лёд?», «У кого бывает день рождения?» «Почему мы плачем?». Благодаря таким мини-проектам дети учатся примечать интересное вокруг себя. В процессе исследования ребёнок испытывает радость и восторг, а в таком состоянии ему хочется познавать ещё больше. Самое главное – чтобы взрослые не отбили у ребёнка это желание учиться и радоваться открытиям. А ещё лучше – делать это вместе! Дети оценят».

Алёна Фидусь, призёр XX Международной астрономической олимпиады, выпускница лицея № 9 Белгорода:

«Ещё в четвёртом классе я заняла первое место в личном зачёте Всероссийского интеллектуального марафона, к которому меня долго и старательно готовила моя первая учительница. Под её руководством я выполнила и свою первую исследовательскую работу в конкурсе «Я – исследователь». Вместе с одноклассником выращивали кристаллы соли, чтобы на этом примере объяснить причину образования сталактитов в пещерах.

Я поняла, что участие в олимпиадах – мой шанс заявить о себе. Помню, как неохота было на каникулах часами усиленно заниматься в кабинете астрономии, но я знала, что рано или поздно это принесёт свои плоды. Так и случилось: сейчас я учусь в Санкт-Петербургском горном университете – одном из самых престижных вузов страны».

Лилия Каширина, директор начальной школы – детского сада № 44 Белгорода:

Лилия Каширина.Лилия Каширина.
Фото Вадима Заблоцкого

«Очень люблю слова советского педагога Василия Сухомлинского о том, что одарённость ребёнка – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Есть дети, которые выделяются среди своих сверстников какими‑то способностями и неординарным мышлением. Но немало и таких, кто не сразу себя проявляет. И в этом случае педагогу помогает проектная и исследовательская работа с детьми.

Участие в олимпиадах – это ещё один шаг в этом направлении. Ученики нашей школы тоже принимают в них участие. Пока олимпиады маленькие. Однако это уже возможность заметить ребёнка с нестандартным мышлением и способностями, который умеет действовать и думать не только по шаблону, но и находить необычные решения. Конечно, это непросто. Но как же радуется и ребёнок, и учитель, и родители этой победе! Это непередаваемые ощущения!

Добавлю, что сейчас существует много заочных конкурсов и олимпиад, которые призваны прежде всего дать возможность попробовать свои силы в различных областях знаний абсолютно каждому ребёнку. Участие в олимпиадах и конкурсах добровольное, согласовывается с родителями. Не все родители имеют доступ к информации о проводимых олимпиадах и конкурсах, поэтому задача педагогов – донести родителям такую информацию, а уж принимать участие или нет – решать им».

Михаил Шейченко, директор школы № 17 Белгорода:

«Задача школы – качественно (!) организовать внеучебную деятельность, мотивировать ребят к познанию нового за счёт использования нестандартных формам деятельности.

Недавно наши ученики представили школу на городском этапе конкурса для младших школьников «Я – исследователь». Дети изучали историю гимна России, задались вопросом «Были ли динозавры в Белгородской области?», написали письмо в будущее. Получились интересные работы. Каждый ученик, как правило, выходит на публичную защиту своей работы, что развивает у него коммуникативные навыки. Ребёнок получает первый опыт публичного выступления».

Екатерина Хованова, мама победителей конкурса «Я – исследователь»:

Екатерина Хованова с дочкой.Екатерина Хованова с дочкой.
Фото из личного архива

«Моя дочь впервые приняла участие в конкурсе «Я – исследователь» в пятилетнем возрасте. Тема исследования звучала так: «Поймет ли английская собака русскую, или Как разговаривают животные в русском и английском языках». Майя только начинала изучать английский язык, и ей стало интересно, как обозначают звуки животных. Опыт получился удачным. Благодаря таким проектам дети с раннего возраста получают опыт проведения исследования и подготовки публичных выступлений. Этот опыт очень пригодится им в старшей школе и в университете.

Конечно, исследовательские проекты с детсадовцами и младшими школьниками предполагают совместную работу ребёнка, родителей и школы. Более того, это единственно правильный подход. Именно участие родителей помогает ребёнку раскрыться, представить работу наилучшим образом. У меня двое детей, и они разные, поэтому у них разная тематика научно-исследовательских работ, разное построение выступлений. Выбор темы должен идти от интересов ребёнка, а не от интересов родителей и учителей».

Марина Назаренко, замначальника управления общего, дошкольного и дополнительного образования департамента образования области:

«Научно-исследовательская работа – это важный компонент современной школы. Она занимает значительное место в системе внеурочной деятельности. В процессе исследовательской работы ребёнок получает массу навыков, развивает творческое мышление, самореализуется, происходит социализация личности. О плюсах можно продолжать бесконечно долго. Но самое главное, и это должен понимать прежде всего учитель, – исследовательская работа не должна иметь принудительный характер. Педагог должен заинтересовать ребёнка, а не заставить! Он должен понимать, что именно увлечёт ученика, какие темы ему интересны, с какими вопросами у него не возникнет сложностей. Каждый ребёнок по природе своей любознателен. И исследовательские работы по большому счёту призваны помочь ему научиться познавать окружающий мир. И если учитель это понимает, то успешное личностное развитие каждого ученика гарантировано».

Источник

Знаки Зодиака, которые становятся самыми лучшими друзьями Женщины этих знаков зодиака меняют мужчин как перчатки Обзор капперского сайта «Фритипс» Прокуратура Башкирии добилась выдачи новых квартир сиротам Доходы бюджета Уфы за три года возросли на 33%

Последние публикации