Главные хиты итальянской культуры
Дата:
Итальянцы претендуют на мировое господство еще со времен Римской империи. И в чём в чём, а в вопросах стиля у них и правда есть право заявить о своем абсолютном первенстве.
Флоренция — крошечный городок в Тоскане, который стал колыбелью итальянского Возрождения. В XIV веке толпа разгильдяев и пьяниц, которые по совместительству были гениями, по заказу богатых купцов, объявивших себя аристократами, построила здесь дворцы и храмы, наваяла скульптур и написала живописи, которые полностью определили наши современные представления об эстетике. Ребят звали Джотто, Брунеллески, Боттичелли и Микеланджело. Заказчиков звали Медичи. Не верите, что процесс шел зажигательно, — читайте искрометные тексты их современника и биографа Джорджо Вазари.
Лучано Паваротти на сцене театра Ла Скала — что может быть символичнее для обозначения темы “Италия и музыка”! Сладкоголосый толстяк для многих останется лучшим тенором ХХ века, а его облик — добрый морж с неизменным белым платком — стал мемом. Ну и Ла Скала — самый снобистский, не особенно красивый, но обладающий лучшей в мире акустикой театр, без успеха на сцене которого не бывает карьеры в опере.
Пицца — лепешка из теста, на которую брошены продукты, что были в доме: еда бедняков, cucina povera, сумевшая тем не менее завоевать весь мир.
Дизайнеры
Итальянский дизайн — мировой феномен: ни в одной другой стране производству мебели и предметов для дома не отведена столь значительная роль в экономике и формировании ВВП. Дело началось с окончания Второй мировой и стимуляции итальянской экономики по “плану Маршалла” — тогда мелкие фабрики и мастерские получили мощный толчок к развитию и с тех пор не останавливались. Скептики шутят, впрочем, что авторы у “итальянского дизайна” в основном иностранцы — всякие Nendo и Вандерсы. Опровергнем скептиков: четыре итальянца с этой страницы делают львиную долю мебели на рынке.
Ферруччо Лавиани — один из самых креативных дизайнеров в мире. И он, в отличие от большинства коллег, не минималист: умеет делать и постмодернистские предметы, как комод Emmemobili, показывающий мастерство работы краснодеревщиков. Его клиенты — Kartell, Foscarini, Flos, De Padova, Moroso, Mito, Piombo, Cassina, Snaidero. Это только основные, если что.
Родольфо Дордони прочно ассоциируется с вещами бренда Minotti: они сотрудничают уже двадцать лет. Но иногда он делает свои суперэргономичные и лаконичные вещи для Artemide, Cassina, Driade, Emu, Ernestomeda, Fiam Italia, Flos, Flou, FontanaArte, Foscarini, Molteni & C и Moroso.
Пьеро Лиссони — главный итальянский минималист, его предметы лаконичны и отличаются отточенностью линий. Он, однако, не чурается цвета: пример тому — этот шкаф для Porro. Работает с Cassina, Flos, Boffi, Kartell, Living Divani, Lema, Cappellini, Poltrona Frau и еще десятком фабрик.
Антонио Читтерио — главный “хедлайнер” брендов B&B Italia и Maxalto. Его конек — диваны и кресла. Но среди клиентов у него есть и другие бренды вроде Flos и Arclinea, и в репертуаре есть всё для дома, включая сами дома: Читтерио много строит.
Культура
Итальянская культура в разделе архитектуры, скульптуры и живописи — основа культуры мировой, по крайней мере христианской ее части. Да, именно так: в основе всего лежит, конечно, культура Древней Греции, но мир знает и любит ее каноны именно в римской интерпретации, а затем в мотивах Ренессанса. Но помимо великих древностей и классических камней итальянцы внесли свой вклад еще и в попсу, и в кулинарию, и в автопром. Современная Италия, впрочем, производит не много культурно значимых вещей. Хотя их трешевое телевидение — само по себе культурный феномен.
Венецианская биеннале — самая престижная площадка достижений в области современного искусства и архитектуры (эти темы меняются: в 2018-м, например, год архитектуры). Вся Венеция превращается в экспозиционное пространство, иногда с гротескными результатами.
“Давид” Микеланджело — вероятно, самая знаменитая скульптура в мире. Ее размер — пять с лишним метров. Сделана в 1504 году из бракованного куска мрамора. Автору было 29 лет.
Fiat — прекрасный образчик “народного автомобиля”, доступной и практичной машины “для людей”. Концерн Fiat основан аж в 1899-м, и вклад их в культуру велик — от съемок в сотнях фильмов вроде The Italian Job (1969) до сотрудничества с автозаводом в Тольятти для создания “Жигулей”.
Фестиваль в Сан‑Ремо — культовое мероприятие для всех любителей попсы. С 1951 года прилипчивые мелодии итальянских композиторов наполняют наши уши благодаря этому конкурсу.
Паста — величайшее гастрономическое изобретение итальянцев. Тесто, сделанное из воды и муки, становится универсальной базой для примерно миллиона блюд. Просто, дешево, изобретательно и, благодаря разнообразию толщины трубочек и рисунков фигурок, еще и весьма эстетично.
Фабио Новембре — ярчайший итальянский дизайнер наших дней. Всегда чуточку эпатажный — то у него кресло в виде попы, то ваза-пилюля. При этом Новембре — скорее философ, чем дизайнер: мысль у него часто важнее формы.
Неаполь и его узкие улочки, завешанные сушащимся бельем, — одна из самых стереотипных картинок итальянской жизни. Но он и правда такой!
“Похитители велосипедов” (1948) — фильм, с которого начался итальянский неореализм: черно-белое кино, рассказывающее правдивые и грустные истории о простых людях.
Lamborghini — великая марка спортивных авто, которая возникла потому, что ее основатель Ферруччо Ламборгини поссорился с Энцо Феррари и решил утереть ему нос. Получилось.
Гейзерная кофеварка Moka марки Bialetti — неоценимый вклад итальянцев в дело доставки идеального кофе в каждый дом.
Мода
Итальянская мода ХХ века — невероятное явление, причем не столько в индустрии производства одежды, сколько в области культуры. После долгих лет господства на подиумах французов, которые, будь то Шанель, Диор или Живанши, продвигали прежде всего элегантность, итальянцы взорвали чопорный модный мир вещами одновременно театральными, яркими, как костюмы рок-музыкантов, и близкими реальным людям. Главным в этой истории был, конечно, Джанни Версаче — без его воображения и темперамента не было бы у нас эпохи супермоделей и вообще мир был бы скучнее.
Джанни Версаче заявил о себе в 1978 году, и все вещи его марки — плоть от плоти эпохи глэм-рока, которая плавно переросла в диско. Налет секса и скандальности был даже в платьях, которые Джанни шил для принцессы Дианы.
Валентино — сторонник “большого стиля”, его лучшими творениями всегда были вечерние платья. Сшитые по фигуре, комплиментарные, но отнюдь не простые.
Джорджо Армани — “мистер минимализм и практичность”. Строгий крой, спокойный цвет и массовый результат: самые отсталые слои населения облачились в его джинсы.
Доменико Дольче и Стефано Габбана — дуэт, который во главу угла поставил чувственность: не случайно их лицом является Моника Беллуччи. Успешно избавились от репутации мастеров треш-одежды с большим лого и теперь продвигают семейные ценности.
Кино
Итальянское кино — это еще одна область, обязанная своим бурным развитием “плану Маршалла”. Инвестиции в послевоенную экономику позволили построить гигантскую и великолепно оснащенную технически студию Cinecittà (“Город кино”), где охотно снимали свои блокбастеры американцы из Голливуда и где местные режиссеры меняли лицо мирового кинематографа, объединяя приемы неореализма с чисто художественными жестами. Не будь великих итальянцев 1960-х, не было бы никакого артхауса: они показали, что кино может не только развлекать, но и озадачивать.
Федерико Феллини снимал фантасмагорические истории о своем внутреннем мире, которые почему-то оказывались универсально значимыми. Как “Восемь с половиной” (1963).
Лукино Висконти все знают по роскошному костюмному “Леопарду”. Но первую славу ему принес фильм “Рокко и его братья” (1960) — неореалистическая история молодого боксера, рассказанная с оперным романтизмом.
Франко Дзеффирелли, чей международный успех начался с “Ромео и Джульетты” в 1968‑м, снимает самые эффектные и одновременно человечные костюмные фильмы в истории кино, и его глаз и вкус не имеют равных.
Микеланджело Антониони — мастер статичного, полного внутреннего драматизма кадра. Его “Красная пустыня” (1964) это прекрасно иллюстрирует.
Пьер Паоло Пазолини помнится всем скандальной биографией и столь же скандальными, фантазийными фильмами. Но в начале пути была “Мама Рома” (1962) — реалистическая драма с великой Анной Маньяни.
Домашние коллекции модных марок
Итальянцы люди увлекающиеся, и им близка идея тотального стиля — концепции, при которой, если уж ты любишь одежду определенной марки, то тебе и подальше от тела, в интерьере, тоже захочется видеть произведенные ею вещи. Вообще-то идея спорная, но в случае с итальянскими брендами работает неплохо — в основном потому, что предметы интерьера повторяют не столько стиль одежды той или иной марки, сколько принцип подбора тканей и тщательность проработки деталей. Среди итальянских домашних коллекций есть очень привлекательные.
Prada не делает домашней коллекции. Этот бренд шире замахивается — создает концептуальные пространства вроде музея Fondazione Prada по дизайну Рема Колхаса.
Armani Casa — мебель такая же лаконичная, практичная и сдержанно-роскошная, как одежда бренда. Очень цельно.
Roberto Cavalli — тоже цельный бренд: что в одежде, что в мебели эффектный принт, дорогой материал, сексуальные намеки.
Fendi Casa в мебели верен принципам фэшн-бренда: какой бы ни был крой, материал обязан быть роскошным.
Bottega Veneta — это идеальная работа с кожей и скупость дизайна. В мебели все то же, что и в сумках.
Missoni Home — тут все просто: сила бренда в характерных тканях и ауре уюта. С этими качествами и правда стоит делать домашнюю коллекцию.
Рим
Да, мы отвели Риму отдельную страницу. Потому что этот город не просто столица — он культурный код мирового уровня. Венеция — город-игрушка, Флоренция — город-музей, Милан — город торговли. А Рим — это город живой истории, город легенд и памятников, город значительнее страны, столицей которой он является. О нем написаны тысячи книг, сняты тысячи фильмов, но уловить суть его великой красоты все еще никому не удалось.
Римский форум — вероятно, самая зарисованная руина в мире: количество картин и гравюр, на которых он изображен, невозможно сосчитать.
“Молодой папа” Паоло Соррентино — телесенсация 2017 года и лучшая роль Джуда Ло. Но нам интересно в сериале другое: супердостоверно снятые интерьеры и сады Ватикана на самом деле выстроены в студии Cinecittà — Ватикан не пустил богохульников снимать в своих стенах.
Площадь Святого Петра с собором работы Микеланджело и колоннадой Лоренцо Бернини — величайший памятник барокко. Находится она, правда, не в Италии: напомним, что центр Рима — другое государство — Ватикан.
“Тоска” Джакомо Пуччини (1900): место всех трех действий оперы — великие римские памятники: церковь Сант-Андреа, палаццо Фарнезе и замок Святого Ангела.
И еще
Галерея Виктора Эммануила II в Милане — возможно, самый красивый торговый пассаж XIX века. Ни “Галери Лафайет”, ни ГУМ по климатическим причинам не могут себе позволить открытого выхода на площадь. А пассаж Виктора Эммануила может, и это самый элегантный способ пройтись от Ла Скала до Дуомо.
Alessi делает посуду и кухонную утварь с человеческим лицом (и в виде забавного зверья) с 1921 года. Например, эта девчушка по дизайну Алессандро Мендини — штопор.
Ferrari, самый главный гоночный автомобиль всех времен и народов. Фирменный цвет марки — красный, что несколько пошло, конечно, но все равно эффектно.
Гаэтано Пеше — безусловный великий патриарх итальянского дизайна. При этом на лаврах вообще не почивает — экспериментирует с материалами и цветами и делает вещи на грани искусства и дизайна: всегда очень символичные, будь то диван “Закат в Нью-Йорке”, на котором он сидит на фото, или стол к юбилею объединения Италии.
Лука Никетто — хитрый парень, который умудряется проектировать вещи в скандинавском стиле, но с итальянской чувственностью.
Alfa Romeo — гоночная легенда с 1911 года. А еще Alfa — официальный автомобиль карабинеров и правительства Италии.
“Орфей” Клаудио Монтеверди официально считается первой в мире оперой. Она была написана в 1607 году, и ее появление трудно переоценить: возник жанр, который в XVIII–XIX веках был популярнее, чем сейчас кино.
Сицилия — суровый маленький остров, который отличается нечеловеческой красотой, а местная архитектура, вынужденная лепиться к склонам гор, оказывается весьма своеобразной.
“Сельская честь” (1890) — опера Пьетро Масканьи, действие которой происходит на Сицилии. Это образец веризма — “правдивой” оперы. Герои — крестьяне, в сюжете адюльтер, брошенная беременная невеста и поножовщина.
Посмотрите на эти холмы — красивые, но сильно застроенные. Перед вами регион Брианца — место, где создается итальянская мебельная промышленность. Именно здесь делаются все те предметы, которыми полны страницы AD. Здесь гордо несется знамя Made in Italy. Под каждой из этих грустных индустриальных крыш делается дизайнерская легенда.
Универмаг Rinascente, сердце торгового Милана. Нам важен не столько шопингом, столько дизайн-этажом, где продаются самые стильные аксессуары для дома, и креативными витринами во время Миланского салона.
Алессандро Ла Спада — крайне востребованный и суперкреативный дизайнер, который ухитряется проектировать совершенно безумные вещи, не нарушая законов хорошего вкуса.
“Осажденные” (1998) — не самый известный фильм Бернардо Бертолуччи. Но история двух людей, которые безнадежно любят друг друга в интерьерах старинного римского дома, — одна из самых красивых в мировом кино. И именно кадру из этого фильма место в интерьерном журнале.
Bvlgari — легендарный итальянский ювелирный бренд с итальянским характером: слегка избыточный, всегда чувственный, неизменно эффектный.
Рекомендовано к прочтению