17.10.2017 12:28

Ездить, а не кататься. Почему человека на велосипеде по-прежнему считают белой вороной

Ездить, а не кататься. Почему человека на велосипеде по-прежнему считают белой вороной

Велодорожки: не блажь, а выгода

Практический семинар – так слово «воркшоп» можно перевести на русский язык – организовали по инициативе правительства области, администрации Белгорода и руководства «технолога». Поучаствовать в нём могли все, кому небезразлична идея велосипедизации Белгорода. Объявления семинаре размещали на сайте департамента строительства и транспорта Белгородской области и в социальных сетях. В итоге 6 октября в зале учёного совета БГТУ собралось около 60 человек, среди которых были представители профильных ведомств, члены велоклубов, журналисты и активные горожане, которые используют велосипед в качестве транспортного средства.

Встречу модерировал куратор всероссийского проекта по развитию велодвижения Let's bike it!, путешественник и советник замминистра транспорта РФ Владимир Кумов. Именно он в своё время организовал первый московский велопарад, который сегодня собирает десятки тысяч велосипедистов со всей России. Как признался Кумов, Белгородская область ему знакома: вместе с родителями он 16 лет прожил в Старом Осколе.

«Сегодня мы поговорим не столько о велоспорте, сколько о велотранспорте, – подчеркнул Владимир. – К сожалению, у нас пока не понимают, что велодорожки – это не удовлетворение потребностей какой‑то небольшой группы жителей города, а ещё и прямая выгода за счёт улучшения здоровья горожан и экологической обстановки».

Ездить, а не кататься. Почему человека на велосипеде по-прежнему считают белой воронойВладимир Кумов.
Фото Вадима Кумейко

По словам Кумова, отказ от автомобилей в пользу общественного транспорта и велосипеда – это мировой тренд, который стал ответом на проблемы городов. Одна из самых острых – это пробки:

«Например, расстояние от гостиницы, где я живу, до университета – всего 1,5 км, но из‑за пробок на машине мы ехали сюда целых полчаса. Белгород, как и 90 % городов в России, только начинает вставать на путь велосипедизации. Для того чтобы сдвинуть процесс с мёртвой точки, нужна политическая воля руководства города и понимание, что на первом этапе это наверняка вызовет сопротивление со стороны горожан. С этим сталкивались все города, которые пошли по этому пути – Нью-Йорк, Париж, Москва. Но как только велодорожки станут безопасной и удобной транспортной сетью, жители города с удовольствием пересядут на велосипеды».

Факты о велосипедах

Перед началом воркшопа предложили высказаться всем приглашённым экспертам. Владимир Кумов рассказал об основных проблемах, с которыми сталкивается велодвижение в России:

«Велосипед у нас в стране пока не воспринимается как транспорт. Это, скорее, пока спорт или субкультура. Так сложилось исторически ещё со времён Владимира Шухова, и даже глагол «кататься», которое используется вместе со словом «велосипед», говорит о том, что подразумевается, скорее, развлечение. Мы на велосипеде не ездим, а катаемся. И это пока большая проблема и в восприятии велосипеда, и в несерьёзном отношении к этому виду транспорта».

Ездить, а не кататься. Почему человека на велосипеде по-прежнему считают белой воронойФото Вадима Кумейко

Кумов показал примеры из Нью-Йорка, Лондона, Буэнос-Айреса, Мехико, а также поделился любопытными фактами о велосипедной инфраструктуре в мире. Вот лишь некоторые из них:

— Благодаря тому что 40 % жителей Копенгагена ежедневно перемещаются на велосипеде, город экономит в год 235 млн евро только в области здравоохранения, потому что горожане реже болеют.

В Калифорнии проанализировали данные более 500 исследований со всего мира и пришли к выводу, что каждый доллар, инвестированный в инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов, приносит городу в среднем около 20 долларов.

— Из‑за печальной статистики смертности на дорогах в 2016 году ООН рекомендовала городам выделять не менее 20 % средств, заложенных в бюджете города на транспортные расходы, на развитие именно велопешеходной инфраструктуры.

В Татарстане есть небольшой (около 200 тыс. человек населения) город Альметьевск, который близок к тому, чтобы стать велосипедной столицей России. По решению мэра города там за два года построили велодорожек больше, чем в Москве. И зимой их расчищают быстрее, чем автомобильные полосы.

— Исследование неявных экономических процессов, сопутствующих велосипедизации в Финляндии, показало, что каждый километр обычных автодорог обходится бюджету страны в 16 евроцентов, а каждый километр велопешеходной инфраструктуры приносит в экономику 15 евроцентов. В эти цифры включаются даже такие показатели, как потеря времени в пробках, затраты на больничные листы и восстановление здоровье граждан, страдающих из‑за малоподвижного образа жизни.

Ездить, а не кататься. Почему человека на велосипеде по-прежнему считают белой воронойФото Вадима Кумейко

Негодующие велосипедисты

Выступать после презентации Кумова заместителю начальника управления архитектуры и градостроительства Белгородской области Алексею Грудинкину было непросто. Многие идеи, заложенные в существующие концепции двух маршрутов – выходного дня и студенческого, прямо противоречат выводам советника замминистра. Кумов прямо говорил, что велосипед ошибочно воспринимается как транспорт для молодёжи и студентов, а сеть дорожек должна выполнять в первую очередь транспортную функцию, а не развлекательную.

Видя это, Алексей Грудинкин призвал обсуждать и критиковать представленные концепции развития велоинфраструктуры Белгорода и ближайшего пригорода. По его словам, специалисты постарались связать в единый каркас строящиеся дорожки на набережной Везёлки с уже существующими велодорожками в Сосновке и на объездных дорогах.

Долго ждать критики не пришлось – возможностью высказать своё мнение воспользовались участники велоклуба «Роквелс». Член правления клуба Илья Кондрашов начал с заявления, что велодорожки, которые в концепции названы «уже имеющимися», таковыми не являются, поскольку не соответствуют строительным нормам и правилам, а зачастую и просто опасны.

«Всё это – тротуары, обозначенные знаком «Велосипедная дорожка». А по факту у нас в Белгороде нет ни одной велосипедной дорожки!» – развёл руками Илья.

Велосипедисты подробно остановились на проблемах, чуть ли не по метрам разобрав инфраструктуру в Сосновке и Соломино. Эти дорожки постоянно упираются в то в остановки, то в заправки, не имеют съездов.

«А на достаточно большом участке в Соломино отбойник развёрнут к велосипедистам обратной стороной – это вообще криминал!» – негодовал Кондрашов.

Ездить, а не кататься. Почему человека на велосипеде по-прежнему считают белой воронойИлья Кондрашов.
Фото Вадима Кумейко

Его поддержал ещё один представитель «Роквелса» – Алексей Нестерков. По его словам, в представленных концепциях по‑прежнему не хватает системного подхода: дорожки начинаются ниоткуда и заканчиваются ничем. Ещё один член правления велоклуба – Константин Кошкин – посетовал на слабое информационное сопровождение мероприятий по велосипедизации.

«Роквелс» проводит множество мероприятий для любителей велосипеда – открытии и закрытие сезона, – рассказал Кошкин, забыв, что полчаса назад Кумов критиковал такие мероприятия за то, что они выставляют велосипед сезонным видом транспорта. – Нам нужен административный ресурс, нужно внимание СМИ, чтобы люди знали, что в городе есть интересные мероприятия. К сожалению, на улицах Белгорода велосипедист по‑прежнему выглядит белой вороной. Этот образ надо развенчивать!»

Разделять и совмещать

Доцент кафедры эксплуатации и организации движения автотранспорта БГТУ им. В. Г. Шухова Алексей Боровской не согласился с оценкой велосипедистов:

«По факту велодорожки, представленные в концепциях, объединены в единую транспортную сеть, позволяющую добраться велосипедисту из точки А в точку В».

Он подчеркнул, что увязывать велодорожки с существующей дорожной сетью непросто, поэтому их по возможности уводили в пешеходную зону. Но в тех местах, где велодорожки будут пересекаться с автомобильной сетью, потребуется пересчитать режимы движения и перенастроить светофоры.

«Мы предлагаем подойти к велосипедизации вдумчиво, не бежать с шашкой наголо. Считаем, что параллельно нужно делать две вещи: воспитывать новое поколение велосипедистов, с детства объясняя правила движения и сделав у каждой школы парковки, и проложить дорожки, по которым дети смогут добираться на учёбу. Когда мы это сделаем – а это перспектива пяти-семи лет – нужно будет соединить микрорайоны магистральными маршрутами», – пояснил Боровской.

Главный инженер «Белгородоблпроекта» Константин Тетерин признался, что уже привык к тому негативу, который обрушивается на него из‑за проекта велоинфраструктуры.

Ездить, а не кататься. Почему человека на велосипеде по-прежнему считают белой воронойАлексей Боровской.
Фото Вадима Кумейко

«Я предчувствовал, что и на сегодняшней встрече будет критика со стороны велосипедистов. Вы всё верно делаете: отстаивать свои интересы нужно. Хочу заверить, что мы учитываем эту критику. Я согласен, например, с тем, что велодорожки не должны упираться в остановку. Почему так получилось – надо разбираться. Кстати, это не всегда проблемы проектировщиков, ведь, помимо проекта, есть ещё и реализация, которая иногда хромает», – отметил Тетерин.

В своей презентации он показал фотографии проблемных мест существующих велодорожек.

«Кстати, я взял эти фото из сообществ белгородских велосипедистов, – подчеркнул инженер. – Все эти недочёты вполне предсказуемо влекут негатив со стороны велосипедистов и отбивают желание использовать велоинфраструктуру по назначению».

Константин Тетерин считает, что велосипедные дорожки смогут использовать не только велосипедисты, но и обладатели роликовых коньков, пеннибордов, самокатов, сегвеев и гироколёс. Представитель «Белгородоблпроекта» согласен с тем, что нужно употреблять термин «ездить», а не «кататься», но при этом сам использовать велосипед как ежедневное средство транспорта не готов.

«Чисто инженерный подход говорит о том, что два потока – автомобильный и велосипедный – нужно разделить. Это безопасно для велосипедистов и комфортно для автолюбителей. Но на практике мы вынуждены разделять потоки, где это возможно, и совмещать, где разделить их невозможно. Этим принципом я призываю пользоваться участников сегодняшнего воркшопа», – резюмировал Тетерин.

Хороший старт

После докладов и презентаций перешли к работе. Участники разделились на две группы – «Север» и «Юг», каждая из которых взяла на себя прокладку веломаршрутов в северной и южной частях города соответственно. Границей, которой участники воркшопа разделили сферы влияния, стала река Везёлка.

Несколько часов велосипедисты и архитекторы, профессионалы и любители чертили разноцветными маркерами на плане города и ближайших пригородов, где могут пройти велодорожки, спорили и приходили к компромиссам.

Ездить, а не кататься. Почему человека на велосипеде по-прежнему считают белой воронойКонстантин Тетерин и Анна Гамурак.
Фото Вадима Кумейко

«Поработали плодотворно, – поделился с «БелПрессой» впечатлениями лидер велоклуба «Вялые вомбыты» Денис Попков. – Было интересно. В процессе работы мы столкнулись с тем, что в некоторых местах действительно узкие улицы, неширокие тротуары и при этом большой поток пешеходов. В этих случаях мы искали альтернативные пути объезда. По‑настоящему больным местом при обсуждении стал подземный переход у центрального рынка. Он не даёт нормально соединить части велоинфраструктуры и всё портит».

В конце воркшопа обе группы представили свои карты маршрутов и провели защиту своих проектов, ответив на вопросы других участников.

Подземный переход на Белгородском проспекте действительно стал проблемной точкой, которую сложно обойти.

— Да закопать его, и дело с концом! – советовали одни.

— Ага, и здесь, как раньше, из‑за несущихся автомобилей опять будет куча трупов! – парировали другие.

— Да что же это такое! Как что – так сразу «куча трупов»! – возмущался Денис Попков, у которого в соцсетях ник kucha_trupoff.

В итоге пришли к выводу, что это только первый шаг и нужно собираться ещё и ещё.

«Самое главное заключается в том, что в одном зале получилось собрать людей, которые изначально были настроены друг к другу весьма критично. Это лучшее, что можно было сделать на первом этапе. Гораздо хуже, когда о появлении велодорожки люди, которые занимаются велокультурой, узнают последними. Так ещё совсем недавно было в Москве. Я очень надеюсь, что в следующих встречах примут участие и жители разных районов города, и автомобилисты. Хотелось бы, чтобы к работе подключились представители бизнеса, потому что потенциально в какие‑то части проекта могут инвестировать предприниматели. Такой опыт уже есть в российских городах. Старт в Белгороде получился хороший!» – заявил Владимир Кумов.

Следующее мероприятие с участием Владимира Кумова и представителей КБ «Стрелка» пройдёт в Белгороде 11 ноября.

Источник

За чемпионство в «Слобожанке» поборются две белгородские команды В Старом Осколе в 2019 году на благоустройство общественных зон направят 90 млн рублей Джефф Монсон будет учить уфимцев единоборствам Под Уфой построят стекольный завод за 200 млн рублей Белгородская область получит 10 карет скорой и 17 школьных автобусов

Последние публикации