24.07.2018 17:58

Это уже настоящее. Как не остаться на задворках цифрового мира

Это уже настоящее. Как не остаться на задворках цифрового мира

Ежегодно они выпускают примерно 25 тыс. новых айтишников, но из них не больше 15 % – эффективные сотрудники. Остальных работодатели натаскивают на рабочем месте от полугода до года.

Чувствуем конкуренцию

Белгородский рынок IT-специалистов стал активно развиваться, когда область предоставила налоговые льготы IT-компаниям. Свои представительства стали открывать иногородние компании.

«Мы чувствуем конкуренцию, не то, что было пять лет назад», – говорит Анна Верзун, руководитель отдела по управлению персоналом компании «Сайнер», одного из крупных ИТ-работодателей региона.

Компания 16 лет занимается управленческим консалтингом, проектирует и внедряет информационные системы. В их белгородском офисе больше 150 разработчиков и консультантов, есть отделения в Курске и Москве. Сотрудников набирают постоянно, особенно нужны разработчики Java.

Зарплаты в IT-сфере зависят от направления работы и опыта. Начальный уровень – одна зарплата, через пять-десять лет этот же специалист может получать в пять раз больше.

«Для нас, как работодателя, это задача, над которой мы трудимся, – продолжает Анна Верзун. – Мы много средств вкладываем в обучение сотрудников, берём и студентов, и специалистов с опытом IT».

Большую часть коллектива составляют консультанты. Их задача – общаться с клиентами, анализировать бизнес-процессы на предприятиях, переводить их в технический язык и интегрировать с одной платформы на другую, осуществлять пробный запуск и оказывать техподдержку. Для этого нужны достаточно высокие технические компетенции и знание бизнес-процессов и предметной области.

— Как преодолеть разрыв между тем, кого учит вуз, и тем, кого требует рынок, чтобы не остаться на задворках цифрового мира?

— Только работая совместно, – говорит Анна Верзун. – Вузам надо стараться успевать за развитием IT и соответствовать запросам бизнеса. Надо учитывать, что готовых специалистов в принципе не может быть, потому что у каждого предприятия своя специфика, свои решения и разработки, ещё и по этой причине работодатели должны участвовать в подготовке кадров. Мы готовы открыть базовую кафедру совместно с БелГУ.

Это уже настоящее. Как не остаться на задворках цифрового мираШкольников знакомят с разными направлениями IT, к концу учёбы они определятся, кому что интереснее.
Фото Владимира Юрченко

Берём шириной

Часть коллектива в «Сайнере» – вчерашние студенты кафедры информационных технологий БГТУ им. В. Г. Шухова. Ежегодно на IT приходят около 350 абитуриентов. Из них 200 подают документы на информационные технологии (набирают 50–60), а остальные – на прикладную информатику (набирают 25–30). На кафедре 55 бюджетных мест и столько же контрактных, оплата – 105 тыс. рублей в год.

«Проходной балл – 190–200, поступить вполне реально, тяжелее окончить», – говорит завкафедрой Игорь Иванов.

ИРИ обозначил, чего ждут от студентов работодатели: обширных знаний по Java, Python, Erelang, JavaScript, HTML5, JPA, Spring, Guice, GWT, Apache Commons, Eclipse SWT, AppFuse, по прикладному программированию, по управлению базами данных PostgreSQL, Oracle, MySQL, MS SQL, процессами разработки программного обеспечения, управлению IT-проектами.

«Всё это мы в той или иной степени изучаем, но профессии очень разные: дизайнер веб-приложений, администратор баз данных, интернет-маркетологи, технические писатели – всё это разные направления. Мы не можем научить всему сразу, а если сузить специализацию, то людям будет очень тяжело трудоустроиться. Представьте, если мы каждый год будем выпускать по 30 интернет-маркетологов, – рассуждает Игорь Иванов. – Поэтому мы берём шириной, чтобы выпускники могли работать везде: от специализированных IT-компаний до студий звукозаписи и агрохолдингов, где очень высокая автоматизация».

Выпускников берут и местные, и московские, и зарубежные компании. На столе – три папки персональных приглашений на работу. Пока разговариваем, звонят с просьбой дать толкового студента. В первую очередь студентов отправляют в те компании, которые участвуют в образовательном процессе.

«Спасибо партнёрам, они вкладывают деньги в наш учебный процесс: платят фирменные стипендии, обеспечивают оборудованием и ПО, выделяют средства на проведение студенческих конкурсов, берут наших студентов на практику. Мы открыли базовые кафедры на ОТР 2000 и CSN, оттуда студенты вливаются в их коллективы. В магистратуре 30 % занятий ведут люди, у которых не меньше десяти лет опыта работы. Всё это как‑то нивелирует отставание учебных стандартов от требований времени», – продолжает Игорь Иванов.

Он признаётся, что успеть за развитием IT вузу нереально. Программы обновляются медленно, потому что каждое обновление – это сотни страниц обоснований и согласований. Эту проблему поднимали на недавнем всероссийском форуме по образованию в сфере IT. Чиновники отталкиваются от образовательных стандартов, им важно, чтобы документы соответствовали этим стандартам, но реальную оценку качества образования даёт работодатель.

На четвёртом курсе работают до половины студентов: кто удалённо, кто в офисе. Студентам работодатели предлагают 20–25 тыс. рублей в месяц, а средняя зарплата выпускников кафедры за все десять лет работы – 56 тыс. рублей.

Это уже настоящее. Как не остаться на задворках цифрового мираВ БГТУ им. Шухова делают соревновательных роботов и учатся их программировать.
Фото Вадима Заблоцкого

Мозги для робота

Самое роботизированное предприятие области – шебекинский завод «Промзапчасть». Погружение в «цифру» они начали семь лет назад. Сейчас первые, если не единственные в области, внедряют у себя Индустрию 4.0, для чего сами пишут программы, интегрируют в них свои производственные процессы.

В цеху восемь роботов-сварщиков и манипуляторов «Кука». Они объединены в систему, которая контролируется цифрой. Но купить роботов оказалось меньшей проблемой, чем найти людей, способных их обслуживать и программировать.

«Робот – это только рука, а мозги мы ему сами собрали из старых советских станков, такая получилась интеграция, – рассказывает замдиректора завода Андрей Солодилов. – Мы сами занимаемся локальным станкостроением, потому что не можем себе позволить заплатить миллион немецкому установщику. Для этого сами учим сотрудников, на подготовку одного специалиста по роботизации потратили около 15 млн рублей, он прошёл шесть степеней подготовки по сертификатам «Кука». Даже сисадмина мы сами учим».

На заводе подготовили больше двух десятков специалистов. С августа 2019 года хотят поставить обучение на поток и открывают свой инжиниринговый центр. На базе Шебекинского ремесленного техникума совместно с такими компаниями, как немецкие «Кука», «Фрониус» (сварочное оборудование) и «Шунко» (датчики, захваты), японской «Камоци» (пневматические системы), английской «Даугард» (станки с ЧПУ) будут учить техников по обслуживанию роботизированного производства. Как говорит директор завода Сергей Воронин, в России подобных проектов больше нет.

Личный взгляд

Владислав Епанчинцев, генеральный директор IТ-компании «Софт-Юнион», бизнес-омбудсмен в Белгородской области:

Это уже настоящее. Как не остаться на задворках цифрового мираФото fonar.tv

«В России очень дешёвый интернет по сравнению с другими странами, и IT-технологии у нас действительно сделали мощный рывок. Но, располагая такими возможностями, многие не поднялись выше банального «срубить денег». Поэтому и общая среда меняется медленно, со сцены должно уйти поколение предпринимателей, которые работают только за деньги. А чтобы создать у нас силиконовую долину, мало просто ввалить денег: должна набраться критическая масса увлечённых, вдохновлённых и вдохновляющих людей, которые станут ядром.

Несколько лет назад я бы сказал, что в Белгороде это сделать невозможно. Но теперь всё настолько изменилось, что крутые компании федерального уровня могут состоять из 10–12 человек и находиться в любом городе, в том числе и в Белгороде. Главное – чтобы, кроме денег, был интерес к самому процессу, стремление его развивать и совершенствовать. Такие люди есть, например Федя Жерновой. Он собирает вокруг себя людей из разных регионов, технологии позволяют работать вместе независимо от фактического местоположения каждого.

Обучением кадров предприниматели зачастую пренебрегают, но я считаю, что компетентные люди с улицы не придут. Мы сами обязаны их учить. Более того, развивать как личности и создавать в коллективе такую атмосферу, которая подстегнёт людей развиваться. За развитием технологий угнаться невозможно никому, в том числе и вузам, да этого и не нужно. Важнее, чтобы вузы давали студентам базу, учили мыслить логически и системно, развивали стрессоустойчивость (те самые сессии и зачётные недели).

Для этого нужны интегралы, дифференциальные уравнения, сопромат, мёртвые языки программирования. В чистом виде это, конечно, никогда в жизни не пригодится, но те нейронные связи, которые сформировались, пока студент высчитывал интегралы и уравнения, дают базу, которая позволит ему в дальнейшем осваивать новые знания. Многие этого не понимают, не умеют мыслить системно – в этом проблема.

Чтобы не остаться на задворках цифрового мира, надо работать с молодёжью и заниматься её образованием. Есть студенты, которые выигрывают олимпиады по программированию, но их единицы – такие чемпионы мира. Но при таком подходе прорыва не произойдёт, они и работать будут, может быть, вообще не у нас. По аналогии со спортом, нам нужны не чемпионы мира, а мастера спорта – масса, которая создаст среду. Это сейчас начали делать в IT-классах».

Яна Скачкова, консультант центра развития IТ-отрасли Белгородского информационного фонда (он занимается формированием IТ-кластера):

Это уже настоящее. Как не остаться на задворках цифрового мира

«Год назад в пяти школах Белгорода открыли IТ-классы, в этом году присоединилась ещё школа № 15. Всего будет около 150 учеников. Мы даём детям возможность ознакомиться с разными направлениями IТ: компьютерной безопасностью, мобильными разработками, робототехникой, администрированием локальных сетей и веб-программированием. По каждому есть курс из 11 занятий, к окончанию школы дети определятся, кому что интереснее.

Многие ребята стремятся уехать, потому что не знают, какие перспективы у них будут здесь, что и в Белгороде есть большая потребность в кадрах, что есть крупные IТ-компании и можно работать, не уезжая в другой город. Мы знакомим их с предпринимателями, с выпускниками наших вузов, и школьникам действительно интересно.

Проект направлен на формирование кадрового резерва для IТ-сферы, и бизнес-сообщество его очень поддерживает. Оно выступает экспертом, проводит мастер-классы, лекции, принимает к себе на стажировку. Ремонт и оборудование IТ-классов тоже сделали за средства инвесторов».

Источник

Капремонт с огоньком. Кто ответит за ущерб, причинённый ремонтниками Куда сходить на выходных, 21 и 22 июля В старооскольских летних лагерях отдохнут около 10 тысяч детей Чернянского механизатора будут судить за смертельный наезд на коллегу Властелин иголок. Почему к рефлексотерапии не стоит относиться как к изгою или панацее

Последние публикации