10.10.2017 11:52

Быстро и дёшево. Белгородские таксисты столкнулись с конкуренцией IT-компаний

Быстро и дёшево. Белгородские таксисты столкнулись с конкуренцией IT-компаний

В то же время и сами перевозчики вышли в Интернет. Автоматизация при нынешнем ритме жизни – необходимость: чем мобильнее и удобнее для пользователя компания, тем больше у неё заказов. Водители понимают, что с приходом глобальных конкурентов их бизнес понесёт большие потери.

С мобильным приложением

В Белгороде свои мобильные приложения есть у Городского такси 710 (больше 10 тыс. скачиваний в Play Market), «Альянса» (1 000 скачиваний), Такси Белгорода 711. Заявки с сайта принимает «Позитив».

Городское такси 710 на белгородском рынке десять лет. За это время, по оценкам самой компании, она охватила около половины рынка перевозок областного центра и пригородов, в месяц перевозят 360 тыс. человек. Работают около 200 своих машин и примерно 800 частных предпринимателей с личными автомобилями. Мобильное приложение запустили в прошлом году.

«В приложении пассажир сам, без диспетчера, может сделать заказ, выбрать машину. СМС-оповещение придёт автоматически: назначена ли машина, кто едет и когда выходить на улицу», – рассказывает директор Городского такси 710 Александр Максимчук.

По его словам, автоматизация не снизила издержки настолько, чтобы подешевела стоимость проезда. Программное обеспечение и его работа обходится недёшево, те же звонки и СМС оплачивает компания, а не водители.

Быстро и дёшево. Белгородские таксисты столкнулись с конкуренцией IT-компанийАлександр Максимчук.
Фото Вадима Заблоцкого

«Другое дело, что мы выросли качественно, – продолжает Максимчук. – Автоматизация высвободила людей, но мы никого не уволили, а перевели в отдел контроля качества. Теперь они плотнее работают с жалобами».

Без ответственности

Агрегаторов служб такси на российском рынке много: «Рутакси», «Сатурн», «Везёт», «Поехали», «Яндекс. Такси», «UpTaxi», «Максим». Это IT-компании, у которых нет ни своего автопарка, ни диспетчерских. И в отличие от таксопарков они не отвечают за безопасность перевозок, потому что занимаются не перевозками, а предоставлением информационных услуг.

«Мы работаем с партнёрами – автопарками и диспетчерскими, – рассказали в пресс-службе «Яндекс.Такси». – Сервис связывает пользователя, который заказывает поездку, и таксопарк, который может её выполнить. «Яндекс.Такси» передаёт заказ тому водителю из партнёрского таксопарка, который сможет приехать быстрее всего. Поэтому среднее время ожидания машины – 4–5 минут. Своих партнёров мы обеспечиваем программным обеспечением «Яндекс.Таксометр» и автоматизированной системой контроля качества бесплатно».

«Яндекс.Такси» зашло в Белгород в июне 2017 года. Раскрутившись как столичный сервис, с прошлого года компания начала активную экспансию в регионы.

Цена с доплатой

Не имея собственного автопарка, агрегаторы ищут партнёров с машинами. Как рассказали представители нескольких таксопарков Белгорода, «Яндекс.Такси» предлагал им сотрудничество, но они отказались.

«Если с ними работать, то нам придётся отдавать до 80  % дохода, диспетчеров придётся уволить, а цены будут устанавливать они, – прокомментировали в одном из таксопарков, попросив не называть имя. – «Максим» рекламирует поездки от 40 рублей, «Яндекс» – от 49 рублей. Кто будет ездить по таким тарифам?! «Яндекс» пока доплачивает водителям ещё по 100 рублей за каждую поездку. Но когда перестанут – все оттуда побегут».

Быстро и дёшево. Белгородские таксисты столкнулись с конкуренцией IT-компанийГородское такси.
Фото Вадима Заблоцкого

Между тем в пресс-службе «Яндекс.Такси» пояснили, что у них есть мотивационная программа, которая стимулирует водителя выполнять больше поездок за смену:

«Стоимость поездки зависит не только от тарифа перевозчика. Это система баланса между спросом (количеством заказов) и предложением (количеством водителей, готовых их принять) в каждой конкретной точке города в отдельно взятый момент времени. Баланс достигается автоматически».

При этом в компании не сообщили, как долго продлится мотивационная программа.

Полезный пробег

Как рассказали в «Яндекс.Такси», цену им помогают снижать технологии.

«Главный показатель эффективности работы водителя – это время полезного пробега машины, когда в ней находится пассажир. Если посмотреть на классический рынок такси, то доля полезного пробега в России не превышает 10  % от общего времени работы на линии. У онлайн-сервисов этот показатель достигает 50 % и иногда и выше, – пояснили в пресс-службе агрегатора. – Программа «Яндекс.Такси» автоматически отправляет пользователю ту машину, которая сможет доехать до него быстрее, а иногда водитель получает следующий заказ ещё до того, как завершил предыдущий. Технологии помогают прогнозировать спрос на такси в разное время суток, в разную погоду и в разных районах города и предупреждают об этом водителей».

Что думаю водители о глобальных конкурентах

— А их сюда никто не пустит, – уверен водитель Городского такси.

— Но я слышала, что у «Яндекс.Такси» 80 машин в Белгороде работает, кто же на них ездит?

— Никто. Стоят они. Руководители таксопарков договорились, что, если кто в «Яндекс» уйдёт работать, то получит «чёрную метку» – никуда больше его не возьмут на работу.

— У нас не только «Яндекс», и другие такие агрегаторы есть, конкуренция в такси очень большая, – рассказал водитель Такси на 5. – У «Яндекса» пока машин очень мало. Они и нам звонят, предлагают работу, но мы не идём. Там цены меньше, и расчёт как‑то непонятно – через карточку.

Быстро и дёшево. Белгородские таксисты столкнулись с конкуренцией IT-компанийТаксист.
Фото Вадима Заблоцкого

А водитель-партнёр «Яндекс.Такси» откровенно сказал, что работает, пока ему доплачивают.

— У вас самое дешёвое такси, разве выгодно возить?

— Да я сам бы за такую цену не поехал. Они ещё только раскручиваются, нам доплачивают.

— А потом что: конкурентов выживут и цены поднимут?

— Пока есть возможность подзаработать – надо пользоваться.

Захватить рынок

Во многих регионах противостояние местных таксистов с крупным конкурентом перешло из финансовой плоскости в криминальную. Автомобили с наклейками «Яндекс. Такси» обливали чёрной краской в Пензе, били в Павловском Посаде и Рыбинске, блокировали на федеральной трассе перед Йошкар-Олой. В Татарстанский УФАС за низкие цены на него пожаловались 70 предпринимателей из Нижнекамска. Белгородская область решила договариваться – и в сентябре с «Яндекс.Такси» подписали соглашение о взаимодействии. Стороны обязуются обмениваться информацией, которая будет способствовать развитию цивилизованного рынка перевозок в регионе.

«Мы договорились, что «Яндекс.Такси» обязуется проверять достоверность информации, которая поступает от перевозчиков, в том числе о наличии разрешений у водителей. Тех, у кого разрешений нет, отключать от системы и не передавать им заказы, – говорит начальник отдела организации перевозок легковыми такси областного управления автодорог общего пользования и транспорта Виктор Винников. – Соглашение подписали 7 сентября, они попросили время для проверки и переходного периода. Мы прорабатываем этот вопрос и с другими агрегаторами и перевозчиками, чтобы они несли дополнительную ответственность за передачу заказов водителям, не имеющим разрешения на работу в такси».

Подобные меморандумы «Яндекс.Такси» ранее подписали с властями Москвы, Томской, Самарской и Новосибирской областей.

Быстро и дёшево. Белгородские таксисты столкнулись с конкуренцией IT-компаний«Яндекс.Такси».
Фото Вадима Заблоцкого

В интересах каждого агрегатора служб такси набрать как можно больше компаний-партнёров. Если их три-четыре, то они смогут договориться и отказаться работать по невыгодным тарифам, и тогда всё развалится. А если 20–50 компаний, то система живуча. По некоторым данным, в августе в Белгороде у «Яндекса» было уже 20 партнёров. Сам же «Яндекс» такую информацию не разглашает.

«Яндекс» приглашает водителей и на совмещение, но он заставляет выполнять в первую очередь его заказы, – прокомментировал таксист из местного таксопарка. – Значит, если поступит заказ от «Яндекса» и из моей диспетчерской, то я должен буду везти их клиента. Получается, наши клиенты в режиме бессрочного ожидания, а у меня есть и постоянные клиенты, которые сейчас дают мне зарабатывать. Я раз не приехал, второй – и к нам уже звонить не будут».

Белгородские таксисты говорят, что они за здоровую конкуренцию, но против политики выжженной земли.

«Яндекс» – очень богатая компания, для них эти доплаты водителям ничего не стоят, так они захватывают территорию: год-полтора демпингуют, а потом всё встаёт на круги своя, но конкурентов уже нет, – снова на условиях анонимности рассказали в другой белгородской компании. – Мы здесь работаем, платим налоги, несём социальную ответственность. Ни «Яндексу», ни другим агрегаторам это не нужно: им главное – захватить рынок. В случае ДТП с водителем «Яндекса» пассажир куда будет жаловаться? В Москву? Кто там будет разбираться?»

По заявлениям представителей «Яндекс.Такси» до конца года они планируют зайти во все города с населением больше 100 тыс. человек.

Личный опыт

Всю неделю я ездила на работу с чемоданом на разных такси и теперь знаю, за что берут минимальный тариф и приедет ли машина ко времени.

Быстро и дёшево. Белгородские таксисты столкнулись с конкуренцией IT-компаний

— Заказывала на 9:00, через приложение, не поняла вообще, принят ли заказ и приедете ли вы вовремя.

— Люди почему‑то думают, что раз они указали точное время, то это важно. Да оно вообще ничего не значит! – ошарашил водитель «Альянса». – Ваш заказ появляется в общей базе, кто рядом, тот его и берёт. Нет машин – никто не приедет. Мне, как водителю, без разницы, заказывали вы машину через приложение или у диспетчера. Был рядом, вот и взял заказ, а мог и не приехать.

— 100 рублей за 1,4 км пути – это нормально?

— Я на цену не влияю, её выдаёт программа. Девять утра – час пик, тарифы повышены.

— Тут ехать всего ничего, но чемодан тяжёлый.

— Мне без разницы, хоть от подъезда до подъезда вызывайте – минимальная оплата 80 рублей, – заявил водитель из службы такси 710.

— В смысле – минимальная, вы же по счётчику?

— По счётчику, но меньше 80 рублей не берём.

— Вам без разницы: выполнять заказ из приложения или из диспетчерской?

— Мне – да. А пассажиры могут через приложение копить бонусы и потом ими рассчитываться, могут онлайн рассчитаться, вы можете выбрать машину по цвету, году. Посмотреть рейтинг водителя и сами поставить нам оценку от 1 до 5 звёздочек. Мы вас тоже оцениваем. Поставим 1 звёздочку – значит буйный какой‑нибудь, никто к вам не поедет. Я вам хорошую оценку поставил.

Источник

На чистую воду. Как 100 лет назад работала белгородская полиция Шесть районов Белгородской области стали городскими округами Из Демского района Уфы запустили новый маршрут Установка прозрачных конструкций Лучшим игроком первенства Черноземья стал нападающий «Металлурга-ОЭМК»

Последние публикации