Без победителей. В Белгородском районе показали события лета 1919-го
Потрогать, посмотреть
На всю округу раздавались очереди из пулемёта и одиночные выстрелы. Первая половина действа – интерактив. Можно было пообщаться с реконструкторами в лагерях красных, белых и анархистов. Потрогать в медпункте настоящее медицинское оборудование начала ХХ века.
В военно-историческом тире давали пострелять холостыми патронами из разного оружия, от эпохи Гражданской войны до автоматов ППШ и Калашникова.
«Если вы хотите обладать пулемётом или винтовкой Мосина – это нетрудно, всё сейчас легально продаётся, – пояснил «БелПрессе» боец красной пулемётной роты Сергей Лысенко. – Но если вы хотите иногда производить из них выстрелы, это гораздо сложнее: от необходимости предупреждать местную администрацию до соблюдения антитеррористического законодательства».
Учили колоть винтовочным штыком. Выдавали мандаты, подтверждающие прохождение обучения на курсах всеобуча и зачисление в резерв Рабоче-Крестьянской Красной армии.
На площадке бронетехники выставили воссозданные французский танк Renault FT-17, бронеавтомобиль «Остин-Путиловец». Это тот самый, ленинский броневик, пущенный на конвейер в 1918 году. И пулемётную бронемашину «Руссо-Балт С» 1914 года. Техника приехала на фурах из Санкт-Петербурга.
Всё по‑настоящему
«Всё это сохранилось частично, воссоздано по чертежам, – рассказал инженер-реконструктор Сергей Маслов. – Наша компания восстанавливает технику времён обеих мировых войн, участвует в реконструкторских фестивалях, выставках, помогает в работе музеев. Зарабатываем деньги на аренде техники для киносъёмок. Именно с этим бронеавтомобилем «Остин» снимался Константин Хабенский в фильме «Троцкий». Водить эту технику – тоже наша работа: нужны особенные навыки, ни один обычный водитель не справится».
Восстановить танк, по словам инженера, стоит порядка 5 млн рублей. Далеко не все детали родные. От оригинала может остаться, к примеру, лишь рама. Остальное делается по чертежам. За чем‑то приходится ездить в Афганистан, где сохранилось множество подбитой бронетехники, годящейся на запчасти.
Ведущий, москвич Андрей Семёнов, – в форме подполковника Русского легиона чести, который участвовал в Первой мировой войне в составе Вооружённых сил Франции. Летом 1919 года легион вернулся в Россию, укрепив Добровольческую армию Деникина.
«Увлечение реконструкцией всегда начинается с увлечения историей, – рассказал Андрей Эдуардович. – В какой‑то момент приходишь к желанию пропустить всё это через себя, попробовать самому. Жаль, что в последнее время стало меньше исследователей и больше, я бы сказал, аниматоров. Люди прекращают изучать документы, просто надевают купленную в магазине форму и играют».
У настоящих реконструкторов всё должно быть настоящим, из аутентичных материалов, без синтетики. Форма подполковника Соколова пошита в соответствии с приказом по военному ведомству 1916 года для частей Русского экспедиционного корпуса во Франции по лекалам из книги Левитануса по кройке и шитью военного костюма, изданной в 1913 году.
И грянул бой…
Кульминация шоу – сражение. 10 июня (по старому стилю – 23) 1919 года белые полки Корнилова и Маркова в составе Добровольческой армии генерала Май-Маевского взяли Белгород, хорошо укреплённый 13-й армией РККА Геккера при поддержке махновцев.
Для участников и зрителей – строжайшие меры безопасности. Поле начинено пиротехникой, которая имитирует разрывы снарядов.
«Кроты активно протестуют», – сочувствуют в толпе.
В разных местах поля боя разыгрываются мини-сцены. Ведущий комментирует их в микрофон. Вот красный броневик подбит, экипаж сдаётся белым. Часть солдат в стане белых срывает погоны, расстреливает офицеров и переходит к красным. Вот махновцы грабят лагерь французских интервентов, потом меняют красным захваченный бронеавтомобиль на тачанку, лошадей и самогон. Участвуют мирные селяне, которые были вынуждены жить, лавируя в условиях непрерывно сменяющейся власти…
В финале битвы войска сошлись в рукопашной. И застыли – вместе со зрителями – в минуте молчания.
Исторически это сражение закончилось победой белых. В воссозданном бою, по задумке, победителей не было.
«Организаторы и участники не делят героев тех событий на правых и виноватых, победителей и проигравших, – пояснил замначальника организующего реконструкцию департамента экономразвития области Давид Бузиашвили. – В войне против себя ни один народ не выходит победителем. Нам очень важно понять и по возможности объективно оценить революцию и Гражданскую войну. Сохранить память и сделать выводы, чтобы избежать повторения истории».
Видео Олега Гончаренко
Рекомендовано к прочтению