05.02.2018 20:06

Без барьеров. Могут ли белгородцы сделать свой город удобнее

Без барьеров. Могут ли белгородцы сделать свой город удобнее

Что такое безбарьерная среда?

Это такое устройство городского пространства, где любой гражданин может беспрепятственно и комфортно передвигаться без чьей‑либо помощи: и инвалиды, и мамочки с колясками, и велосипедисты, и пешеходы.

«Нельзя не признать, что в Белгороде сделано много. Радует внимание руководства региона к проблеме доступности. Губернатор не раз советовал чиновникам черпать полезную информацию об обустройстве территорий, например, в блоге Ильи Варламова. Вопросам безбарьерности не раз уделял внимание и начальник департамента строительства и транспорта области Евгений Глаголев», – говорит член Молодёжной лаборатории урбанистики Геннадий Гребенников.

Как нужно строить?

Застраивая город, делая реконструкцию и капремонт, строители опираются на свод правил, который учитывает доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

При этом городское управление соцзащиты участвует в согласовании задания на проектирование, отмечают в мэрии Белгорода. Именно соцзащита сообщает департаменту строительства и архитектуры о том, в каких дворах живут инвалиды. А строители обязаны учитывать это при благоустройстве дворовых территорий.

«В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ застройщик вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство прилагает раздел «Перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и социально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда», – поясняют в мэрии.

В этом перечне учитываются все элементы безбарьерной среды: от необходимых размеров проёмов в здании и пандусов до парковок личных автомобилей инвалидов.

Без барьеров. Могут ли белгородцы сделать свой город удобнее

Как контролируют?

Муниципальная комиссия обследует жильё инвалида и общее имущество в доме и смотрит, чтобы всё соответствовало нормам. В комиссию входят представитель общества инвалидов и специалист отдела по работе с ветеранами и инвалидами городского управления соцзащиты.

«К приёмке новых зданий нас не привлекают, – уточнил председатель региональной организации Всероссийского общества инвалидов Анатолий Франковский. – Но при разработке проекта строительства учитывается 35-й СНиП. Наше участие выражается, например, так: в одном селе Борисовского района строили социально-культурное учреждение. Оказалось: нет денег на лифт. Департамент строительства прислал письмо: просим согласовать строительство без лифта. Я им ответил, сославшись на 15-ю статью закона о защите инвалидов, что новое строительство или капремонт не допускается без доступной среды».

Доступен ли общественный транспорт

В Белгороде есть низкопольные автобусы, троллейбусы с широкими тамбурами для детских и инвалидных колясок. Пол в тамбурах откидывается наружу, превращаясь в пандус для заезда колясок. Правда, такого транспорта пока мало. Недостатки маршруток «Марко Поло» в мэрии признали ещё два года назад и планируют постепенно их заменять.

«Общественный транспорт у нас в городе на «три с минусом». Под ним я подразумеваю не только сами машины, но и всю инфраструктуру, включая остановки, подходы к остановкам, интервалы движения и скорость перемещения автобусов», – сетует Гребенников.

  • Без барьеров. Могут ли белгородцы сделать свой город удобнее

  • Без барьеров. Могут ли белгородцы сделать свой город удобнее

Доступная среда для пешеходов

Комфорт для пешеходов – отсутствие резких перепадов высот: бордюров, ступеней. Они увеличивают нагрузку и сбивают темп ходьбы. В развитых городах пешеходную инфраструктуру обустраивают по одноуровнему принципу, делая плавный переход между проезжей частью и пешеходной. При этом ставят столбики, чтобы автомобилисты не заезжали на тротуар. В Белгороде есть такие образцово-показательные места – на Соборной площади, на белгородском Арбате. Но не везде.

«Возможно, дело в том, что узкий пандус с одной наклонной плоскостью исполнителям делать привычнее, а в проектах указания на эти мелочи отсутствуют. Но это не вариант. Каждый сталкивался с тем, что такие места представляют собой «бутылочное горло», за прохождение по которому вынужденно конкурируют и колясочники, и пешеходы, и велосипедисты. Вдобавок в конструкции узкого пандуса имеются боковые стенки, из‑за которых коляска может двигаться строго параллельно им. Чтобы подняться или спуститься по такому пандусу, нужно, чтобы коляска была выставлена по ходу дальнейшего движения строго перед ним. Это уже лишние усилия», – анализирует Гребенников.

Справедливости ради нужно отметить, что в городе делают пандусы и шире. Но вопрос в качестве их исполнения. Небрежно выполняя плавный сход, строители оставляют ступеньки высотой 5–10 см. Для колясок это критично.

Горожанин и дорога

Под- или надземный пешеходный переход хуже наземного, уверенно заявляют исследователи. Но в Белгороде тема их строительства всплывает регулярно.

«Эти переходы не решают проблему автомобильных пробок. Ведь забота об автомобилистах увеличивает число машин на дорогах, что неминуемо приводит к пробкам. Переходы вынуждают пешеходов нарушать правила. Уменьшают социальные связи районов: внеуличный переход делает дорогу более трудной для преодоления, и количество контактов жителей уменьшается», – отмечает Геннадий Гребенников.

Куда обращаться за комфортной средой?

«Обращаться по пандусу или электрическому подъёмнику для колясок в подъезд или во дворе нужно в управляющую компанию, – советует председатель благотворительного фонда «Река добра» Владимир Тараненко. – Нужно написать заявление в свободной форме. Если большинство жильцов не против, то УК поставит. Если соседи против, то поставят через суд, в который тогда придётся обратиться».

Возможность обращения в УК подтвердили и в мэрии:

«Работы по устройству пандуса для детских колясок могут быть выполнены управляющей организацией по статье «содержание жилья», в случае если выполнение таких работ предусмотрено договором управления многоквартирным домом. При определении размера за содержание и ремонт помещений на общем собрании собственники могут принять решение о включении пандуса в состав общего имущества работ и выполнении работ по установке пандуса за счёт средств, собираемых по статье «содержание жилья».

Однако иногда сделать пандус в старом доме нет технической возможности. Инвалиду придётся нанимать персонал, который поможет спускаться во двор два раза в день. Либо, к сожалению, менять жильё – на более благоустроенный дом, на первый этаж.

Без барьеров. Могут ли белгородцы сделать свой город удобнееФото Игоря Гончарова

В обществе инвалидов уверены: во всех случаях желаемого нужно добиваться всеми возможными путями.

«Нужно обращаться и в управление соцзащиты, и в управляющую компанию, – советует Анатолий Франковский. – Если в УК ничего не делают, соцзащита может содействовать. Пишите жалобы и прокурору: он будет выписывать предписание, чтобы нужное исправить. Управляющей компании придётся исправлять или доказывать, что для этого нет технической возможности. Соцзащита может ходатайствовать о смене жилья, об оплате труда персонала. Надо всегда искать выход, не молчать, требовать. Письменно, сразу во все инстанции. Ставить эти вопросы на вид, чтобы они надоели всем, чтобы все забегали, и власти, наконец, административным решением сделали нужное».

Можно также обратиться в мэрию через интернет-приёмную на сайте или через проект «Активный горожанин».

«Хотите что‑то сделать – спрашивайте нас!»

Вклад в обустройство города вносят некоммерческие организации. Тот же фонд «Река добра», который занимается независимым мониторингом доступной среды.

Его глава Владимир Тараненко в качестве положительного примера приводит набережную Везёлки. В фонд звонили из «Белгородоблпроекта» и консультировались.

«Вот так должны сотрудничать власти, чиновники и некоммерческие организации, которые представляют горожан. Когда что‑то власти собираются сделать – спросите у тех, кому вы хотите причинить добро! И власти меняются, начинают нас слушать и слышать», – констатирует Тараненко.

«Нужно менять отношение»

Новые объекты нетрудно сделать безбарьерными. Белгородский аэропорт или школа № 50 в областном центре – примеры удачных решений. Но как быть со старыми зданиями?

«Все бюджетные учреждения сегодня доступны для колясочников, – заявляет Анатолий Франковский. – Новые больницы, органы соцобеспечения, отделения Сбербанка – везде есть пандусы, кнопки вызова сотрудников. По итогам мониторинга много вопросов вызвал железнодорожный вокзал: до него трудно добраться с остановки транспорта. Есть проблема в больницах: в них легко зайти, но внутри не встретить сопровождающих. В отличие, к примеру, от аэропорта: если уведомить о том, что будет лететь инвалид, то специальный человек встретит, проведёт».

Большинство учреждений в городе нужно капитально реконструировать. В их собственных силах в лучшем случае лишь устроить пандус и кнопку для вызова сотрудников. В этой ситуации многое зависит от руководства учреждений.

«У нас, в наших неприспособленных условиях, прекрасно снимали видео с танцами на колясках, – рассказывает о своём опыте директор выставочного зала «Родина», член областной Общественной палаты Наталья Гончаренко. – Было бы желание. Надо не искать деньги на реконструкцию, которых нет и, возможно, не будет. Нужно менять отношение к тем, кто в этом нуждается. А если строить безбарьерную среду, то не для галочки, а как следует».

Источник

В апреле некоторым пенсионерам дополнительно выплатят по 10000 рублей Надежду Бабкину ввели в искусственную кому Почему ученые советуют есть чеснок пожилым людям? Николая Давыдова вновь избрали главой Борисовского района Белгородские аграрии получат по итогам 2017 года более 26 млрд рублей прибыли

Последние публикации