Белгородским предпринимателям мешают в работе высокие налоги и аренда
В этом признались более трети респондентов, участвовавших в исследовании по проблемам малого и среднего предпринимательства в регионе. Его итоги озвучили 23 мая на форуме «Малый и средний бизнес Белгородчины».
Исследование проводили Торгово-промышленная палата и социологи БелГУ. В апреле – мае на вопросы анкеты ответили 500 представителей малого и среднего бизнеса, а также экспертного сообщества из девяти городских округов и районов. Об итогах рассказала кандидат социологических наук Яна Серкина.
По её словам, 17 % опрошенных оценили своё развитие как «хорошо», 32 % – «стабильно», 30 % – «неусточиво». У 12 % бизнес утрачивает свои позиции, а 7 % признались, что у них всё плохо.
«Фактически половина респондентов определяет свой бизнес как в той или иной мере проблемный, и это тревожный фактор», – констатировала Серкина.
Ответы предпринимателей позволили назвать факторы, которые мешают им работать. В первую очередь это высокие налоги и аренда – так ответили 43 и 34 % респондентов соответственно. Проблему с доступом на рынки сбыта ощущает каждый четвёртый участник исследования. Чуть меньше тех, кто столкнулся с недобросовестной конкуренцией и дефицитом квалифицированных кадров. Трудности при получении кредита испытывают 15 % опрошенных, а отсутствие стабильных правил игры мешают почти каждому восьмому.
«Довольно тревожно выглядит то, что почти треть предпринимателей убеждены, что условия для малого и среднего предпринимательства в Белгородской области хуже, чем в соседних регионах, – сказала Серкина. – Главными основаниями для такого вывода респонденты называют высокие ставки налогообложения и сравнительно сильное административное давление. Реже приводят аргументы о более высоком административном контроле над рынком, уровень коррупции и проверки».
Между тем о намерении закрыть бизнес заявили только 7 % респондентов, 2 % планируют его сократить, 41 % – расширять, а 37 % – сохранить в существующем объёме.
18 % опрошенных сказали, что за последние пять лет условия для работы улучшились. Эти позитивные изменения они связывают с улучшением информационного обеспечения, поддержкой со стороны власти и финансово-кредитной поддержкой.
27 % отметили, что условия работы для них не изменились, а 44 % – что ухудшились. Чаще других на негативные изменения указывали предприниматели, занятые в торговле и промпроизводстве.
Мнение экспертов о состоянии малого и среднего бизнеса разделилось: 38 % заявили, что условия ведения бизнеса за последнюю пятилетку не изменились, столько же – улучшились, 23 % уверены в ухудшении.
По словам Яны Серкиной, многие предприниматели не знают о том, какие государственные и общественные структуры занимаются поддержкой малого и среднего бизнеса, поэтому и оценить их деятельность смогли меньше половины респондентов.
Исследование позволило определить и уровень социальных ценностей бизнесменов, что важно для того, чтобы определить их готовность участвовать в решении социальных проблем.
«Наиболее значимыми ценностями в отношениях между людьми для бизнесменов являются справедливость, законность, культура общения и вежливость. А культивируемые в регионе служение Отечеству, патриотизм, духовность, общественная мораль, открытость власти, ответственность за будущее, солидарность признали важным для себя меньше пятой части опрошенных, – отметила Серкина. – Значительная часть предпринимателей выпадает из ценностного мейнстрима региона и находится на его обочине. Это создаёт угрозу потенциальных конфликтов в будущем».
Также анкета показала: участвовать в социальных программах, направленных на объединение регионального делового сообщества, готовы меньше половины опрошенных.
Ирина Дудка
Рекомендовано к прочтению