Александр Хант: Серебряков снялся в моём фильме бесплатно
20 февраля в рамках фестиваля «Сталкер» в «Русиче» любители кино посмотрели драму «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов».
По сюжету молодой человек с детдомовским прошлым Витька Чеснок встречает своего парализованного отца-уголовника. В надежде завладеть его квартирой парень везёт родителя в богадельню.
Эта дебютная работа 32-летнего кинорежиссёра Александра Ханта завоевала множество наград, в том числе приз «Сталкер» за лучший игровой фильм. А редакция «КиноПоиска» признала картину одной из лучших среди отечественного и зарубежного кино в 2017 году.
После просмотра белгородцы задали создателю фильма вопросы, а «БелПресса» записала ответы.
О своей профессии
«Очень много ребят поступают на режиссуру и в процессе либо отходят в сторону, понимая, что это не их, либо осознают, что это не очень простой образ жизни, – говорит Александр Хант. – Совет для молодёжи: после школы лучше поступить в другое место и, может быть, не доучиться до конца, но всё равно не спешить идти на режиссуру. Осознанно двигаться в эту профессию есть смысл в 23–25 лет.
В школе я был человеком закрытым и закомплексованным, не особо любил всё вокруг. Друзей у меня было мало. И как‑то на уроке истории я выпрыгнул в сугроб из окна со второго этажа и сломал ногу.
Я часто травмировался, и к этому времени мать уже некоторое время страховала моё здоровье. Каждая травма приносила мне деньги. На них я покупал разные штуки. Когда сломал ногу – видеокамеру. Она стала для меня близким другом, я ходил и снимал всё бесконечно. После этого и загорелась мысль: а почему бы не заняться этим серьёзно?
Фото с личной страницы Александра Ханта в «ВКонтакте» (vk.com/kinematographist)
В 2013-м я окончил Всероссийский госинститут кинематографии. Следующие три года стали временем испытаний. В какой‑то момент я как курьер развозил пирожки по магазинам, чтобы просто существовать.
На самом деле мне очень повезло, что я нашёл сценарий для фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» и мне дали его запустить».
О подборе актёров
«С Женей Ткачуком я уже был знаком, когда получил сценарий. Прочитав его, я точно знал, что главную роль будет играть он. Насчёт отца героя у меня были разные мысли, но в какой‑то момент я понял, что это однозначно Серебряков. Он и внешне похож на Женю, и по характеру, мне казалось, отец должен быть таким.
Я даже не знаю, кто мог бы быть альтернативным вариантом.
Мы достаточно легко со всеми договорились, хотя при нашем достаточно скромном бюджете всем нужно было снизить планку. И все на это шли. Серебряков снимался вообще бесплатно. И Андрей Смирнов отозвался очень легко, чему я очень рад».
О сложностях дебюта
«От получения сценария до готового фильма прошло два года.
Тяжело было в течение 21 смены съёмок. Мне казалось, что что‑то вот-вот должно случиться. Я ощущал себя именно дебютантом. Команда достаточно профессиональная, а у нас с оператором – дебют. Все были умнее нас, в том числе и артисты. Было ощущение, что мы ничего не понимаем. Я получал от съёмок не удовольствие, а наоборот. Но это был очень ценный опыт».
О музыке в фильме
«Я долго её выбирал. Сначала везде были балалайки. Мне казалось, что я иду в сторону некой сказочной истории, где есть Иванушка-дурачок и Змей Горыныч, машина – Конёк-Горбунок, отец – Спящая красавица. Поэтому и пытался всё это оформить сказочной музыкой. Однако понял, что это не работает.
Потом пробовал ещё много разных вариантов и в итоге обратился к своему главному герою. Решил разобраться, что же он слушает, что может играть у него в машине? Так я начал слушать рэп. И мне показалось, что он здорово ложится в историю».
О цвете
«Ещё на этапе подготовки мы решили, что наши основные цвета – зелёный, красный и жёлтый. Город в первой части фильма насыщенно цветной, а когда герои отправляются в дорогу, цветов становится меньше, даже больницу выбирали максимально в одном цвете.
Так мы хотели перенести историю из города – его пестроты и суеты – и выдвинуть другую палитру. Так что это был сознательный ход, без какого‑то символического значения».
О плохих людях
«Я не считаю героев фильма плохими людьми. Много кого вокруг каждого человека можно назвать нехорошими словами. Мне кажется, что такой подход неверен.
Моя задача как режиссёра была в том, чтобы как раз сломать этот барьер, приблизиться к этим героям и увидеть, что это не уроды, а просто такая у них судьба ломаная, что они стали непохожими на привычных для нас людей. Но всё равно они – люди. И то, как они себя проявляют в итоге, это человеческие поступки».
Фото с личной страницы Александра Ханта в «ВКонтакте» (vk.com/kinematographist)
Об открытом финале
«Когда меня спрашивают о том, повернул ли герой назад или продолжил путь, я отвечаю просто: моя задача состояла в том, чтобы привести его к точке выбора. До этого момента перед Витькой не стояло сложных вопросов. Он знал, чего хочет и ради этого действовал.
А после истории перед героем стали более сложные вопросы: куда он едет, зачем и что теперь ему делать? Для меня в этом и есть финал. Если Витька вернётся за отцом, это не значит, что он станет хорошим человеком. Если не вернётся, не значит, что он будет плохим. В любом варианте он уже будет другим, и это для меня самое важное».
О Серебрякове
«В интервью с Юрием Дудём Серебряков говорит, что в моём фильме он сыграл смерть героя. Когда он уже лежит в палате, мы видим его лицо, закрытое рукой. В какой‑то момент рука актёра падает – смертью Алексей Валерьевич хотел завершить линию своего героя.
В итоге я этот момент убрал, потому что мне казалось, что отец главного героя не должен умереть. Мне кажется, Серебряков всё‑таки жалеет, что я это вырезал».
О творческих планах
«Я приступил к следующему сценарию. Это такая приключенческая драма. В основе – история псковских школьников. Я не собираюсь снимать фильм по реальным событиям. Псковские школьники – это, скорее, толчок для того, чтобы этой историей заняться. Надеюсь, что подростки будут моей следующей картиной.
Если брать актёров, то мне было бы интересно поработать с Ксенией Кутеповой, Ольгой Лапшиной и Петром Скворцовым. Также интересно было бы с Сергеем Безруковым, но, мне кажется, что работать с ним очень сложно. Хотя, думаю, это действительно хороший актёр».
О критиках и любимом режиссёре
«Я считаю, что BadComedian (псевдоним российского видеоблогера и кинокритика Евгения Баженова и название его основного канала – прим. авт.) занимается очень актуальной критикой кинематографа. Вообще что‑то надо с нашим кино делать. И блогеры в этом помогают.
Из режиссёров на меня повлиял Бергман. Это очень интересный пример творческого пути. То, с чего он начинал и к чему пришёл, то количество фильмов и театральных постановок, которые он сделал, для меня пример для подражания. Я хотел бы, чтобы моя дорога была столь же плодотворной».
Рекомендовано к прочтению